Статья "Одаренные дети как мощный ресурс общественного развития"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕЕСТВА №4»
ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«Одаренные дети, как мощный ресурс общественного развития: педагогические инструменты для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала каждого обучающегося»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Хушиева Кристина Валерьевна
УЛЬЯНОВСК
28 ФЕВРАЛЯ 2022 Г.
Содержание
-
Введение………………………………………………………..3-4
-
Введение в терминологию, основные понятия………………………………………………………….5-6
-
Обучение одарённых детей в системе
дополнительного образования: педагогические инструменты………………………………................................7-8 -
Практика применения педагогических инструментов в работе педагога дополнительного образования в объединении «Весёлый английский»…………………………………………………....9-11
-
Заключение………………………..............................................12
-
Приложение (презентация)……………………………………13
Место проведения городского открытого семинара-практикума: площадка ZOOM
Регламент выступления: 11 минут с применением средств ИКТ (презентация).
Введение (регламент выступления 2 минуты)
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современного образования и образовательной практики, которую начинаем проводить уже в дошкольном возрасте на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:
-
ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;
-
требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.
Главной целью моего выступления является показать, какие существуют условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Осознавая значимость данного направления, поставила следующие задачи:
-
создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
-
максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.
Введение в терминологию,
основные понятия (регламент выступления 2 минуты)
Что такое одарённость и одарённые дети?
Если обратиться к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы.
1. С. И. Ожегов: понятие «одаренность» определяется как талантливость. А понятие «талантливость» определяется, как что-то обладающее талантом.
2. В.И. Даль: нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
3. Словарь иностранных слов: подчеркивается, что талант (гр. talant) - выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта.
4.БЭС:характеризует одаренность, как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Из сказанного можно сделать вывод, что говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем одаренность проявляется в успешности деятельности.
Представление об одаренности, изложенное в « Рабочей концепции одарённости» (Министерство образования Российской Федерации, целевая программа «Одарённые дети» 1998, 2003), в значительной степени
расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных
(прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество,
характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система
ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.
Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание
уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только
преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности.
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние пред
Обучение одарённых детей в системе
дополнительного образования (регламент вступления 3 минуты)
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора
образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды
деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер
образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования —
выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков
завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.
Индивидуально-личностная
основа деятельности учреждений данного типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей,
используя потенциал их свободного времени.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения
одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития
в определенной области; (фото объединений «Школа раннего развития», Весёлый английский», «Дошколёнок», «Там, где знания живут», «Солнечный зайчик», «Фантазия»)
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве
наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого
класса);( фото акции по сбору батареек от обучающихся и родителей всего ЦДТ №4, ПАО «Фортум»)
3) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; (фото объединений бокс «Локомотив», лагерь «Максимум»)
4) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; (фото имеющихся грамот и дипломов объединений ЦДТ№4).
5) детские научно-практические конференции и семинары (фото объединений Барановой М.С. , Хуртиной Н.Ю. (графическое программирование, основы робототехники).
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития
одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным
расчленением содержания образования.
Практика применения педагогических инструментов с одаренными детьми в работе педагога дополнительного образования в объединении «Весёлый английский» (регламент выступления 3 минуты)
Наш век – век полиглотов. Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в обществе.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.
При организации традиционных занятий дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу.
При работе над решением данной проблемы необходимо обратиться к некоторым современным образовательным технологиям организации обучения и применять их на занятиях в рамках дополнительного образования с учетом того, что в группах есть одаренные дети.
В объединении «Весёлый английский» система обучения иностранному языку строится с применением следующих педагогических инструментов:
-
Информационно-коммуникационная технология (презентации)
-
Технология развития критического мышления (представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.
Например, изучая тему «FOOD/Еда» обучающимся было предложено задание составить рецепт любимого блюда, с учётом того, что предстояла работа с русско-английским словарём (а обучающиеся больше привычны к работе с англо-русским словарём).
Для того, чтобы обозначить название тех продуктов, которые в общем плане занятия в рамках активной базовой лексики намеренно не были озвучены педагогом.
-
Технология проблемного обучения
Цель проблемного обучения — чтобы обучающийся не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска.
Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.
Например, во время изучения темы «Clothes/ Одежда (Мой гардероб») учащиеся, получив теоретические знания, приступили к выполнению практики, которая была представлена в виде заданий «Числоворд» (были даны названия предметов одежды, буквы в которых были перемешаны. После того, как название каждого предмета одежды было восстановлено, учащимся предлагалось из одной буквы каждого слова составить одно ключевое слово).
-
Проектная технология ( в рамках программы курса «Весёлый английский» составляются проекты «Страна Алфавитинск», «Мое любимое время года», «Мое любимое животное», «В огороде пугало стояло»)
-
Здоровьесберегающие технологии (тот обучающийся, который быстрее основного потока усваивает курс обучения иностранному языку , помогает педагогу в проведении физкультминуток. Например, одна из любимейших физкультминуток посвящена теме «My body»/ «Мое тело»(«Части тела»). По аналогии снят веселый современный мультфильм «Буба»).
Заключение (регламент выступления 1 минута)
В своём выступлении мною был отражен целостный подход к сложному и многоаспектному явлению
детской одаренности.
В предлагаемом определении удалось отойти от ставшего житейским
представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к
пониманию одаренности как системного качества психики, развивающегося на протяжении всей
жизни.
Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не
только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу.
Приложение
К данному выступлению создана Презентация в Power Point, состоящая из 12 слайдов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хушиева Кристина Валерьевна
→ Публикатор 23.02.2022 0 932 120 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.