Статья "Одаренные дети как мощный ресурс общественного развития"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕЕСТВА №4»


 

ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»


 

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«Одаренные дети, как мощный ресурс общественного развития: педагогические инструменты для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала каждого обучающегося»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Хушиева Кристина Валерьевна


 

УЛЬЯНОВСК

28 ФЕВРАЛЯ 2022 Г.

Содержание

  1. Введение………………………………………………………..3-4

  2. Введение в терминологию, основные понятия………………………………………………………….5-6

  3. Обучение одарённых детей в системе
    дополнительного образования: педагогические инструменты………………………………................................7-8

  4. Практика применения педагогических инструментов в работе педагога дополнительного образования в объединении «Весёлый английский»…………………………………………………....9-11

  5. Заключение………………………..............................................12

  6. Приложение (презентация)……………………………………13


 

Место проведения городского открытого семинара-практикума: площадка ZOOM

Регламент выступления: 11 минут с применением средств ИКТ (презентация).


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение (регламент выступления 2 минуты)

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А.Сухомлинский

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современного образования и образовательной практики, которую начинаем проводить уже в дошкольном возрасте на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:

  • ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;

  • требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.

Главной целью моего выступления является показать, какие существуют условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Осознавая значимость данного направления, поставила следующие задачи:

  • создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

  • максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение в терминологию,

основные понятия (регламент выступления 2 минуты)

Что такое одарённость и одарённые дети?

Если обратиться к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы.
1. С. И. Ожегов: понятие «одаренность» определяется как талантливость. А понятие «талантливость» определяется, как что-то обладающее талантом.
2. В.И. Даль: нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
3. Словарь иностранных слов: подчеркивается, что талант (гр. talant) - выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта.
4.БЭС:характеризует одаренность, как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Из сказанного можно сделать вывод, что говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем одаренность проявляется в успешности деятельности.

Представление об одаренности, изложенное в « Рабочей концепции одарённости» (Министерство образования Российской Федерации, целевая программа «Одарённые дети» 1998, 2003), в значительной степени
расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных
(прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество,
характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система
ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.
Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание
уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только
преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности.


 


 

это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние пред

Обучение одарённых детей в системе
дополнительного образования
(регламент вступления 3 минуты)


Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора
образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды
деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Личностно-деятельностный характер
образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования —
выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков
завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

Индивидуально-личностная
основа деятельности учреждений данного типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей,
используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения
одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития
в определенной области; (фото объединений «Школа раннего развития», Весёлый английский», «Дошколёнок», «Там, где знания живут», «Солнечный зайчик», «Фантазия»)
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве
наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого
класса);( фото акции по сбору батареек от обучающихся и родителей всего ЦДТ №4, ПАО «Фортум»)
3) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; (фото объединений бокс «Локомотив», лагерь «Максимум»)
4) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; (фото имеющихся грамот и дипломов объединений ЦДТ№4).
5) детские научно-практические конференции и семинары (фото объединений Барановой М.С. , Хуртиной Н.Ю. (графическое программирование, основы робототехники).


В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития
одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным
расчленением содержания образования.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Практика применения педагогических инструментов с одаренными детьми в работе педагога дополнительного образования в объединении «Весёлый английский» (регламент выступления 3 минуты)

Наш век – век полиглотов. Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в обществе.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.

При организации традиционных занятий дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу.

При работе над решением данной проблемы необходимо обратиться к некоторым современным образовательным технологиям организации обучения и применять их на занятиях в рамках дополнительного образования с учетом того, что в группах есть одаренные дети.

В объединении «Весёлый английский» система обучения иностранному языку строится с применением следующих педагогических инструментов:

  • Информационно-коммуникационная технология (презентации)

  • Технология развития критического мышления (представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.

Например, изучая тему «FOOD/Еда» обучающимся было предложено задание составить рецепт любимого блюда, с учётом того, что предстояла работа с русско-английским словарём (а обучающиеся больше привычны к работе с англо-русским словарём).

Для того, чтобы обозначить название тех продуктов, которые в общем плане занятия в рамках активной базовой лексики намеренно не были озвучены педагогом.

  • Технология проблемного обучения

Цель проблемного обучения — чтобы обучающийся не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска.

Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы. 

Например, во время изучения темы «Clothes/ Одежда (Мой гардероб») учащиеся, получив теоретические знания, приступили к выполнению практики, которая была представлена в виде заданий «Числоворд» (были даны названия предметов одежды, буквы в которых были перемешаны. После того, как название каждого предмета одежды было восстановлено, учащимся предлагалось из одной буквы каждого слова составить одно ключевое слово).

  • Проектная технология ( в рамках программы курса «Весёлый английский» составляются проекты «Страна Алфавитинск», «Мое любимое время года», «Мое любимое животное», «В огороде пугало стояло»)

  • Здоровьесберегающие технологии (тот обучающийся, который быстрее основного потока усваивает курс обучения иностранному языку , помогает педагогу в проведении физкультминуток. Например, одна из любимейших физкультминуток посвящена теме «My body»/ «Мое тело»(«Части тела»). По аналогии снят веселый современный мультфильм «Буба»).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Заключение (регламент выступления 1 минута)

В своём выступлении мною был отражен целостный подход к сложному и многоаспектному явлению
детской одаренности.

В предлагаемом определении удалось отойти от ставшего житейским
представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к
пониманию одаренности как системного качества психики, развивающегося на протяжении всей
жизни.

Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не
только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение

К данному выступлению создана Презентация в Power Point, состоящая из 12 слайдов.



 

7

 


Полный текст материала Статья "Одаренные дети как мощный ресурс общественного развития" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хушиева Кристина Валерьевна  Публикатор
23.02.2022 0 795 111

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК