Статья "Реализация национально-регионального компонента как условие формирования базовых национальных ценностей"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №27
Лицейские педагогические чтения
ТЕМА
«Реализация национально-регионального компонента как условие формирования базовых национальных ценностей»
Подготовила:
учитель начальных классов
Дамбаева И.П.
Реализация национально-регионального компонента как условие формирования базовых национальных ценностей
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С.Лихачёв
Цель: Рассмотреть реализацию национально-регионального компонента как условие формирования базовых национальных ценностей.
Задачи:
-
1. Систематизировать теоретические знания по теме «НРК как условие формирования базовых национальных ценностей»;
-
2. Определить методы работы, влияющие на повышение уровня введения НРК в содержание образовательных программ;
-
3. Выявить условия для реализации НРК.
1. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен следующий национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Базовые национальные ценности
-
Патриотизм
-
Гражданственность
-
Социальная солидарность
-
Человечество
-
Наука
-
Семья
-
Труд и творчество
-
Традиционные российские религии
-
Искусство и литература
-
Природа
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта
Федеральный - обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный - предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс позволяет решать педагогам следующие задачи:
-
Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у школьников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в многонациональном обществе.
-
Побуждать детей к изучению истории и настоящего родной республики.
-
Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
-
Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия.
-
Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности
Таким образом, национально-региональный компонент в начальной школе пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса.
-
Реализация НРК на уроках;
-
Реализация НРК во внеурочной деятельности;
-
Вовлечение родителей в единый образовательный процесс.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
-
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-
Владеющий основами умения учиться;
-
Любящий родной край и свою страну;
-
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
-
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
-
Умеющий высказать свое мнение;
-
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Национально - региональный компонент в образовательной программе лицея структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;
обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
применение знаний, умений в повседневной жизни.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.
Способы реализации регионального компонента государственного стандарта начального образования:
введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОО (в настоящее время предмет «Бурятский язык как государственный» не введен);
органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.
углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана. На данный момент в начальных классах МАОУ лицей №27 ведется курс по внеурочной деятельности «Моя Бурятия» для 2-х классов, «Сагаан сэдьхэл» 3 классы, «Будамшуу» 4 классы.
В начальной школе краеведческий материал в основном реализуется через
предметы: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, математика.
Реализация НРК на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала, который имеет и образовательный, и воспитательный потенциал. Успех преподавания в большинстве своем определяется личностью учителя и его творческим подходом. Источником изучения материала становится использование на уроках русского языка загадок, пословиц, поговорок, примет бурятского народа, художественных произведений местных писателей и поэтов. Такие материалы дают возможность обогатить и расширить кругозор ребенка, его представление о Республике Бурятия.
Например, на уроках русского языка:
- использование бурятского фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках;
- использование стихотворений бурятских поэтов;
- комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант;
- составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского заповедника;
- использование текстов стихов поэтов Бурятии для контрольного списывания;
- нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;
- описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и наблюдения).
К теме "Безударные гласные в корне слова"
Намжил Нимбуев
"В РОДНОМ УЛУСЕ"
Здесь старики сидят на солнцепеке,
Прошедшие перебирают дни,
Считают весны, осени свои.
Задание:
1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.
2. Найдите однородные члены предложения.
3. Сделайте разбор предложения по членам и по частям речи.
Тема. Безударные гласные в корне слова.
Намжил Нимбуев
"ЧТО ЗА ВЕСНА..."
Что за весна! На площадях
Черемуха так буйно расцветает,
Как будто стаи белых лебедей.
С предсмертной песней в воздухе летают.
И схлестнут город белыми цветами.
Все дни хожу с оглохшими ушами.
Задание:
1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.
2. Со словами БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ, ВЕСНА, ГОРОД составьте предложения.
К теме" Главные члены предложения".
Солбон Ангабаев
"КОСТРЫ НА БАЙКАЛЕ"
Куда-то за гольцы
Летели птицы,
Кричали чайки,
Глохли глухари...
Байкал,
Как под ногами танцовщицы,
Переливался
Бархатом зари.
Задание:
1. Подчеркните главные члены предложения.
2. Найдите слова с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные слова.
3. Составьте предложения со словами ЧАЙКИ, БАЙКАЛ, ЗАРЯ.
Введение регионального компонента в предмет «Литературное чтение» необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости.
Введение НРК позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена бурятских поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым разнообразием литературного наследия Республики Бурятия. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.
Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам «Окружающий мир», «Искусство» и другие.
На уроках окружающего мира как нигде лучше можно формировать представления о родном крае, его природном, историческом и культурном наследии. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации обучения представляем детям «малую Родину» во всем её многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, видеофильмов. Формы работы с краеведческим материалом самые разнообразные: беседы, экскурсии, викторины, знакомство с символикой Республики Бурятия, а также с разнообразием природы республики, работа по карте и др.
Тема урока
1. Разнообразие животного и растительного мира
1. Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает природе нашего региона
2. Узнать, какие деревья растут в лесах Бурятии.
2. Луг. Растения и животные луга.
1. Узнать, какие лекарственные растения встречаются на территории Бурятии.
2. Подобрать рассказы, рисунки растений и животных, которых можно встретить на лугах и полях Бурятии.
3. Узнать, какие зерновые растения выращивают на территории Бурятии.
З. Вода. Растения и животные водоема.
1. Подобрать материал об озере Байкал.
2. Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии.
3. Вода под землей. Минеральные источники. Гейзеры.
4. Подобрать материал о лечебных источниках, курортах Бурятии.
4. Полезные ископаемые и их свойства.Их образование и использование человеком.
Узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Бурятии, какие крупные месторождения полезных ископаемых существуют на территории Бурятии.
5. Влияние деятельности человека на окружающую среду.
Из "Красной книги Бурятии" подобрать материал о животном или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой исчезновения.
В отличие от многих других предметов, принято считать, что математика – менее удачный предмет для применения РК. Формы применения регионального компонента на уроках различны. Это:
-
Задачи для устного счета.
-
Текстовые задачи.
-
Проекты
-
Интегрированные уроки с окружающим миром.
Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
С учетом национально – региональных особенностей Республики Бурятия на уроках технологии формируется интерес к трудовой деятельности, актуальной для региона (традиционные ремёсла, строительство жилища и украшение интерьера юрты, выращивание сельскохозяйственных культур, художественное оформление деталей в национальных традициях, работа с природными материалами, распространенными на территории Республики Бурятия.
Выделение регионального компонента в предметах «Изобразительное искусство», «Музыка» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере фольклора, деятельности известных людей, проживающих в Республике Бурятия, и местных достопримечательностей, как природных, так и рукотворных.
Например, в тематическое планирование уроков изобразительного искусства включены темы: Пейзаж родной земли. Мой город. Праздник Сагаалган. Юрты в произведениях художников Бурятии. Моя родная Бурятия и её достопримечательности. Декорирование бурятского национального костюма.
Несомненно, что для реализации составленных программ и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение.
Регионализация осуществляется и через организацию внеклассной работы по предметам и воспитательной работы, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников.
Традиционно каждый учебный год в начальной школе лицея проводятся:
Научно-практическая конференция «Росток»:
1.Исследовательские работы учащихся.
2. Проведение праздников.
3. Участие в ежегодных митингах памяти, акциях.
4. Участие в конкурсах рисунков на региональную тематику и детских поделок из природного материала.
5.Участие в городских, региональных олимпиадах и конкурсах по краеведению
6. Посещение театров.
7. Экскурсии в музеи, пополнение фондов школьного музея.
9. Классные часы на региональную тематику.
Заключение
-
Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника, как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций, гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре своего региона каждым учащимся, содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры, повысить статус образования как фактора развития региона.
Создать банк методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по НРК, контрольно-измерительных материалов и ЦОРов по НРК
Повысить результативность работы по обеспечению выполнения минимума содержания НРК, выполнения учебного плана.
Активизировать и совершенствовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по региональной тематике.
Повышение квалификации учителей, обеспечение методического сопровождения по реализации НРК.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дамбаева Ирина Павловна
→ Публикатор 20.03.2022 0 1495 111 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы