Статья "Нравственно-личностное воспитание подростка в рамках курса обществознания и психологии 7-8 классов"


  1. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в том числе в реализации социокультурных проектов.


 

Значимость нравственно – личностного воспитания подростков особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Одним из основных направлений методической работы психолога является психологическое просвещение родителей и педагогов, а также помощь педагога-психолога проведении различных исследований в опытно-экспериментальной работах педагогам. Как педагог-психолог приняла участие в опытно-экспериментальной работе учителя обществознания Павловой Д.Н. Провела уровень нравственной ориентации подростков контрольной и экспериментальной группы, уровни значимости нравственных ценностей подростков.

Исходя из рассмотренного теоретического материала, гипотезы и цели исследования ведется опытно-экспериментальная работа в МБОУ СОШ №3 с.Сунтар, Сунтарского улуса (7- 8 кл.).

Тема проектно-исследовательской работы: «Нравственно – личностное воспитание подростка в рамках курса обществознания 7-8 классов»

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения

В первой главе рассматривается сущность и методы нравственно-личностного воспитания подростков.

Во второй главе описывается опытно- экспериментальная работа по нравственно- личностному воспитанию подростка в рамках курса обществознания.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема нравственного образования и воспитания подрастающего поколения приобрела особую значимость в связи с новой общественной и политической ситуацией в стране, изменением отношения к морали, выделением в ней приоритетов общечеловеческих ценностей, а также возрождением и возрастанием в жизни общества нравственных норм взаимоотношений. Теория нравственного воспитания основывается на гуманистических принципах педагогики и психологии, философии и социологии, особенно большое влияние на развитие сегодня оказывает курс «обществознания», как интегративный предмет.

Сегодня современный подросток стоит перед выбором целей: благородных, но не легких - или сомнительных, но легко достижимых. Этот выбор зависит от его духовно-нравственных качеств, гражданской позиции, от ценностных ориентиров в семье. И на этот выбор может и должна повлиять курс «Обществознания» в школе. Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без целенаправленного нравственного образования, которое должна обязательно давать общеобразовательная школа, в том числе в рамках курса обществознания.

Проблема исследования: вытекает из противоречия между необходимостью формирования духовно – нравственных качеств и недостаточной разработанностью механизмов их формирования, и заключается в необходимости определения условий нравственно – личностного воспитания подростка в процессе изучения обществознания в школе.

Цель работы: определение, обоснование педагогических условий нравственно-личностного воспитания подростка в процессе изучения обществознания в школе.

В соответствии с целью работы были определены следующие задачи;

  1. изучить понятие, сущность и методы нравственно-личностного воспитания подростков;

  2. описать роль и характеристику курса обществознания, технологию его преподавания в формировании нравственных ценностей подростков;

  3. провести мониторинг формирования качеств подростков.

  4. показать результаты и анализ опытно- экспериментальной работы

Данная работа осуществлялась исходя из следующей гипотезы:

в основу исследования положено предположение, что процесс нравственно-личностного воспитания подростков находится в связи с системой усвоения ими общественных знаний и становится продуктивным при условии, если созданы педагогические условия:

- осуществлен личностно – ориентированный подход;

- применены развивающие образовательные технологии;

- включены на уроках активные формы обучения.

Базой исследования опытно-экспериментальной работы являются 7 и 8 классы Сунтарской средней общеобразовательной школы № 3.

Этапами опытно-экспериментальной работы являются:

Подготовительный

Изучение и анализ психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследования, определены экспериментальные и контрольные группы.

Констатирующий (начальный)

Получение показателей и данных, отражающих признаки личностного типа и причины их проявлений 1) Отношение к обществу, патриотизм.2) Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности. 3) Самооценка личности (самодисциплина)

Формирующий

Практическая работа по нравственно-личностному воспитанию подростков на уроках обществознания в7-8 классах.

Контрольный

Анализ нравственной воспитанности, самооценки подростков и знаний по обществознанию.

.

Сущностью нравственно-личностного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, семье, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла.

На констатирующем ( начальном ) этапе нами изучены личностные типы учащихся и их проявления. Исходным моментом первой стадии констатирующего исследования явилось получение показателей и данных, отражающих признаки личностного типа и причины их проявлений.

Уровень нравственной ориентации подростков контрольной и экспериментальной группы

Ценности

Очень важны

Важны

Не очень важны

Справедливость

20/ 71%

8/ 29%

-

Уважение к другим

21/ 75%

7/ 25%

-

Порядочность

22/ 79%

6/ 21%

-

Честность

26/ 93%

2/ 7%

-

Патриотизм

-

14/ 50

14/ 50%

Стремление к знаниям

25/ 86%

4/ 4%

-

Семья

26/ 76%

8/ 24%

-

Доброта

24/ 86%

4/ 14%

-

Воля

20/ 71%

8/ 29%

-

Вера

-

9/ 32%

19/ 68%

Здоровье

20/ 71%

8/ 29%

-

Трудолюбие

13/ 46%

15/ 54%

-

Достоинство

12/ 43%

16/ 27%

-

Ответственность

15/ 52%

11/ 38%

3/ 10%

Инициативность

10/ 36%

16/ 57%

2/ 7%

Настойчивость

15/ 52%

12/ 47%

2/ 7%

Благородство

3/ 37%

15/ 53%

10/ 11%

Любознательность

15/ 45%

13/ 52%

1/ 3%

Совесть

10/ 50%

14/ 36%

4/ 14%

Прилежность

9/ 32%

15/ 54%

4/ 14%


 

Как видно из таблицы 1, подростки в своей жизненной стратегии отдают предпочтение порядочности, честности, стремление к знаниям, семье, доброте. Низкий уровень получен по таким ценностям как патриотизм, ответственность, инициативность, настойчивость, любознательность, совесть, прилежность. Приведенные результаты тестирования убеждают в необходимости формирования нравственных ценностей, так как идет отторжение таких качеств как патриотизм, ответственность, прилежность, совесть.

уровни значимости нравственных ценностей подростков

 

Контрольная группа

7

Экспериментальная группа

8

Доброта

44%

50%

Честность

48%

52%

Ум (интеллект)

52%

48%

Красота (эстетические)

5%

4%


 

Обобщая полученные данные диаграммы 1, отметим, что первую группу составила такие нравственные качества личности, как:

доброта выше контрольной группы на 6%,

честность ниже у контрольной группы на 4%

Вторую группу – интеллектуальные: ум – 52% у контрольной группы

Третью – эстетические: красота – низкое предпочтение у обеих групп.

Таблица 4

Слайд 14 Уровень нравственной самооценки


 

Критерии

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

3

2

Средний

9

8

Ниже среднего

2

3

Низкий

-

-

Нами выделено следующие критерии оценок нравственно-личностного воспитания подростков:

В конце констатирующего исследования изучали уровень воспитанности подростков по разработанной диагностической программе М.И.Шиловой.

Таблица 5

Показатели

Показатели нравственной воспитанности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Отношение к обществу

 

 

 

 

 

 

Долг и ответственность

3/ 21%

9/ 65%

2/ 14%

2/ 14%

10/ 72%

2/ 14%

Бережливость

2 / 14%

8 / 57%

4/ 29%

2/ 14%

9/ 65%

3/ 21%

Дисциплинированность

4/ 29%

9/ 64%

1/ 7%

3/ 21%

9/ 64%

2/ 14%

Отношение к людям

 

 

 

 

 

 

Коллективизм

1/ 7%

9/ 64%

4/ 29%

2/ 14%

10/ 72%

2/ 14%

Доброта и отзывчивость

2/ 14%

10/ 72%

2/ 14%

3/ 21%

10/ 72%

1/ 7%

Отношение к себе

 

 

 

 

 

 

Честность

2/ 14%

12/ 86%

-

2/ 14%

12/ 86%

-

Скромность

3/ 21%

11/ 79%

-

3/ 21%

11/ 79%

-


 

Как видно из табл.5, констатирующий эксперимент выявил средний уровень воспитанности нравственных качеств подростков. Наблюдение и анализ образовательного пространства и позволили определить причины: недостаточной активности процессе познавательной потребности учащихся: низкий уровень самостоятельности, инициативности.

Формирующийся этап

Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия учителя и учащихся, при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.

В формирующем этапе должны создаваться педагогические условия, формирующие нравственно-личностное воспитание, это

- личностно – ориентированный подход;

-применены развивающие образовательные технологии; (деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении( самовоспитание, самообразование, свобода выбора)

- включены на уроках активные формы обучения. ( диспуты, дискуссии, ролевые игры, метод «мозгового штурма» )

Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы должны показать изменения нравственной воспитанности подростков на контрольном этапе

отношение к обществу измеряется проявлением таких качеств, как долг, ответственность, бережливость, дисциплинированность, как видно на таблице эти качества в экспериментальной группе повысились;

отношение к людям – коллективизм, Доброта и отзывчивость тоже повысились;

отношение к себе-высокий уровень – верен своему слову, правдив с учителями, сверстниками, добровольно признается в своих проступках и того же требует от других; в экспериментальной группе должно повышаться

Показатели изменения нравственной воспитанности подростков на контрольном этапе ( 2021-2022 уч.г)

Показатели нравственной воспитанности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Отношение к обществу

 

 

 

 

 

 

Долг и ответственность

 

 

 

 

 

 

Бережливость

 

 

 

 

 

 

Дисциплинированность

 

 

 

 

 

 

Отношение к людям

 

 

 

 

 

 

Коллективизм

 

 

 

 

 

 

Доброта и отзывчивость

 

 

 

 

 

 

Отношение к себе

 

 

 

 

 

 

Честность

 

 

 

 

 

 

Скромность

 

 

 

 

 

 

На контрольном этапе нашего исследования мы должны выявить насколько сформированы у учащихся знания в рамках курса обществознания. Полученные результаты должны показать, что достаточный уровень качества знаний курса обществознания в исследуемых группах.

Таким образом, сформулированы выводы, вытекающие из полученных теоретических и экспериментальных результатов:

В процессе опытно-экспериментальной работы должны доказать, что именно на занятиях обществознания существенно возрастает познавательная активность учащихся, самостоятельная работа, возникают раздумья над вопросами человеческого бытия, над проблемами наших дней. Обсуждение нравственных, жизненных ситуаций, решение познавательных и практических задач вело к формированию умений применять полученные знания в общественной деятельности. Дискуссии, живой диалог учителя и учащихся был направлен на практику. Вся проводимая работа способствовала формированию нравственных качеств подростков с привлечением их жизненного опыта.

Таким образом, сформулированы выводы, вытекающие из полученных теоретических и экспериментальных результатов:

1. У учащихся экспериментальной группы должно отмечаться позитивное изменение в личных ценностях учащихся ( собственная инициатива, самостоятельность, ответственное отношение к учебе и самому себе)

2. Учащиеся экспериментальной группы должны активно участвовать и занимать призовые места в классных и школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях, НПК, предметных олимпиадах, помимо спорта они должны научиться петь, танцевать, играть в постановках, спектаклях .

3. Произойдут более интенсивные изменения в оценочных системах, составляющих основу морального выбора: принятие на себя ответственности за сделанный выбор, характеризующийся стремлением быть порядочным человеком в собственных глазах; умение самостоятельно анализировать поступки и действия с точки зрения морали;

Проведенное исследование не претендует на освещение всех аспектов обозначенной актуальной проблемы современной педагогической науки и практики. Оно продолжает разработку основных вопросов, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния общества. Данная работа не исчерпывает широких возможностей обществоведческого образования на формирование будущего гражданина страны, что позволяет шире и глубже рассмотреть в дальнейшем как организационные, так и дидактические, методические пути для формирования нравственных качеств подростков, от которых в будущем зависит успех страны в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества.


 


Полный текст материала Статья "Нравственно-личностное воспитание подростка в рамках курса обществознания и психологии 7-8 классов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Евсеева Альбина Николаевна  Публикатор
31.03.2022 0 730 84

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК