Статья "Значение метапредметности в современном образовательном процессе"
Значение метапредметности в современном образовательном процессе.
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
Остановимся на метапредметных результатах, которые определены в программе по русскому языку и литературе:
-
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал.
-
Выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.
-
Умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценив её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
-
Умение работать с разными источниками, находить нужную информацию, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности.
Метапредметные результаты определяют перечень метапредметов, формирующихся на данных уроках. В методической литературе количество метапредметов растёт (мы начинали когда-то с четырёх), это закономерно, поскольку количество универсальных смыслов бесконечно. Хочу остановиться лишь на нескольких из них. Сразу оговорюсь, что речь пойдёт не об интеграции предметов. Например, мы не мыслим уже уроки литературы без истории, музыки, ИЗО. Но сегодня речь пойдёт о тех универсальных смыслах, которые формируют надпредметное состояние ученика в уроке. Хотя при этом предметные результаты никто не отменял, у нас есть рабочая программа по предмету, есть КТП.
Итак, метапредмет «Смысл». Осмысление того, что происходит, важно на каждом этапе урока. Отсюда самостоятельное целеполагание, подведение итогов каждой учебной ситуации на уроке, выявление главного, существенного. Так, например, при изучении биографии того или иного писателя в хронологическую таблицу ввожу раздел «Значение». И ребята самостоятельно определяют значимость того или иного этапа биографии в развитии творческой личности писателя. При подготовке сообщений учащихся предлагаю им продумывать обратную связь (вопросы классу, тесты, кроссворды и т.п.) В конце урока целесообразно использовать синквейн (об этом я уже рассказывала).
Следующий метапредмет «Проблема». Создание проблемной ситуации на уроке как нельзя лучше активизирует учебный процесс. Возьмём проблемные ситуации на уроках по изучению романа «Обломов». Так на первом уроке, проверяя читательское восприятие школьников, привожу разные точки зрения на образ главного героя… Проблема обозначена: какой же герой Обломов: положительный или отрицательный? Или, проверяя сделанную дома таблицу по сравнению Обломова и Штольца, которая указывает нам на противоположность персонажей во всём, причём в пользу последнего, неожиданно даю точку зрения Чехова. И сразу возникает проблема: кто же перед нами: антиподы или двойники?
Ещё один метапредмет «Задача». Очень люблю давать детям логические задачки и наблюдать при этом ход их мыслей. Так, например, предлагаю найти «четвёртое лишнее»…
Кстати, интересно реализуется этот метапредмет и на уроках русского языка: даны четыре слова А, Б, В, Г. Известно, что А и Б – синонимы, А и В –антонимы, Б и Г – антонимы. В каких отношениях находятся слова В и Г? (маленький, крохотный, большой, огромный).
Следующий метапредмет «Знак». Реализую его на построении различных схем к уроку. Например, при изучении темы «Обломов и Ольга Ильинская»… Подобные схемы получаются и при изучении главы «Бэла» («Герой нашего времени»), рассказа «Ионыч», «Гранатовый браслет» и т.п. А при изучении темы «Поиски смысла жизни главных героев романа «Война и мир» схемы выглядят по-другому.
Метапредмет «Творчество». Покажу на примере подготовки к сочинению. Два сочинения писали мы в этом году в 10 классе. Накануне ребята получают задание…
Есть ещё метапредмет «Образ», развивающий образное мышление на уроках. Однажды я была в кабинете литературы, напоминающем кабинет ИЗО. Все шкафы были забиты рисунками учащихся, учительница работала тогда над темой «Образное мышление на уроках литературы». Использую, но не часто. Придумать обложку к сборнику стихов Пушкина, к главе «Сон Обломова». Навсегда запомнилась работа по теме «Становление личности в процессе революционной борьбы», делящаяся, растущая клетка как развитие характера Павла Власова.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сибирцева Лариса Дмитриевна
→ Публикатор 25.11.2021 0 927 164 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.