Статья "Практико-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся"


 Практико-ориентированные задания

как средство формирования

ключевых компетенций учащихся

 

Развивающемуся обществу, – подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя все возможные результаты.

В настоящее время требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только владение учащимися предметными компетенциями, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетенций: важно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетенции.

В 2011 году, я начала внеурочную работу по информатике с первоклассниками по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Работая с младшими школьниками, я убедилась, что в школу пришли другие дети – это поистине дети будущего. А значит, и учить их надо по-новому. В рамках внеурочной деятельности по информатике я веду курс «Инфознайка», который направлен не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на приобретение практического опыта.

Учащиеся начальных классов с интересом воспринимают новые задания, активно разрешают разные проблемные ситуации, особенно практико-ориентированные.

В 1 классе, учащиеся оформляли поздравительные открытки к праздникам в графическом редакторе Paint. На каждом уроке учащиеся получали новые знания и навыки. Это позволило им выполнять все более сложную работу, поэтому открытки получались красивее, содержательнее, сложнее по технике исполнения.

Во 2 классе при освоении текстового редактора Word, учащиеся самостоятельно изготовляли бейджи, писали сказочное письмо Деду Морозу,

оформляли пригласительные билеты на различные мероприятия.

В 3 классе – создали интерактивную сказку «Колобок» в программе Microsoft Power Point, а так же презентации-поздравления к праздникам «Новый год», «23 февраля», «8 Марта». Эти презентации затем использовались на внеклассных мероприятиях.

В 4 классе – при изучении прикладной программы Microsoft Publisher оформляем но только пригласительные билеты на мероприятия, но и буклеты-отчеты об их проведении.

Так на практике младшие школьники овладевают информационной компетенцией – способностью самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Несмотря на то, что ФГОС реализуется пока лишь в начальной школе, я стала переносить идеи стандарта в основную и среднюю школу при преподавании информатики. Особенно активно дети развиваются при выполнении собственных проектов. Причем не только на уроках информатики, но и в кружковой деятельности, где основным методом является метод проектов, а практико-ориентированные задания способствуют его реализации н развитии информационной компетенции. Учащиеся на занятиях компьютерного клуба «Сервер» при выполнении проектов применяют знания, полученные не только на уроках информатики. Например, при создании одного из Интернет-ресурсов «Зеленая планета», были применены знания тем «Текстовый редактор», «Язык разметки гипертекста», «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации», в также знания из биологии и экологии Ростовской области.

Вообще-то информатика – прикладная наука, за ней – будущее. Отсюда

повышается мотивация учащихся на уроках. Поэтому широко применяю задания практического содержания, ставлю перед детьми жизненно важные задачи. Например, при изучении темы «Табличный процессор Microsoft Ехсеl» предлагала учащимся составить диаграмму их расходов, диаграмму достижений учащихся за конкретный период времени, при изучении темы «Базы данных Microsoft Access» ребята составляли базу данных книг в домашней библиотеке.

При использовании практико-ориентированных заданий меняется роль учителя на уроке, В том числе и в подготовке дидактического материала к уроку, так как в учебной литературе их недостаточно.

Практико-ориентированные задания как элемент компетентностного подхода в преподавании информатики позволяют направить обучение на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся жизненных ситуациях.

Приведу некоторые примеры.

1.Созлание проблемной ситуации

Например, при проведении урока по теме «Системы счисления» мною была создана проблемная ситуация, которая была скрыта в содержании стихотворения Алексея Старикова «Необычная девочка».

В результате беседы по данному вопросу учащиеся определили последовательность своих действий, установили причинно-следственные связи, привели доказательства, выдвинули гипотезы и обосновали их, могла ли существовать героиня стихотворения в реальной жизни (формировались регулятивные (целеполагание, составление плана и последовательности действий), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества между учителем и учащимися) и логические (установление связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование) универсальные учебные действия).

2. Исследовательские вопросы-задачи

Почему мы большинство фотографий сохраняем в формате JРЕG? В процессе исследования, учащиеся не увидели преимущества в качестве фотографии, сохраняемые в формате JРЕG, занимают меньший объем дискового пространства. При этом учащиеся анализируют материал, обобщают и делают выводы, строят логические цепочки, а также с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами.

3. Конструкторские вопросы-задачи

На уроке по применению алгоритмов задается в последовательности целая цепочка проблемных вопросов типа: «Как нужно изменить программу, чтобы робот совершил поворот строго на 90°».

4. Трансформационные вопросы-задачи

Ставится задача составить программу для нахождения частного двух чисел. Затем предлагается усложнить задачу. Дети могут прийти к варианту: составить программу для нахождения частного трех чисел. Учащиеся анализируют, выделяют главное и выбирают наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий.

5. Поисковые вопросы-задачи

Решение задачи выполнено в языке программирования Visual Basic. Необходимо найти и отобрать информацию для составления программы по решении этой задачи других языках программирования, Учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию, применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Применение подобных заданий, способствует формированию универсальных учебных действий. А главное, наверное, ребенок учится достигать личностных результатов.

Ученик должен понимать, зачем он выполняет подобное задание, для чего выполняет, и чему он может научиться при его выполнении. При решении подобного рода заданий учитель создает условия для возникновения внутренней мотивации.

Практико-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются из личностном опыте ученика, и требуют применять накопленные знания в практической деятельности,

Мне близки слова великого мыслители Древней Греции Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю». Смысл этого выражения: чем глубже, обширнее знания человека, чем он мудрее и образованнее, тем яснее он сознает, сколь малы и условны все его познания. Трудно отказаться от голов сформированных стереотипов, но все же я стремлюсь работать по-другому.

А теперь перейду к структуре таких заданий:

  • Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).

  • Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).

  • Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).

  • Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Мои наблюдения показали, что одним из условий формирования УУД обучающихся является включение их в индивидуальную работу. Почему? Знания успешно формируются в процессе фронтальной работы. А для формирования умений (УУД) необходимо обеспечить индивидуализацию обучения с применением проблемно-поисковых методов обучения.

Использование практико-ориентированных заданий на уроках способствует:

  • учащимся: развитию умения находить нестандартные решения; повышению самооценки; социализации, а в перспективе конкурентоспособности;

  • учитель, в свою очередь повышает свою профессиональную компетентность в использовании современных образовательных технологий; осуществляет оптимальный отбор форм и методов проведения урока, способствующих качеству обученности.

Первые результаты применения практико-ориентированных заданий на уроках позволили мне сделать следующие выводы:

  • использование практико-ориентированных заданий уже на первых уроках вовлекает в учебную деятельность всех учащихся

  • заметно повышает интерес и к предмету

  • способствует повышению качества обученности учащихся.

Показателем также служит положительная динамика количества учащихся, принявших участие в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях разного уровня от муниципального до всероссийского. Количество победителей (I-III места), количество участников научно-исследовательских проектов возрастает.

Происходит изменение индивидуальных стратегий ученика. Он не просто заучивает формулировки, а через проверку фактов и постановку вопросов, выдвигает предположения, их подтверждает или опровергает.

Считаю, что на современном уроке самое важное в деятельности учителя: сумел ли он организовать познавательную деятельность учащихся, работу мысли, процесс поиска и принятия решения. Если ученики на уроке чему-то реально научились, а при этом напряженно мыслили, размышляли, спорили, добывали самостоятельно информацию, работали с ней, экспериментировали – урок не прошёл зря.

 

Литература:

1. Бедерхвнова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие для вузов / В.П. Белерханова, П.Б. Бондарев — Краснодар. 2000.

2. Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении /В.И.Орлов/ Специалист. — 2002. № 5.

3. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. — Екатернибург, 2000.


Полный текст материала Статья "Практико-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Румянцова Людмила Валерьевна  Публикатор
24.03.2022 0 877 127

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК