Статья "Экологическое воспитание младших школьников"


Ноговицына Н.Ф.

Учитель начальных классов

МБОУ «Ниджилинская СОШ»

Кобяйского района РС(Якутия)

 

Экологическое воспитание младших школьников

(Из опыта работы)

Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Какие экологические представления могут и должны быть сформированы у детей младшего школьного возраста? Думаю, что важнейшими из них являются: представления об уникальности, сложности жизни, её хрупкости и ранимости; о взаимосвязях и взаимозависимости, полезности всех природных объектов. Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении за природой, а значит для этого нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т.д. Объектов за наблюдениями множество

Обычно я веду первоклашек на нашу экологическую тропу. . Я выбрала это место не случайно. Она находится вблизи школы. Наша тропа проходит через лиственный лес и выходит на небольшую речку. Около речки расположена красивая лесная поляна. На этом месте произрастает вся флора нашей местности: лиственные деревья, хвойные, кустарники, полевые цветы, лесные ягоды. Наблюдение идет круглый год, зимой делаем тропки. Конечно, зимой очень холодно, но мы находим время для наблюдений за сезонными изменениями в природе и зимой .А весной делаем лыжню для прогулок на лыжах. Летом дети получают задания коллекционировать летние цветы и бабочки. Осенью дети засушивают листья, собирают природный материал. Весь материал используется для флористики.

В качестве примера приведу фрагмент одной из осенних экскурсий.

- Дети, какие изменения произошли на нашей полянке? ( обращаю внимание на прозрачность местности, чистоту и свежесть воздуха, на опавшие листья)

- Что произошло с листьями? (Они пожелтели)

- А где они сейчас? (Они лежат на земле, шуршат под ногами)

- Почему они шуршат? (Привожу детей к мысли, что листья шуршат потому, что они высохли, в них нет питательных веществ, влаги)

Далее предлагаю рассматривать листья, ветки, стволы деревьев

- Одинаковые ли рисунки жилок на разных листьях?

- Одинаковы ли сами листья по форме? А их цвет?

_ Потрогайте стволы деревьев. Что вы почувствовали?

Дети приходят к выводу, что у молодой березки ствол гладкий, блестящий, а у лиственницы и осины шершавый ствол. Обращаю внимание на светлые точки на стволе березы.

- Через эти малюсенькие точки березка дышит. Оно живое. Если повредить ствол: порезать ножом, забить гвоздь, то дерево заболеет, а может и умереть, то есть засохнет.

Далее предлагаю присмотреться к листьям.

- Почему у некоторых листьев осталась часть. Что случилось с другой частью?

Учитель:

- Их ели жуки-короеды, гусеницы бабочек.

- Как вы думаете, они вредные насекомые? (Дети утверждают, что они очень плохие)

- Вы хотите, чтобы их не было? (звучит положительный ответ)

Учитель:

-Летом у всех птиц появляются маленькие птенчики, а чем их кормит мама? Мама кормит своих птенцов насекомыми. Чтобы вырасти и научиться летать, каждый птенчик за лето должен съесть много насекомых. А мамы и папы целый день ловят насекомых, чтобы прокормить птенцов. Так нужны ли насекомые в природе? (Ответ утвердительный)

Таким образом можно подвести детей к взаимосвязи в природе: растения-насекомые-птицы. Во время таких экскурсий выявляю активных, любознательных детей, которых следует обучать методам научного познания и вооружить их инструментом поисковой деятельности

Мои учащиеся в первые дни пребывания в школе, обычно приносят комнатные цветы. В сентябре в школе проходит месячник озеленения классов, кабинетов.Класс делается уютным, красивым. Важно это время не упустить, потому что для маленьких исследователей началась исследовательская работа. Все четыре года им предстоит ухаживать за своими комнатными растениями: наблюдать за ростом и развитием растений, фиксировать изменения в дневниках наблюдений. Уже в первом классе дети умеют самостоятельно делать замеры, знают правила полива и ухаживания за растениями. Начиная со второго класса, выбираю наиболее активных, любознательных детей, которые могут достойно представить свои работы на конкурсах, НПК различного уровня.

Из класса в класс возрастает сложность работ. Далее включаются темы «Родословная», «Мой поселок», «Флора и фауна нашего края» и другие. Уделяю внимание и на историю родного поселка. Дети посещают лагеря экологической и овощеводческой направленности. Я стараюсь пробудить в них интерес к наукам, научить навыкам самоорганизации, самоконтроля.

В настоящее время учитель не должен оставаться в рамках практической и педагогической деятельности. Он должен обратиться к исследовательской и проектной деятельности, в которых индивидуальность школьников, их творческий потенциал раскрываются с максимальной полнотой.

 

 


 


Полный текст материала Статья "Экологическое воспитание младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ноговицына Наталья Федоровна  Публикатор
08.12.2021 0 3344 136

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК