Статья "Организация обучения детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования"


Организация обучения детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся в последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (дети с ЗПР). Дети с ЗПР могут обучаться и в условиях общеобразовательной школы в обычном общеобразовательном классе по адаптированной программе.

Прежде всего необходимо развести понятия ЗПР и олигофрения!

Понятие «задержка психического развития» - психолого-педагогическое. Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, испытывает трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеет нарушения ценностно-личностной ориентации, интеллектуального развития, частичное отставание в развитии психических функций. Термин «задержка» подчеркивает временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. Нарушение интеллекта - это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.

В отличие от олигофрении, у детей с задержкой отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.

И, в отличие от детей с нарушением интеллекта, при хорошей педагогической, медицинской, психологической  и других видах помощи дети с ЗПР могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (Нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто  они остаются и до 9 класса.)

Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать  то, что по каким-либо причинам упущено.

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть чуть ли не в каждом классе, а в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников  у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь  с обычной программой они не справляются…

Я постараюсь дать некоторые рекомендации педагогам, обучающим детей с ЗПР в условиях общеобразовательных классов:

1. Учителям необходимо найти и тщательно изучить информацию об особенностях детей с ЗПР. Это нужно для того, чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу, для того, чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше и преодолевать трудности.

2. В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с ЗПР необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (законным представителям) пройти обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Основная задача ПМПК - определение программы обучения ребенка.

3. Следующим шагом является получение от родителей (законных представителей) заявления на имя директора школы об обучении ребенка по указанной в заключении ПМПК программе. На основании вышеназванных документов директор издает приказ об обучении школьника по адаптированной программе обучающегося с ЗПР.

4. Следующим и самым главным шагом для педагога будет составление для  этого ученика  АОП (адаптированной образовательной программы). На эту тему есть много методических разработок. В каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для её составления, при этом обязательно нужно обратить внимание, чтобы программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто не сможет двигаться дальше.

  5. Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

6. Следующий важный момент – в оказании  помощи ребёнку должно  участвовать  много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, физкультуры и т.д.), медицинские работники,  родители.  В связи с этим и составляется АОП всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности. Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой очень часто – в недостаточном развитии психический функций и речевых нарушениях. Правда, если в школе отсутствуют «узкие» специалисты, то всё ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается.

  Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Ведь они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит большую часть времени. Также педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с  обучающимся то, что было упущено. 

Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга. Врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты, способные стимулировать их развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

Таким образом, успешность интеграции детей с ЗПР в общеобразовательный класс зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.

Успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности возможно только при условии решения специфических задач, разработанных для каждого этапа образования. В качестве примера приведены специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.

3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).

4. Формирование учебной мотивации.

5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практическойгруппировки, логической классификации, умозаключений и др.).

8. Коррекция индивидуальных отклонений.

9. Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.

10. Организация благоприятной социальной среды.

11. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.

 

И ещё несколько важных советов:

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.

Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК  в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на ПМПК. Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).

В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается по программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ, что предполагает наличие специальных условий при сдаче экзаменов для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с ЗПР.


 


Полный текст материала Статья "Организация обучения детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кубышкина Юлия Валериевна  Публикатор
23.03.2022 0 925 107

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК