Статья "Рейтинговая система: минусы меняем на плюсы"
МАОУ «Селенгинская гимназия»
Сибирцева Л.Д.
Отчёт по методической проблеме
«Система формирующего оценивания как средство управления качеством образовательных результатов учащихся».
Рейтинговая система: минусы меняем на плюсы.
На всех этапах развития школы на первое место всегда ставился вопрос эффективного оценивания учащихся.
Впервые вплотную познакомилась с системой формирующего оценивания во время аттестации, когда на курсах разговор зашёл о неэффективности пятибалльной системы оценивания на уроках. Как было сказано тогда, «учитель высшей категории должен использовать на уроках систему формирующего оценивания». К тому времени столкнулась с проблемой оценивания учащихся на уроках литературы, особенно в старших классах, когда количество выступающих (говорящих на уроке) значительно снижается. И вот четвёртый год внедряю эту систему в своей педагогической деятельности.
Если сравнить обычную систему оценивания с рейтинговой, то можно проследить определенную закономерность:
Обычная система |
Рейтинговая система |
Оценка выставляется за единичный ответ (что порой сделать нелегко) |
Позволяет вести систематический учет результатов деятельности школьников (в течение двух недель) |
Настраивает учащихся на определённую работу на конкретном уроке, за которую будет получена оценка |
Требует систематической и последовательной работы |
Способствует пассивности учащихся во время других уроков |
Настраивает на активную деятельность и ответственность учащихся в течение длительного времени |
Настраивает учащихся на потребительское отношение к учебному процессу, на подготовку к урокам только ради получения оценок |
Создает свободу выбора способов деятельности и продолжительности их выполнения |
Приводит к неравномерности нагрузки в течение четверти, создает условия для перегрузки учащихся |
Приучает учащихся планировать свою подготовку, накапливать баллы постепенно |
Система выставления оценок
Данная рейтинг-система не предусматривает выставления текущих оценок на уроках. Оценка выставляется в соответствии с набранными баллами, кроме контрольных работ (сочинений) и зачёта наизусть. При такой системе количество набранных баллов постоянно варьируется, в зависимости от способов деятельности и активности учащихся. Но есть так называемый первоначальный капитал (единичные баллы)
Копилка
-
своевременное и правильное ведение тетради;
-
посещение всех уроков;
-
наличие художественного текста.
Дети отмечают, что данная система позволяет:
-
самому спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных баллов;
-
возможность сравнения своего текущего результата с предыдущим;
-
наметить для себя результаты, ради которых он с готовностью станет заниматься в школе и дома;
-
избавление от страха получить «двойку» на конкретном уроке;
-
возможность воспитать трудолюбие и самодисциплину;
-
стимул к повышению уровня подготовки.
Из ответов видно, что интерес к рейтинговой системе оценивания не снижается, а, наоборот, повышается.
Для меня, как учителя, данная система важна тем, что обеспечивает:
– бесконфликтность общения, комфортность, доброжелательную атмосферу урока;
– рост сознательности, повышение активности учащихся;
– наглядное отражение каждого, даже маленького, шага в росте результатов.
Есть и минусы в данной системе:
-ежеурочное отслеживание результатов каждого ребёнка, ведение отдельного журнала;
-дополнительная проверка тетрадей;
-отслеживание всех действий учащихся на уроке, предельное внимание к каждому;
-индивидуальный подход (пропуски по уважительной причине).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сибирцева Лариса Дмитриевна
→ Публикатор 24.12.2021 0 641 118 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.