Статья "Развитие речи на занятиях внеурочной деятельности"
В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. В подростковом возрасте ведущая деятельность - это межличностное общение. В этом смысле задача школы «учить ученика учиться» трансформируется в новую задачу — «учить ученика учиться в общении». Для овладения навыками успешного общения нужен богатый словарный запас, грамотная, культурная речь.
Проблема развития речи учащихся одна из важнейших в школе. Образная, богатая синонимами, эпитетами речь у детей – сегодня явление редкое.
Актуальность данной темы обусловлена и тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.
Задача учителя: научить ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.
Важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание в своей работе обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.
Работа по лексике на занятиях внеурочной деятельности кружка «За страницами русского языка» в 6 классе имеет большое как общеобразовательное, так и практическое значение.
В методике развития речи применяю инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся. Инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.
Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа.
Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей. Я использую в работе проблемно – речевые ситуации .
Проблемно – речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания для умения видеть проблемы:
- «Посмотри на мир чужими глазами»
- «Составь рассказ от имени другого персонажа»
- «Составь рассказ, используя данную концовку»
- «Сколько значений у предмета»
- «Назови как можно больше признаков предмета» и др.
При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы. Происходит развитие речевого творчества.
Игровые технологии.
На уроках для развития речи применяю игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.
Игра – особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.
На занятиях использую разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики погружаются в определенную игровую ситуацию.
Также для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Речетворчество.
Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения». Здесь необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, максимально полно реализует свои потенциальные способности.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Радюкова Елена Викторовна
→ Публикатор 03.05.2022 0 772 14 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.