Статья "Влияние среды на развитие личности подростка"
Влияние среды на формирование личности подростка
Сегодня много говорится о воспитании подрастающего поколения. Учёные, родители, педагоги - ищут ответы на насущные вопросы, среди которых.
- Под воздействием каких факторов формируется поведение растущего человека?
- Что оказывает доминирующе влияние на мировоззрение подростка: семья, школа или улица?
- Как создать условия, при которых дети не будут вовлечены в негативный социум?
Большинство специалистов едины во мнении, что на формирование личности подростка влияют следующие основные факторы:
-
обращение в семье – поведение родителей и родственников, пример старших братьев или сестёр, участие в воспитании бабушек и других близких родственников;
-
качество педагогического воздействия – отношение к детям со стороны учителей, готовность уделить внимание «за пределами учебной программы», готовность выслушать и придти на помощь;
-
влияние СМИ и интернета – не секрет, что ресурсы «всемирной паутины» доступны детям с малых лет, даже если в семье ребёнка ограничивают в информации из интернета, то за пределами дома, он может пользоваться как конструктивным, познавательным, так и деструктивным контентом;
-
влияние социальной среды – если с благополучными подростками всё более-менее ясно, то причины вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность со стороны посторонних лиц не связанных с семьёй или учёбой, требуют постоянного переосмысления.
Что же оказывает ключевое воздействие на сознание растущего человека?
Психологи утверждают, что всё зависит от восприимчивости конкретного подростка. Необходимо с ранних лет формировать у ребёнка образ авторитета - человека к чьему мнению он будет прислушиваться, с кого брать пример. Этот человек станет играть доминирующее влияние на мировоззрение подростка. Хорошо, если это будет отец или мать, неплохо - если школьный учитель. Но может оказаться, что авторитетом станет старшеклассник из неблагополучной семьи или человек склонный к преступлениям. В этом случае в сознании формируется образ героя сражающегося с несправедливой системой, составными элементами которой являются: школа, семья, общество.
Социальная среда – неотъемлемая часть окружающего мира, с которым каждый день сталкиваются дети. Важно, научить ребёнка различать положительные и отрицательные проявления. Впору вспомнить монолог известного советского сатирика Аркадия Райкина о негативном влиянии улицы: «Пить, курить, говорить – я начал одновременно!» - в этих словах есть доля истины. Если с раннего детства рассказывать ребёнку о вреде курения и алкоголя, о недопустимости употребления нецензурной лексики, при этом, родители будут показывать пример, то к подростковому возрасту у молодого человека выработается устойчивый иммунитет к вредным привычкам.
Важную роль играет формирование социальной самоидентификации подростка, он должен осознавать к какой из групп он относится и уметь аргументировано объяснить свою позицию – это будет залогом того, что подросток не попадёт под влияние.
Особое беспокойство вызывает преступность по отношению к несовершеннолетним со стороны взрослых. За 2020 год зарегистрировано 982 таких случая, из них сексуального характера 132. Родителями совершено 39 преступлений: в отношении дочерей - 21, сыновей - 18. Сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних направлено 48 материалов на возбуждение уголовного дела в отношении родителей.
Всего за 12 месяцев 2020 года на учеты в горрайорганы поставлены 704 родителя, злостно уклоняющихся от обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей и подростков, из которых 82 человека проживают с сожителями.
Несмотря на положительную динамику за прошедший год общее число преступлений совершённых подростками снизилось на 9,1%. Несовершеннолетние продолжают становиться участниками правонарушений различной степени тяжести.
Согласно данных Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ.
За январь-декабрь 2020 г. из 852 506 лиц совершивших преступления – учащиеся и студенты составили 34 773 человека. Всего, несовершеннолетними или при их участии совершено 37 771 преступления, из них 9 797 особо тяжких.
По данным МВД РФ.
В подразделениях по делам несовершеннолетних (ПДН) на конец 2020 года состояло на учёте 1373 человека из них, 273 подростка - за совершение административных правонарушений, в том числе до достижения возраста привлечения к административной ответственности.
Доминируют преступления против собственности, их доля составила 78,9%. Преступления против жизни и здоровья составили 7,7%. Преступления против порядка составили 3,1%.
По данным ФСИН.
Среднесписочная численность несовершеннолетних находившихся в воспитательных колониях составляла 1017 человек.
Освобождено в 2020 году 604 человека.
Ресоциализация подростков вернувшихся из мест лишения свободы – ещё одна актуальная тема. Не секрет, что общеобразовательные учебные заведения неохотно принимают «трудных» детей. Различные общественные организации стараются найти причины, чтобы отказать несовершеннолетним с криминальным прошлым, стать равноправными членами творческих или спортивных коллективов.
У подростка остаётся один путь – улица, которая когда-то научила его «пить, курить и говорить» - становится его «родным домом». Именно в негативном социуме он находит понимание и поддержку, делясь опытом с подрастающим поколением.
Решив проблему ресоциализации несовершеннолетних отбывших наказание, по идее, искупивших вину, исправившихся – нам удастся значительно оздоровить молодёжную среду. Сделать общество гуманнее и справедливей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Маргарита Валерьевна
→ Публикатор 30.11.2021 0 1400 160 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.