Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
"Читать – это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное"
К.Д.Ушинский
Цель: Ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.
Вступительное слово
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, я прошу посмотреть небольшой видеоролик и сформулировать проблему нашего мастер-класса (Слайд 2 "Ералаш")
«Как заинтересовать ребёнка чтением? Как воспитать книголюбов?»
- Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего ребёнка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается.
- Почему современные дети не любят читать? (Слайд 3) Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.
(Слайд 4) Попробуем прочитать текст. Легко ли вам читать его? А пересказать? Почему?
(Слайд 5) Иоганн Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит».
(Слайд 6) Мы с вами знаем, что большинство ошибок учащиеся допускаются вследствие непонимания самого задания. Вот почему технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Цели и задачи технологии вы видите на слайде (Слайд 7)
- Кто из вас знаком с технологией продуктивного чтения? (слайд 8) Прочитайте суждения и сделайте свой выбор. На «Рефлексивное дерево» прикрепите кленовый лист соответствующего цвета.
- Предлагаю определить область знаний по технологии продуктивного чтения (используем сигнальные карточки. Приём «Да» - «Нет» - «Сомневаюсь»).
1. Согласны ли вы, что технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения. «Да»
2. Согласны ли вы, что словарная работа проводится перед первичным чтением. «Нет»
3. Согласны ли вы, что один из основных методов технологии продуктивного чтения на этапе работы с текстом во время чтения – «диалог с автором». «Да»
4. Согласны ли вы, что знакомство с автором осуществляется перед чтением произведения. «Нет»
5. Один из основных приёмов на этапе работы с текстом во время чтения – комментированное чтение. «Да»
6. Согласны ли вы, что главное направление работы – вычитывание фактуальной информации в тексте. «Нет»
Параллельно ответам-сигналам я фиксирую их на доске. Таким образом, выходим на задачи мастер-класса.
Задачи мастер-класа:
1. Содействовать повышению мотивации участников мастер-класса к изучению технологии продуктивного чтения.
2.Актуализировать знания педагогов об этапах работы с текстом, организовать осмысление основных приёмов обучения, обеспечивающих полноценное восприятие и понимание текста учащимися.
3. Способствовать формированию у участников мастер-класса умения отбирать творческие задания в соответствии с концептуальными особенностями текста.
4. Содействовать активизации самообразовательной деятельности участников мастер-класса по проблеме формирования грамотного читателя посредством технологии продуктивного чтения.
Беседа:
1. Что такое технология? (Последовательность этапов работы).
2. Что значит продуктивное чтение? (Продуктивное – от слова «продукт»).
3. Что может быть продуктом чтения? Какой результат может быть у чтения?(Понимание смысла прочитанного).
- Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.
4. Что же является вторым результатом чтения? (Восприятие прочитанного текста) Восприятие – это включение человека в чтение.
- А что значит включиться в чтение? (Слайд 9)
Читаем – и представляем картины, героев
Читаем – и ставим себя на место героев
Читаем – и переживаем
Читаем – и участвуем в действии
Читаем – и задумываемся над содержанием
Читаем – и предполагаем конец истории
Читаем – и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим, удивляемся – испытываем эмоции
- При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.
Таким образом, продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации ведётся работа над глубоким пониманием текста.
(Слайд 10) Говоря о понимании текста, следует отметить, что организация работы по технологии продуктивного чтения предполагает вычитывание трёх уровней информаций:
- фактуальной: то, о чём в тексте говорится в явном виде.
- подтекстовой: то, о чём в тексте говорится в неявном виде, между строк.
- концептуальной: основная идея, замысел автора.
(Щелчок) В качестве образа, отражающего сущность трёх уровней информации, возьмём яблоко.
1.Фактуальную информацию можно сравнить с кожурой яблока. Мы её видим.По её виду мы можем определить цвет, сорт, предположить вкус.
2. Подтекстовая информация – находится под фактуальной, под кожей яблока. Она скрытая, но самая вкусная. Вы это почувствуете, когда будем читать текст, вычитывать подтекстовую информацию.
3. Концептуальная информация – самая важная. Она как косточка, которую можно посадить и вырастет новое дерево. Вот точно также и концепт, замысел, главная мысль, то, ради чего написано произведение. Концепт позволяет сформировать у ребёнка важные личностные качества, мотивировать его к творчеству.
(Слайд 11) Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.
Построение урока по технологии продуктивного чтения:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель - прогнозирование будущего чтения.
Именно на этом этапе должна быть определена смысловая и тематическая направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.
Давайте отработаем этот этап на примере. Работа в группах: предположите, о чём будет текст
1 группа. Предугадывает содержание рассказа по фамилии, имени автора.
2 группа. Предугадывает содержание рассказа по его названию.
3 группа. Предугадывает содержание рассказа по иллюстрации.
4 группа. Предугадывает содержание рассказа по группе ключевых слов (школьники, учительница, собачонка, обижали).
Проверка. (Слайд 13)
1 группа. Много рассказов о детях
2 группа. Речь пойдёт об оценках
3 группа. Главные герои любили собак
4 группа. Школьники обижали собачку, а учительница их отругала
- Прогноз сюжета незнакомого текста повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить прав ли я. Кроме того, данный приём акцентирует внимание на названии, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может намекнуть на сюжет, определить тему и основную мысль рассказа. Ребёнок забегает мыслью вперёд и превращается в соавтора.
- Итак, я вызвала у детей желание читать, значит, я решила задачу 1 этапа работы с текстом.
(Слайд 14) На 2-ом этапе я решаю другую задачу: обеспечить полноценное восприятие текста.
Продолжаем работать с текстом
1. Первичное чтение текста
Прочитайте текст самостоятельно. Проверьте свои предположения. (Приложение 1)
- Совпали ли ваши предположения о теме произведения, героях, развитии действий?
2. Перечитывание текста
На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы, как диалог с автором и комментированное чтение.
Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст.
Во-первых, необходимо научить детей видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. Как правило, на подобные вопросы автор сам даёт прямые ответы. Но в любом случае эти вопросы требуют остановки походу чтения, обдумывания ответов-предположений и далее проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
Во-вторых, научить учащихся задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так..? Для чего..? Кто такой..?
Возникающие вопросы опять таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения. Затруднение на данном этапе связано с нечётким пониманием того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору.
Практическая работа в группе. (Приложение 1. Вопросы)
- Какие вопросы можно поставить к первым двум предложениям текста «На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка»
1) Почему собачонку звали Двойка?
2) Где жила собачонка?
3) Какая собачонка жила на школьном дворе?
4) Кто жил на школьном дворе?
5) Интересно, кто дал ей такую кличку?
Распределите вопросы на две группы:
- вопросы к тексту;
- вопросы к автору.
(Слайд 16) Проверка
- Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер – и это очевидно из примера. Учащиеся ответят на них, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа они в тексте не найдут.
В-третьих, необходимо формировать у учащихся умение самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. При переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце
предложений) сигналы (Слайд 17)
В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя к классу, побуждающее задать такой вопрос.
О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору.
П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.
З – зеркало (загляни в «волшебное зеркало», подумай, что случится дальше).
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.
Практическая работа Проведём изучающее чтение вслух, используя приёмы: «диалог с автором», комментированное чтение, прогнозирование.
Чтение текста (1, 2 предложения)
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка.(ВО)
– "Кудлатая" - это какая? (Лохматая, патлатая, встрёпанная)
– Что вам интересно узнать? (Почему собачонку звали Двойка?)
Поставьте карандашом буквы В и О после слова Двойка.
– А теперь предложите свои ответы на этот вопрос. (Двойка – плохая отметка. Возможно, собачонка была тоже плохая и её никто не любил)
- Проверим себя, читая дальше.
Чтение текста (3, 4 предложения)
За что ей дали такую кличку, никто не знал. Но малыши всё равно обижали её.(П)
– Это будет ответом на вопрос?
– Совпал он с вашими предположениями? (Малыши не любили собачонку, обижали. Относились к ней также плохо, как к отметке двойка). Поставьте букву П.
Чтение текста (5-9 предложения)
– Ax ты, негодная (никому не нужна) Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!.. В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила. (Просила о помощи)
– Включите воображение, представьте. Какую картину вы увидели? Что будет дальше? Поставьте букву З.
Чтение текста (10-11 предложения)
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала: (ВО)
– Задайте вопрос тексту. (Что она сказала?) Поставьте буквы В и О.
– Придумайте свои ответы. (Нельзя так относиться к животным)
– Проверим себя, читая дальше.
Чтение текста (12-13 предложения)
– Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят. (П)
– Это будет ответом на вопрос?
– Совпал он с вашими предположениями? Поставьте букву П
– Здесь авторский вопрос прямой или скрытый? (прямой).
Чтение текста (14-15 предложения)
Малыши смолкли. Задумались над этими словами.(ВО)
– Какой вопрос вы хотели бы задать тексту? (Почему малыши смолкли после слов учительницы? О чем задумались?) Поставьте буквы В и О.
– Спрогнозируйте ответ на возникший вопрос к тексту. (Малыши задумались над тем, что плохо поступали)
– Сравним ваши ответы с текстом, читая дальше.
Чтение текста (16-18 предложения)
А потом приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятёркой, но одна девочка сказала: (ВО)
– Какой вопрос вы хотели бы задать тексту? (Что сказала девочка?) Поставьте буквы В и О.
– Спрогнозируйте ответ на вопрос? (Собачонка не виновата в том, что ей дали такую кличку. Плохая, некрасивая кличка не значит, что и животное такое).
Чтение текста (19 предложение)
– Ребята, разве дело в имени?..(П)
– Это будет ответом на вопрос? Ваши ответы совпали с текстом? Поставьте букву П
(Слайд 18) III этап. Работа с текстом после чтения.
Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.
– Какова основная мысль автора? (Ребята, разве дело в имени?..) В ответе на этот вопрос содержится идея рассказа, к какому выводу подводит нас автор. (Нельзя, обижать кого-то, только из-за того, что у него плохое имя или оно кому-то не нравится).
(Слайд 19) Третий этап называют этапом творческих заданий. В помощь учителям я приготовила Приложение 2, где Вы сможете найти разнообразные виды творческих заданий.
(Слайд 20) Одним из методических приёмов организации этого этапа может быть "Кубик Блума" (Блум - американский педагог). Перед вами обыкновенный детский кубик, на гранях которого написаны первые слова заданий: "придумай...", "назови...", "предложи...", "объясни...", "поделись...", "почему..."
- Учитель или ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Например, "Придумай продолжение истории", "Составь план рассказа", "Напиши письмо детям этой школы".
- Или такое задание: Выбери пословицу к этому тексту и объясни её значение:
Живи добрее, будешь умнее.
Красив тот, кто красиво поступает.
И собака ласковое слово знает.
Какая на собаке шерсть, такая и честь.
- В результате использования данной технологии мы развиваем все виды универсальных учебных действий. Они показаны в Приложении 2
Итог. Рефлексия
- Вернёмся к приёму «Да» - «Нет» - «Сомневаюсь». В начале мастер-класса мы зафиксировали свои затруднения по теме. Смогли бы вы сейчас без затруднений правильно ответить на все эти вопросы?
Практическая работа (Приложение 3)
- Установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (проставьте буквы в графе "Порядок")
Проверка:
(Слайд 24) Правильные ответы
- Вернёмся к рефлексивному экрану. (Слайд 24) Отметьте суждения в конце мастер-класса на «Рефлексивном дереве».
(Предположение, что увеличится количество педагогов, у которых возникнет желание применять технологию в практике)
- Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой, но я уверена, что благодаря знаниям, опыту, житейской мудрости, Вам это удаётся делать. Надеюсь, что мой мастер-класс немного Вам в этом поможет. И хочу подарить вам вот эти стихи (Слайд 25)
Приложение 1
Двойка
Евгений Пермяк
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. (ВО)
За что ей дали такую кличку, никто не знал. Но малыши всё равно обижали её. (П)
— Ax ты, негодная Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!.. В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила. (З)
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала: (ВО)
— Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят. (П)
Малыши смолкли. Задумались над этими словами. (ВО) А потом приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятёркой, но одна девочка сказала: (ВО)
— Ребята, разве дело в имени?.. (П)
1) Почему собачонку звали Двойка?
2) Где жила собачонка?
3) Какая собачонка жила на школьном дворе?
4) Кто жил на школьном дворе?
5) Интересно, кто дал ей такую кличку?
Приложение 2
Цель технологии продуктивного чтения – формирование читательской компетенции учащихся. |
|
Достоинства технологии продуктивного чтения:
-
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
-
Ориентирована на развитие личности обучающегося.
-
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
4. Способствует пониманию текста на уровне смысла.
Сфера читательской деятельности |
Виды творческих заданий |
Сфера осмысления содержания |
Рассказ о событии от другого лица; выборочный и краткий пересказ; составление плана; рассказ о герое; постановка вопросов к тексту; ответы на вопросы. |
Сфера реакции на художественную форму |
Рассказ-миниатюра с изменением героя; подробный художественный пересказ; наблюдение над языком. |
Эмоциональная сфера |
Выразительное чтение; пересказ от лица героя; составление диафильма; чтение по ролям; сопоставление произведения с другими видами искусства. |
Сфера воссоздающего и творческого воображения |
Творческий пересказ; драматизация; иллюстрирование; изготовление карт, схем, макетов. |
Формирование УУД
До чтения |
Во время чтения |
После чтения |
|
|
|
Приложение 3
Установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шакмаева Мария Анатольевна
→ Публикатор 27.01.2022 0 1448 163 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы