Статья "Здоровьесберегающее образование в школах инновационного типа"


Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья, свободного развития личности. Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности социальных преобразований - создание образовательных систем, обеспечивающих сохранение, укрепление состояния здоровья учащихся и педагогов, развитие научно обоснованных инновационных технологий, построенных с учётом индивидуального развития школьника.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье - состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции 

Психическое здоровье - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная

поведенческая реакция (медицинское определение)

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Известно, что ребенок в возрасте с 3 до 18 лет, почти 80% своей жизнедеятельности проводит в образовательных учреждениях: детский сад, школа, учреждение дополнительного образования. Это обуславливает большую ответственность учебного заведения не только в выполнении им образовательной функции, но и важного сегодня показателя достижения современного качества образования - состояние здоровья школьника.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН отмечено, что здоровье школьников находится под мощным прессингом разнообразных факторов среды и деятельности. Это обусловлено значительной учебной нагрузкой, неправильной организацией учебного процесса, особенно в гимназиях и лицеях

Данные медицинских осмотров учащихся гимназии показывают, что наблюдается отрицательная динамика учащихся по группам здоровья.

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся ОУ в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.

Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок, в том числе временных.

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

По данным Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН  отмечено, что среди учащихся гимназий и лицеев, в 2 раза больше детей (по сравнению с массовой школой) с нарушением массы тела, патологией органов зрения, признаками сильного переутомления и другими симптомами нарушения здоровья. Более того, сегодня группа риска составляет 77% обучающихся, треть из которых имеют дисфункциональные нарушения, выходящие за пределы нормы.

Изначально в гимназию  поступает 18% детей с ортопедическими нарушениями, 11% - с нарушением зрения. И уже к 10 -11 классу — каждый третий ученик имеет нарушение зрения и 64% -ортопедические проблемы.

Сохранение и укрепление здоровья школьника, пожалуй, одно из немногих требований, которое высказывают все заказчики образовательных услуг, как со стороны государства, так и со стороны общества и родителей. Данный социальный заказ ставит задачу исследовательской разработки обоснования системы эффективных мер по созданию условий, обеспечивающих здоровьесберегающее образование детей школьного возраста.

Здоровьесберегающее образование рассматривается как целостный подход к построению процесса обучения, воспитания и развития ребёнка, которое предполагает «включение» здоровьесберегающих технологий в сам образовательный процесс. 

При этом состояние здоровья школьника рассматривается как основной показатель эффективности образовательного процесса. Это означает, что современная школа должна стать не только местом где учат детей, но и пространством их полноценного взросления, становления успешных, жизнеспособных - здоровых людей.

Одна из причин, которая становится реальной угрозой здоровью и нормальному физическому здоровью – хронический дефицит двигательной активности в режиме дня учащихся. Двигательный дефицит  приводит к заметному снижению внимания, координации, точности и быстроты движений, ухудшение зрения. 

Занятия физическими упражнениями в любой форме совершенствуют физическое развитие и обеспечивают устойчивость к заболеваниям простудного типа и заболеваниям, связанными с опорно-двигательным аппаратом.

Есть еще фактор, подчеркивающий необходимость физической разрядки в процессе умственного труда – это значительное количество информации, получаемой в школе. Увеличенная умственная нагрузка ускоряет утомляемость, требуя соответствующего роста физической активности. Данную роль выполняет учитель физкультуры, основной целью которого является воспитание здоровых, социально и психологически активных учеников.

Итак, физическое воспитание – одно из важнейших направлений в целостном процессе воспитания личности. Важную роль в этом вопросе играет школа. Организация в ней воспитательного процесса должна способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников их успешному обучению и развитию.

Ежегодно мы принимаем участие в спартакиаде школьников Свердловского округа города Иркутска, спартакиада включает в себя соревнования по легкой атлетике, по баскетболу 5-11 классы, волейбол, лыжные гонки, футбол, плаванию, «Президентские спортивные игры» и «Президентские спортивные состязания». В течение трех лет мы являемся победителями и призерами спартакиады. Охват гимназистов до 20%.


Полный текст материала Статья "Здоровьесберегающее образование в школах инновационного типа" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черепанова Марина Юрьевна  Публикатор
30.04.2022 0 460 5

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК