Статья "Семья и школа: актуальность и необходимость взаимодействия"
Семья и школа: актуальность и необходимость взаимодействия.
Семья и школа – два социальных института, которые в значимой степени определяют настоящую и будущую жизнь ребенка. Сколько написано статей, сколько защищено кандидатских и докторских диссертаций, а тема не утратила своей актуальности.
Моя заметка – это не просто анализ взаимодействия семьи и школы, это мой взгляд через призму собственного опыта. У меня разные социальные роли и разный взгляд на эти взаимоотношения.
Во-первых, я мама двоих детей. Разные образовательные учреждения, разные ступени образования, разные системы взаимодействия. Я – родитель, который находится внутри эпицентра и слышит то, что волнует современную родительскую общественность. На работе я учитель-предметник и классный руководитель, который близко общается с детьми и их родителями. А также я дочь, которая выросла в семье учителей, где тема «школа-семья» очень часто звучала и обсуждается до сих пор.
Давайте начнем с истоков. Рождение ребенка – это всегда долгожданное чудо. Наиглавнейшее событие в каждой семье. Родители, бабушки и дедушки – все хотят видеть малыша здоровым и счастливым. Конечно, счастье для каждого свое, но я уверена, что любой родитель хочет видеть своего ребенка гармоничной и успешной личностью в будущем. Именно поэтому кроме безграничной любви и заботы, большое внимание с рождения уделяется развитию умственных способностей ребенка: занятие в семье, посещение развивающих центров. Семья – это первоначало, в котором закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. Ребенок получает первые представления о мире, здесь формируются понятия, взгляды, чувства, привычки, которые лежат в основе нравственного становления личности.
Детство – это важнейший период человеческой жизни. Не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит то, каким человеком он станет в будущем.
В. Сухомлинский писал: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
Школа – это следующая важная ступень в развитии и воспитании человека. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу. Это осуществимо, если родители и педагоги не будут в роли заказчика и исполнителя, а станут союзниками и единомышленниками, которые будут помогать решать вопросы воспитания и образования ребенка.
Да, не все гладко в этих взаимоотношениях. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые, претензии. Так, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
В период реформы системы образования родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь только на свой школьный опыт. Для решения этого несоответствия школе необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, прозрачным и доступным для родителей. Во многих ОУ этого нет, хотя предприняты шаги к открытости с помощью образовательных сайтов учреждений или с помощью электронного журнала, где есть возможность отправлять письма учителям. В Гуманитарном лицее с этим проще. Есть возможность напрямую обратиться к директору, а также тьюторы и классные руководители регулярно по запросу родителей организуют встречи с преподавателями. Такая открытость лицея позволяет быстро решать проблемные моменты по учебе, а также более тесно сотрудничать с родителями, организуя разные мероприятия: спортивные, лекции с презентацией особенностей своей профессиональной деятельности, научно-популярные беседы, совместные экскурсии.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Конечно все семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. При принятии решения о формах взаимодействия школы и семьи большую роль играет интуиция и мастерство самого педагога. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм. Как говорится «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Основными принципами сотрудничества педагогов и родителей являются:
-
Равенство и уважение мнения друг друга;
-
Этичность;
-
Взаимопомощь;
-
Регулярная информированность
Формы работы школы с семьей:
-
Встречи с родителями (консультации, тренинги, мастер-классы, круглые столы);
-
Информирование об успеваемости, о достижениях, о задачах учебной воспитательной работы ребёнка;
-
Общешкольные и классные родительские собрания;
-
Создание родительского комитета;
-
Конференции для родителей;
-
Творческие конкурсы по темам и др.
В завершении хочу сказать, что нашим взрослеющим детям нужна не столько опека и навязчивые советы, сколько взаимопонимание, уважение и поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте, быть интересными для своих детей. Именно поэтому необходим тесный союз семьи и школы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Санникова Евгения Олеговна
→ Публикатор 17.04.2022 0 940 72 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.