Статья "Приёмы технологии критического мышления как средство развития читательской грамотности на уроках в начальной школе"


МБОУ «Хиславичская СШ»


 


 


 


 


 


 

Приёмы технологии критического мышления

как средство развития читательской грамотности на уроках в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Хиславичская СШ» Щербич Г.В.


 


 


 


 


 


 

2021г


 

 Самым важным направлением функциональной грамотности является читательская грамотность, в которой проявляется способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе осуществляется на основе формирования навыков мышления. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое. А также развить речь; способности к анализу и синтезу; развить память и внимание; развить фантазию и воображение; пространственное восприятие; развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Развить и коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

ТРКМ обеспечивает возможность развивать функциональную грамотность у обучающихся

В процессе применения технологии развития критического мышления через чтение:

- происходит обучение обобщённым знаниям и умениям, навыкам и способам мышления;

- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

- формируется направленность на самореализацию.

 

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.

Описано достаточно большое количество методических приемов и техник, направленных на развитие критического мышления. Не все они могут работать в начальном звене, но часть из них можно взять для работы в младших классах. В начальном звене мы, конечно же, можем преподать лишь основы этой технологии, так как ребёнок 7-8 лет мыслит конкретными категориями. Дети, начиная обучаться в школе, должны обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школы школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

В своей практике я ввожу приемы ТРКМ постепенно.

Класс

Название приема

1

«Верные и неверные утверждения»

«Кластер»

«Чтение с остановками»

 

2

«Круги по воде»

Перепутанные логические цепочки»

«Лови ошибку»

 

3

«Толстый и тонкий вопросы»

«Синквейн»

«Корзина идей»

«Мозговой штурм»

«Разбери слово по буквам»

 

4

«Инсерт»

«Свободное письмо»

«Письмо по кругу»

«Письмо к учителю»

«ЗХУ»

«Ромашка вопросов или ромашка Блума»

«Дерево предсказаний»

 

 


 

В течение следующего учебного года вводятся новые приемы и отрабатываются уже знакомые. Исходя из особенностей класса, приемы можно вводить и в другой последовательности, выбирать более простые.


 


 


 


 

Название метода или приема

Описание

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:

1) выяснение того, что знают дети по теме;

2) набрасывание идей, предположений по теме;

3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Вызов

Верные и неверные утверждения”

 

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Вызов

Рефлексия

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:

 + я это знал,

  - я этого не знал,

  ! это меня удивило

  ? хотел бы узнать подробнее.

  Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?

 

 

 

 


 

Осмысление

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

- 2 прилагательных, описывающих тему

- 3 глагола, характеризующих действие

- фраза из 4 слов, содержит основную мысль

- синоним к теме.

В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

?– фактический ответ

? – обстоятельный ответ, развернутый.

Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Тонкие ?

Толстые ?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?


 

Осмысление и рефлексия

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.

1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

2. 1 этап – мозговой штурм (идеи)

     2 этап – систематизация, оформление в кластер

     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.

3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

Лови ошибку”


 

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Вызов

«Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.  Данная стратегия предполагает следующее:

1. Текст не должен быть знаком учащимся.

2. Текст заранее делится на части: помечается 1-я остановка и т. д. Остановок не должно быть более 5.

3. Задания и вопросы к тексту должны охватывать все уровни вопросов «Ромашки Блума».

В стратегии «Чтение с остановками» работают по следующему алгоритму.

1. Вызов — конструируем предполагаемый текст по опорным словам, обсуждаем заглавие рассказа и прогнозируем его содержание.

2. Осмысление содержания — читаем текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?».

3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. На данном этапе после чтения текста используем творческие задания при работе с литературным текстом.

 

Вызов, осмысление ,рефлексия

Письмо по кругу”


 

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Осмысление

«Круги по воде»


 

Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Рефлексия

«Письмо к учителю»


 

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ учит меня

Рефлексия

««Дерево предсказаний»


 


 

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.


 

Вызов и рефлексия

«Ромашка вопросов или ромашка Блума»


 


 

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Вызов

«Разбери слово по буквам»


 


 

Данный прием позволяет на стадии рефлексии  подобрать  к каждой букве слова, понятие, выражающие суть объекта.

 

Например:                             Tpeвога           Еда       Сердцебиение

           С Т Р Е С С

                       Слабость   Разочарование    Страх


 

Рефлексия


 


 

          Я считаю, что методы и приемы технологии развития критического мышления доста­точно доступны, чтобы их применить учителю и достаточно действенны, чтобы получить ожидаемый результат. Но требуют дополнительного времени для подготовки и внедрения в практику.

Моя задача ,как учителя, в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. Приёмы технологии развития критического мышления помогают ученикам полученные знания, умения и навыки перевести в функциональную грамотность.


 

Приведу несколько примеров по использованию приёмов ТРКМ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1 класс. Тема «Какой бывает вода»

Предлагается готовая схема-кластер и карточки с ключевыми словами:

вода, снег, пар, иней, туман, лёд, град, роса.


 


 

 

 

 

 


 


 


 


 

- Что вы видите на листе?

- Как расположены круги и стрелки?

- Как можно назвать? (Схема)

- Что находится в кармашке? (Карточки со словами)

- Кто догадался, что мы будем делать? (Заполнять кружки словами)

- Определите, какое слово будет главным? (Вода)

- Если дети затруднятся, то можно предложить загадку-подсказку:

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

- Где это слово разместим на схеме? (В центре). Сделайте это.

- Что можете сказать про оставшиеся слова? (Называют, какой бывает вода)

- Кто догадался, где мы разместим на схеме эти слова? Сделайте это.


 


 


 

 

пар

снег

лёд

 

 

 

 

Вода

 

 

 

иней

роса

 

 


 

 

град

туман

 

 


 


 

- На что похожа схема? (На цветочек, на солнышко)

- То, что у нас получилось, называется «кластер». Как вы думаете, почему? (Как бы складываем слова в кружки).

- Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.


 

На данном уроке обучающиеся узнают, что информацию можно представит в виде кластера.


 


 


 


 


 

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.

Тема урока: «Глаз – орган зрения».

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным

 

 

2. Форма глаза напоминает яблоко

 

 

3. Глаза в сильные морозы мерзнут

 

 

4. Зрачок – это отверстие в глазу

 

 

5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым

 

 

6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков

 

 

Прием “Корзина идей”

.

Тема урока: «Почва».

-Мы говорим почва. А что же такое почва?

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

- … земля

- … растительная земля

- … вещество

- … суша, а не вода

- … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть?

Примеры синквейнов

Животные.

Растительноядные. Хищные.

Живут, размножаются, питаются.

Украшение природы.

Незаменимы. 

Природа.

Живая, неживая.

Живет, дает, служит. Природа— источник познания.


 

.


 


Полный текст материала Статья "Приёмы технологии критического мышления как средство развития читательской грамотности на уроках в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щербич Галина Васильевна  Публикатор
06.12.2021 0 3399 199

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК