Статья "Приемы по формированию самоконтроля и самооценки"


В своей работе использую следующие приемы самоконтроля и самооценки:

Приемы по формированию самоконтроля и самооценки

Обоснование выбора приема

Результативность применения

Словесные оценивание.

 

Для развития самоконтроля и самооценки.

В конце уроков задаются следующие вопросы:

Что ты узнал на уроке?

Чему научился?

За что себя можешь похвалить?

Над чем еще надо поработать?

Какие задания тебе понравились?

Какие задания показались трудными?

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

- в поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, умеют прогнозировать последствия;

- учащиеся проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта.

Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы:

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

Для анализа и самоанализа работы за четверть, за период обучения использую следующие вопросы:

Что удалось в этой четверти? Что не получилось? В чем причина? Какую цель поставишь в следующей четверти? Какими результатами можешь гордиться? Над чем еще необходимо поработать? По каким вопросам возникали затруднения? В чем причина? Какую цель поставишь на следующую четверть?

 

- Чему научились?

- Кто с ней справился легко? – За что можете себя похвалить?

-Кому пока было трудновато?

Над чем еще надо поработать?

- Кто или что вам помогло справиться?

Какие задания вам понравились?

- Кто доволен своей работой?

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

 

Методика «Закончи предложение».

 

Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…..

 

Методика «Игра в мяч».

Позволяет изучить уровень притязаний ребенка.

Формирование самоконтроля и самооценки.

Прием «Сигнальные карточки».

Самооценка ведется при помощи сигнальных разноцветных карточек.

Формирование самоконтроля и самооценки.

«Карточка

сомнений»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.

 

Формирование самоконтроля и самооценки.

Сверка с написанным образцом; проверка по инструкции; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка

Происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество.

Формирование самоконтроля и самооценки.

Выполнение задания по алгоритму и оформление оценочного листа.

Оценочный лист для учителя:

- показывает картину успешности учащихся усвоения темы;

- позволяет определить уровень усвоения материала каждым учеником и скорректировать дальнейшую деятельность.

Оценочный лист для учащихся:

- позволяет повысить мотивацию, видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

Учиться ставить цели; планировать свою деятельность; выдвигать собственные идеи и анализировать идеи других.

«Оцените самостоятельно» (задания в рабочих тетрадях)

 

 

Формирование самоконтроля и самооценки.

Тестирование

Тесты - это удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. Экономит время и позволяет объективно оценить знания.

Обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных знаний.

Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации.

Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале.

Помогает учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей

учащихся.

Цветная оценка.

Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить.

Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Проговаривание

После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано книга, а ребёнок читает книга).

Ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку.

Игра «Учитель».

На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Формирование самоконтроля и самооценки.

«Кто сможет?»

Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?»

Обучающиеся сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

Работа с таблицами устного счёта

Детям раздаются таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10. Примеры могут повторяться). Учитель даёт 2 минуты для решения. Дети в тетрадь записывают только ответы. По истечение времени учитель диктует ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради.

Так на протяжении нескольких уроков. Во -первых ребёнок отрабатывает скорость счёта, во-вторых контролирует изменения, в –третьих автоматически заучивает таблицу.

Лист самоконтроля

(Приложение 114)

После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно

Формирование самоконтроля и самооценки.

Повторное чтение

Учитель даёт детям определённое время, например, 2 мин. В течение, которого они будут читать текст. Когда учитель говорит «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков.

Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабочитающие дети будут видеть собственный рост.

Ориентировка в задание

(До начала работы):

- Сможете ли вы выполнить это задание? -Трудно ли оно для вас? -В чем заключается трудность? -С чего начнете? -Из каких этапов будет состоять работа?

-В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?

-Как вы сможете себя проверить?

-Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

- Составьте алгоритм своей работы.

-Какая помощь понадобится? и т.п.

Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке)

- С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный алгоритм действий)

 

Формируется умение планировать и контролировать.

Самоинструктаж или взаимоинструктаж

Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу)

По ходу работы (в процессе): опрос со стороны учителя

-На каком этапе находишься? -Как можешь себя проверить? -Что надо учитывать?

Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)

Проверка по образцу

Вернуться к вопросам

Восстановление части, текста (редактирование)

Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов

Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения…)

Самоконтроль постепенно переходит во вне учебную.

Предвидение результата деятельности, контроль.

Цветовые дорожки

позволяют обучающемуся, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

-красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

- жёлтый — это сигнал неуверенности: я не совсем в этом разобрался;

- зелёный — это сигнал благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь.

У детей для этого есть три карточки тех же трѐх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.

 

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

 

М етод «Светофор»

это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;

жёлтый — это сигнал неуверенности: я не совсем в этом разобрался;

з елёный — это сигнал благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь.

 

(Приложение 115)

 

Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока (1-2 класс).

«Карточка самовнушения»

(Приложение урок математики)

«Красный цвет» - цвет активности;

«Белый цвет» - цвет успеха;

«Синий цвет» – цвет стойкости, силы воли.

 

Я считаю, что данную методику эффективнее использовать в конце урока.

Методика «Древо творчества».

Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема

На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия.

Методика «Мы – вместе». «Оценочный лист»

 

При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.

 

самооценка, взаимооценка,

контроль.

Для оценки этой же самостоятельной работы на урок применяется ещё один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман.7. Линеечки, пятиуровневая шкала

Мои знания

Начало урока

Конец урока

1 0

 

 

5

 

 

0

1 0

 

 

5

 

 

0

 

(Приложение 116)

После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещѐ один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.

 

Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов

Символы/смайлики

 

Ведущая деятельность младшего школьника – игра. Ему легче адаптироваться к условиям, требованиям обучения в школе. Используется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.

Данный прием использую на протяжении всех лет обучения наряду с другими приемами.

«Лесенка успеха».

 

 

 

4

4

 

 

3

3

 

 

2

2

 

1 Знаю

Умею 1

1-я ступенька – обучающийся не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. (Приложение 117)

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.

 

- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

- в поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, умеют прогнозировать последствия.

«Волшебная линеечка».

Данный прием использую в 3, 4 классах.

Ребёнок оценивает себя. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Оценивание допускается по таким критериям, как аккуратность, правильность, старание, трудность. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Прием «взаимооценки».

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре

(приложение урок).

Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.

При организации взаимопроверки ориентирую учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи своего товарища. Учу детей сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.

Прогностическая и ретроспективная

самооценка.

При ретроспективной самооценке обучающийся проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях.

Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим образом. Обучающемуся предлагается выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание.

Сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Алгоритм самооценки «сворачивается» после предложения учителя: «Оценить свой ответ». Ответ обучающегося: «Цель достигнута, ошибок нет». «Решение получил, но с помощью класса». «Полностью решил без ошибок задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» – хорошо».

 


 


Полный текст материала Статья "Приемы по формированию самоконтроля и самооценки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Торлопова Алина Нафиковна  Публикатор
16.04.2022 0 892 83

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК