Статья "Научно-исследовательская деятельность учащихся как форма работы с одарёнными детьми"
Научно-исследовательская деятельность учащихся
как форма работы с одарёнными детьми
В настоящее время как никогда актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей, поскольку раскрытие и реализация способностей и талантов их важны не только для самого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Ведь талантливые, одаренные дети и молодёжь – это огромный потенциал любого государства, позволяющий эффективно развиваться и решать задачи в экономической, социальной сферах. Поэтому выявление одарённых, высокомотивированных детей, организация системной работы с ними является одной из главных задач современной школы.
Не смотря на то, что у каждого нормального ребёнка огромный потенциал развития, это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Поэтому вовремя разглядеть, выявить, создать условия, помочь реализовать потенциальные возможности, на мой взгляд является крайне важным. Одним из основных направлений в своей работе с такими детьми можно рассматривать подготовку и участие в научно-практических конференциях, которые ежегодно проводятся в МБОУ «Лицей №52» среди учащихся начальных классов, так как научно- исследовательская деятельность школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, которая направлена на развитие творческого потенциала и способностей, формирование умений и навыков исследовательской работы, способствует воспитанию самостоятельности и социальной активности ребенка.
В современном, динамичном мире в образовании высок интерес к исследовательским методам обучения. Стимулировать природную потребности искать новое, учить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, экспериментировать, наблюдать, делать выводы, излагать и защищать свои идеи – подобные задачи чрезвычайно актуальны для современного образования. Одним из способов их решения является работа с одаренными детьми, участие в научно-практических конференциях, которые, к слову, имеют особую ценность в том, что в процессе совместной деятельности учатся и ученик, и учитель.
Стремительно меняющееся современное общество требует от человека новые качества: способность к современному творческому мышлению, коммуникабельность, самостоятельность в принятии решений, инициативность, ответственность. И целью современной образовательной деятельности должно стать не только система знаний, умений, навыков, а целый комплекс компетенций в различных областях, применимый при решении задач, с которыми сталкивается человек на жизненном пути.
Поэтому для меня в моей работе все большее значение приобретает подготовка и участие учащихся в научно-исследовательской и научно-практической деятельности, как направление, позволяющее ребенку самостоятельно искать и приобретать знания, пользоваться ими, применять при решении практических задач, развивать творческий потенциал, творческое и логическое мышление, ставить цели и задачи и самостоятельно искать способы решения и как следствие – приобретение своего собственного опыта.
Следует заметить, что научно-исследовательская деятельность учащихся, являясь совместным процессом работы с учителем, несомненно способствует творческому сотрудничеству педагогов и детей, создает атмосферу духовной близости и сотворчества, формирует положительную мотивацию к учебе.
Результатом работы в данном направлении является участие и победы в научно-практических конференциях различного уровня от школьных до республиканских моих учащихся.
При подготовке и в процессе работы, применяя такие методы исследования, как изучение литературных источников, интернет ресурсов, анализ, сравнение, систематизация мы направлены на то, чтобы научно-исследовательская работа была интересна и по силам ребенку, поскольку работа все-таки подразумевает, что основную часть практической работы он должен выполнить самостоятельно.
По окончанию работы, подводя итоги научно-исследовательской работы, учащийся должен видеть, что практическая задача завершена конкретным результатом, итог ее реален, а результат имеет практическое значение и полезное применение.
Таким образом, по моему мнению, научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность учащихся можно считать одной из современных инновационных педагогических технологий, которые направлены на развитие творческого потенциала и способностей современной личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности.
Тезисы научно-исследовательских работ учащихся 2-4 классов.
Тема: Обыкновенное чудо
Автор: Рашидова Елена, 3б класс, МБОУ Лицей №52
Калининского района городского округа город Уфа РБ
Научный руководитель: Галимова Дилара Суфияновна,
Тема эта возникла неожиданно. Мы с братом разрабатывали сценарий к своему мультфильму во время занятий в студии «Пилигрим», пытались подобрать к нему название – «Дружба» или «Чудо». И я вдруг задумалась, а может ли быть чудо в жизни, в чем оно заключается и может ли оно быть обыкновенным.
Цель нашей работы – узнать, что такое обыкновенное чудо. Актуальность выбранной темы заключается в том, что она представляет интерес не только с точки зрения литературы, но носит и гуманистический характер. Ее изучение позволит доказать, что обыкновенное чудо возможно в нашей жизни-- его может совершить каждый, если будет немного внимательнее и добрее.
Задачи: 1) выяснить значение слова "чудо" в толковых, этимологическом, лингвистическом словарях; 2) изучить ситуации употребления слова "чудо" в религиозной литературе; 3) изучить ситуации употребления слова "чудо" в народных и авторских сказках, художественной литературе; 4) выяснить, возможно ли соединение таких противоречащих друг другу понятий как "чудо" и "обыкновенное", и какое новое смысловое качество при этом возникает; 5)выяснить, как понимают слово "чудо" и "обыкновенное чудо" современники; 6)подвести итоги работы.
Мы подробно изучили значение слова чудо, обратились к толковым и этимологическому словарям, узнали много интересных фактов. В словаре В.И.Даля обнаружили дополнительные, необычные и неизвестные ранее толкования, причем некоторые из них затем мы встретили в русских народных и авторских сказках. В Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой чудо и производные от него могут быть связаны как с религиозными, так и с житейскими ситуациями, и иметь как положительное, так и отрицательное значение. Чудеса, описанные в Новом Завете, связаны с историей жизни Иисуса Христа и его божественной силой. В сказках чудеса, чудесные превращения имеют несколько иной характер. А по мнению автора кинофильма Марка Захарова обыкновенное чудо – это любовь. Мы доказали, что обыкновенное чудо – хороший благородный поступок - можем совершить и мы сами. Наша гипотеза подтверждается давно известной песней В. Толкуновой «Совершите чудо», о чудесных, добрых поступках говорит и автор книги «Чудеса Рождества» О.Першина, нашу гипотезу подтвердили опросы, проведенные в разных возрастных группах. 45% взрослых от общего числа опрошенных и 20% детей подтвердили, что чудом могут быть обыкновенные поступки. Мы нашли точку пересечения чуда и чуда обыкновенного, когда оно становится частью нашей жизни и зависит от нас самих.
Тема: Улица Калинина: путешествие во времени и пространстве
(пятидесятые годы прошлого века и наши дни)
Автор: Корнилов Иван 2Б класс МОУ Лицей № 52
Калининского района городского округа город Уфа РБ
Научный руководитель: Галимова Дилара Суфияновна,
История всегда интересовала людей. Этот интерес объясняется тем, что каждый человек испытывает потребность знать свою историю, историю своего города, историю улицы на которой он живет.
Цель исследования: сравнить улицу Калинина 50-х годов прошлого века и современную улицу Калинина.
Задачи исследования:
-
Познакомиться с историей улицы Калинина.
-
Узнать какой была улица в 50-х годах прошлого века.
-
Ознакомиться и зафиксировать наиболее интересные места улицы Калинина в наши дни.
-
Сравнить данные полученные в ходе исследования.
-
Подготовить презентацию.
Научная новизна работы состоит в том, что краеведы проявляют больший интерес к центральным улицам города и подобного сравнения улицы Калинина ранее никто не занимался. Практическая ценность данной работы заключается в возможности применения итоговой презентации на классных часах посвященных истории нашего города, на уроках Уфаведения.
Нами была собрана информация об истории улицы, найдены старые фотографии улицы Калинина 50-х годов прошлого века, произведена съёмка наиболее интересные места улицы в наше время. В своей работе мы также использовали методы опроса, интервьюирования. По результатам опроса и интервьюирования старожил улицы были выявлены изменения улицы.
Вывод: улица Калинина 50-х годов прошлого века и современная улица Калинина мало чем отличаются друг от друга. Подавляющее большинство зданий сохранили свой первоначальный вид и назначение. Наибольшие изменения произошли во внешнем виде парка Нефтехимиков. Заметно изменился зеленый наряд нашей улицы, деревья подросли и украсили нашу улицу. Улица не изменилась, изменились жизнь людей проживающих на данной улице. Жизнь людей в 50-х годах прошлого века сильно отличалась от нашего времени. Не было интернета, компьютеров, сотовых телефонов, да и просто телевизор был редкостью. Поэтому, люди больше читали, занимались спортом, рукоделием, много гуляли. Днём все жители работали, на улицах было пустынно. Личных машин не было, государственных тоже было немного. Зато по вечерам вся улица была заполнена гуляющими людьми.
В наши дни люди проводят много времени перед телевизором и компьютером, меньше гуляют, меньше занимаются спортом и меньше читают. У многих есть личные автомобили, и существует проблема парковочных мест.
Тема: От землянки до царских палат
(по произведению А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Автор: Корнилов Иван 3Б класс МОУ Лицей № 52
Калининского района городского округа город Уфа РБ
Научный руководитель: Галимова Дилара Суфияновна,
Сказки А.С. Пушкина всегда интересны детям. Они и сегодня не потеряли своей актуальности.
Цель исследования:
1.Изучение сказочного жилья, описанного в произведении А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
2.Создание виртуальных 3 D моделей жилья с помощью программы Google SketchUp 3 D
Задачи исследования:
1.Прочитать и проанализировать сказку.
2.Прочитать работы пушкинистов по сказке.
3.Познакомиться с архитектурой древней Руси
4.Изучить разные виды жилья, представленные в сказке.
5.Опредилить для каких веков характерно сказочное жильё.
6.Создать виртуальные 3-D модели жилья.
7.Сравнить данные, полученные в ходе исследования.
8.Подготовить презентацию.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней помимо традиционных методов изучения сказки применено компьютерное 3 D моделирование. Практическая ценность данной работы заключается в возможности её применения на уроках:
1.Литературы (при изучении сказок Пушкина).
2.Окружающего мира (при изучении русской избы и терема).
3.Информатики (как пример использования программ 3 D моделирования).
Вывод: Проводя исследование, я внимательно прочитал и проанализировал сказку, прочитал работы пушкинистов и исследователей русской архитектуры. Я изучил разные виды сказочного жилья из «Сказки о рыбаке и рыбке», определил для каких веков характерно такое жильё. По фотографиям и схемам, с помощью программы Google SketchUp8, я создал виртуальные 3 D модели сказочного жилья. У Пушкина особое, сказочное пространство - время, особое, сказочное жильё. Жильё, описанное в сказке, принадлежит разным векам. Ветхая землянка соответствует жилью крестьян на Руси до 13 столетия. Изба старухи современна Пушкину, но живёт старуха в этой избе чёрной крестьянкой. А чёрных крестьян уже не было во времена Пушкина. Терем и царские палаты были обычным жильём для дворян в допетровскую эпоху. А во времена Пушкина дворяне жили в домах и дворцах европейского типа.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галимова Дилара Суфияновна
→ Публикатор 17.04.2022 0 807 104 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы