Статья "Воспитательная среда библиотеки коррекционной школы как условие социализации детей с интеллектуальными нарушениями"


Социализация детей с ограниченными возможностями, особенно с интеллектуальной недостаточностью, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования.

В Законе РФ «О библиотечном деле» закреплено право всех пользователей детского и юношеского возраста на библиотечное обслуживание в общедоступных и специализированных государственных детских и юношеских библиотеках. Пользователи библиотек, которые в силу физических недостатков не могут посещать библиотеку, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счёт средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле"). 

Работа коррекционных школ,безусловно, предъявляет особенные требования и к библиотекам.
Главная задача библиотеки любой коррекционной школы та же, что  и самого учебного заведения - помощь детям с ограниченными возможностями в получении образования, развитии и социализации. Библиотека как социальный и социализирующий институт призвана содействовать процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, обеспечению равных прав на образование, получение необходимой информации в различных областях знания.

Школьная библиотека выполняет те задачи, которые поставлены перед школой, то есть социализация и адаптация обучающихся, воспитанников в обществе. Именно, в социализации заключаются  формирование ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности. Вышесказанное обусловило цель исследования.
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями в условиях библиотеки

Термин социализация употребляется главным образом в социологии и социальной психологии. Наибольшее внимание исследователей уделяется социализации в детстве, что подразумевает, прежде всего семью, так как она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя социализация является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность  и последующее участие в социальной жизни. 

Задача социализации детей с ограниченными возможностями является одной из приоритетных в деятельности коррекционной школы. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как взаимодействие школы  и библиотеки к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов, библиотекаря, специалистов, родителей. 

Для эффективной работы, а также подбора адекватных способов и приемов воздействия, понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, библиотекарю, как участнику процесса социализации, также как и учителю необходимо знать особенности детей.

Особенности детей с  ограниченными возможностями

Школьная библиотека коррекционной школы VIII вида - особенная. Ее читателями являются дети с тяжелыми нарушениями речи, замедленного психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ребята из социально-неблагополучных семей, сироты. Как правило, воспитанники, имеющие сложные медицинские диагнозы, чрезвычайно ранимы. Наличие у них речевых нарушений приводит к изменениям в психической сфере, а именно: к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, агрессивность, замкнутость. Ребенок, принятый в специальную школу, нуждается в коррекционной поддержке и психолого-педагогическом сопровождении и коррекционная работа должна осуществляться непрерывно, в том числе и в стенах библиотеки. В условиях такой школы работа библиотеки приобретает свою специфику.

Если в младших классах воспитанники  запоминают лучше при прослушивании голоса библиотекаря, то в старших – при самостоятельном прочтении текста (здесь включается зрительное восприятие). Сохраненные в памяти ребенка зрительные образы предметов называются представлениями. Представления зависят от восприятия, речи и мышления субъекта. У учеников с интеллектуальной недостаточностью представления о предметах окружающей среды бедны, неточны, искажены и с течением времени изменяются (теряются специфические черты, уподобляются знакомым предметам).

В младших классах проявляется недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. К средним классам заметно продвижение: появляется умение использовать данные собственного опыта, при анализе выделяется наиболее существенное и в определенном порядке, при сравнении используется большее число свойств объекта, дифференциация цветов и оттенков становится более точной. Если в младших классах умственно отсталые школьники, сравнивая предметы, как правило, обращают внимание на отличающие признаки, то к четвертому классу они способны выявить сходные черты. Почти одинаково сложным для всех возрастов умственно отсталых учащихся является обобщение. Инертность нервных процессов не дает возможности изменить ранее выбранный принцип обобщения, объединить объекты по новому основанию. Их обобщения основаны на случайных признаках и недостаточно дифференцированны.


Полный текст материала Статья "Воспитательная среда библиотеки коррекционной школы как условие социализации детей с интеллектуальными нарушениями" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Табакова Юлия Владимировна  Публикатор
28.04.2022 0 668 5

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК