Статья "Результаты международных исследований качества естественнонаучного образования"


Жанжарова Ю.В., учитель биологии

ГБОУ СОШ №80 с углубленным изучением английского языка

Петроградского района Санкт-Петербурга

 

РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

 

Аннотация. Статья основана на анализе результатов российских школьников в международных исследованиях PISA и TIMSS, определена их специфика, объясняются возможные причины противоречия результатов.

Ключевые слова: школьное биологическое образование, применение знаний, ситуационные задачи, PISA, TIMSS.

В условиях реформирования Российской системы образования, направленного на сближение с мировыми стандартами качества знаний, умений и навыков, происходит пересмотр требований к уровню подготовки выпускника основной школы с позиции системно - деятельностного подхода.

Международные исследования PISA и TIMSS являются богатейшим источником информации об основных особенностях национальных систем образования, позволяющие сопоставить результаты: по странам, временным отрезкам, по динамике достижений в различных образовательных областях.

Знаниевая парадигма, длительно существующая в советской, а затем и российской системе образования, не позволяет учащимся быстро и эффективно принимать правильные решения в реальных жизненных ситуациях, требующих специальных предметных знаний. Биологические знания и умения их применять при решении разного рода задач особенно важны, т.к. большинство чрезвычайных ситуаций, связанных с безопасностью жизнедеятельности и с которыми человек, может столкнуться в реальной жизни, требуют принятия быстрых решений.

В системе образования Соединенных Штатов Америки, напротив, длительное время существовала деятельностная парадигма, которая, по мнению многих западных исследователей так же сдает свои позиции. Навыки, полученные в рамках практических занятий и при выполнении проектных работ, должны быть подкреплены пониманием предмета исследования и осмыслением основных методов работы. Так, если реальная жизненная ситуация существенно отличается от типовой, то только комплексный анализ всех условий поможет человеку принять правильное решение.

По результатам оценки естественнонаучной грамотности школьников международного исследования PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2012) российские учащиеся занимают 26-29 место из 32 стран-участников исследования в 2000 году; 20-30 место из 40 в 2003 году; 33-38 место из 57 стран в 2006 году; 38 - 40 среди 65 стран - участников в 2009 году [1]. Важно понимать, что российские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применять их в ситуациях, близких к реальной жизни.

Гораздо более оптимистичные результаты были получены по результатам оценки естественнонаучных знаний в международном исследовании TIMSS (1999, 2003, 2007, 2011), которое показало, что уровень знаний в данной области у российских школьников превышает средние международные показатели: в 1999 году из 38 стран результаты российских школьников существенно ниже (статистически значимо) результатов только Тайбея (Китай) и Сигнапура[3], однако из-за большого разброса результатов в зависимости от региона и местоположения школы (город или сельская местность), качество знаний российских школьников существенно отличается. Таким образом, в общем рейтинге результатов в 1999 году Россия по качеству естественнонаучного образования занимает лишь 16 пункт, вместо третьего; 10 место из 49 стран-участников в 2007 году, 6 место из 42 в 2011 году. Снижение результатов в 2003 году по сравнению с 1999 годом можно объяснить сокращением часов предметных курсов естественных наук в начале 2000-х: так, например, школьный курс ботаники был сокращен до 1 часа в неделю, курс астрономии был исключен из учебного плана и т.д.

Следует отметить, что исследования качества образования в основной школе TIMSS и PISA имеют свою специфику: задания TIMSS направлены на проверку предметных знаний и умений, а задания PISA – на применение знаний в реальных жизненных ситуациях. После тщательного анализа ряда отечественных и западных работ Ю.А. Тюменева, А.И. Вальдман, М. Карной выявили положительную связь между уровнем сформированности предметного знания и способности перенести и применить его в ситуации, приближенной к реальной [2]. Следует учесть, что чем сильнее отличается ситуация формирования навыка от ситуации его проверки, тем более далеким может считаться перенос и более сложным задание на применение данных предметных знаний. При сравнении результатов исследований TIMSS и PISA можно сделать вывод, что российские школьники испытывают наибольшие затруднения при решении задач на далекий перенос знаний, в том числе, в неакадемическом контексте.

Сравнение результатов естественнонаучной грамотности российских школьников с результатами сверстников других стран показывает отличие приоритетов отечественного образования и большинства государств, принимавших участие в исследовании.

С внедрением новых ФГОС основного общего образования в контексте системно-деятельностного подхода необходимо учитывать промежуточный уровень между знаниями, умениями, навыками и сформированной компетентностью. На наш взгляд, таким промежуточным уровнем может стать индивидуальный опыт учащихся и личностный смысл.

Систематическое применение ситуационных задач при обучении биологии предоставляет возможности для формирования у учащихся не только биологических знаний, но и знаний о методах познания, обогащения опыта практического применения знаний и умений. Таким образом, учащиеся смогут не только осваивать предметное содержание курса, но и осуществлять ближний и дальний перенос знаний в конкретную жизненную ситуацию.

В условиях изменения основной концепции образования, необходимо внести существенные коррективы и в выбор методических приемов при построении урока биологии: увеличить долю процедурных знаний, включить в методику обучения примеры ситуационных задач, организовывать учебно-исследовательскую деятельность.

Необходимо переориентировать деятельность учащихся с получения «готового знания» на процесс «открытия» и осознания основных законов природы. Учителю необходимо создавать проблемную ситуацию, как на этапе изучения нового материала, так и при организации практических работ. В содержании курса биологии требуется особое внимание к знаниям о здоровом образе жизни, гигиенической, экологической и психологической грамотности. В планируемых результатах обучения важное место должно отводиться овладению элементами научного знания, лежащих в основе познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной культуры.

Литература:

  1. Основные результаты Международного исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS. Аналитический отчет. М.: Центр оценки качества образования ИСМО РАО. – 2008.

  2. Тюменева Ю.А., Вальдман А.И., М. Карной. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте. Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 / Ю.А. Тюменева, А.И. Вальдман, М.Карной // Вопросы образования. – 2014. - №1. – С. 8 -24

  3. Тюменева Ю.А., Хавенсон Т.Е. Международные сравнительные исследования качества образования для оценки эффективности реформ: проблемы, ограничения и возможные решения // Тенденции развития образования: проблемы управления и оценки качества. Материалы 8 международной научно-практической конференции. М.: Дело. - 2012.

 


PISA (Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECDOrganisation for Economic Cooperation and Development). Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

 TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) – международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Проводится Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements). Цель исследования – сравнительная оценка естественно-математической подготовки учащихся средней школы в странах с различными системами образования и выявление факторов, влияющих на уровень этой подготовки. В статье проанализированы результаты естественнонаучной грамотности 8-классников.


Полный текст материала Статья "Результаты международных исследований качества естественнонаучного образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жанжарова Юлия Васильевна  Публикатор
20.04.2022 0 560 86

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК