Статья "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни и как одно из требований ФГОС"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни и как одно из требований ФГОС
(Из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество»)
Автор
Балабаева Оксана Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
руководитель МОП «Подросток и общества»
Мичуринский район, 2021г.
Введение
Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности.
Актуальность темы предопределена тем, что именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. Фундамент благополучия будущих поколений, который закладывает школа, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, которые используются педагогикой здоровья.
Поэтому в данном контексте необходимо говорить и о здоровьеформирующих образовательных технологиях, понимая под этим психолого-педагогические технологии, программы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представлений о здоровье как ценности, а также мотивацию на ведение здорового образа жизни. [1]
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, а социальному педагогу более эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа ОУ содержит программу формирования культуры здорового образа жизни, задачи которой:
- создание здоровьесберегающей среды,
- формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.
ФГОС предусматривает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих:
- сохранение, укрепление здоровья;
- заинтересованного отношения к собственному здоровью;
- знание негативных факторов риска здоровья.
В связи с тем на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» создана муниципальная опорная площадка по работе с детьми группы риска «Подросток и общество». Одним из приоритетных направлений деятельности опорной площадки является внедрение в практику современных услуг и технологий: «Реабилитация через досуговую деятельность», «Игротерапия, «Родительская школа».
Основу в деятельности по реализации технологий работы с детьми составляет конкретная воспитательная деятельность, в нее добавляется реабилитационный компонент, который строится на принципах постепенности реабилитационного процесса и включенности значимого взрослого в социальную сеть подростка.[6]
А ключевым моментом является деятельность специалистов по оказанию психолого-социально-педагогической помощи подростку и решению его актуальных проблем. В рамках реализации технологий через игры, занятия творчеством и занимательным досугом у ребят формируется успешность, а также мотивация к выбору здорового образа жизни.
Опорная площадка организует данное направление работы в системе, принимая участие в реализации плана мероприятий по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений среди учащихся муниципальных образовательных организаций и внедрении типовой модели реализации программ и вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В течение 2020/2021 учебного года в очном формате и в режиме он-лайн было проведено 17 мероприятий опорной площадки для учащихся образовательных организаций, с общим охватом 405 человек, в том числе 7 мероприятий по пропаганде здорового образа жизни: дискуссии, тренинговые игры, мероприятия, направленные на здоровый образ жизни, познавательная программа «Мы вместе», круглый стол «Умей сказать Нет!», ЗОЖ – квест «Здоровье дороже золота», игра «Здоровое поколение», спортивная семейная эстафета «Будь здоров!», велокросс «Семейный», спортивная игра «Мама, папа, я - здоровая семья».
Познавательная программа «Мы вместе» направлена на пропаганду здорового образа жизни и укрепление личностной мотивации к выбору здорового образа жизни. Учащимся предоставляется информация о последствиях алко-наркозависимости и табакокурения, а в качестве альтернативы предлагается ряд полезных привычек – спорт, активный отдых, правильное питание, хобби, - чтобы подчеркнуть возможнось самостоятельного выбор.[6]
Важным элементом технологии «Игротерапия» является так называемый игровой комплекс, формируемый из различных видов игр.
Например, игровые комплексы «Радуга общения» (по развитию коммуникативных навыков), «Спортивный марафон», направленный на физическое развитие, «Мир профессий» (по формированию навыков профессионального самоопределения).
При разработке подобных игровых комплексов специалисты опорной площадки сочетают игры по различным видам деятельности. Например, в игровом комплексе «Радуга общения» одновременно используется группа игр: психологические, ценностно-нравственные, интеллектуальные и художественные.
Специфика комплекса «Спортивный марафон» включает в себя: игры на местности, эстафеты, игры-упражнения, тренирующие координацию движений, ловкость, реакцию, формирующие навыки здорового образа жизни.
Игровой комплекс «Мир профессий» ориентирован на подростков и детей целевой группы в возрасте 14-17 лет.
В 2020-2021 учебном году были продлены ограничения на проведение массовых мероприятий, и деятельность опорной площадки осуществлялась в дистанционном формате. Поэтому в период летних каникул несовершеннолетние, входившие в состав интегрированной группы опорной площадки, приняли участие в тематической смене «Успех Тамбовщины», которая проходила в дистанционном формате ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». За активное участие в онлайн смене «Новое поколение - здоровое PROдвижение» учащиеся награждены грамотами и дипломами.
Также в сентябре этого года опорная площадка приняла участие во Всероссийском конкурсе «Марафон талантов», организаторами которых являются «Фонд поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и «Объединение многодетных семей».
Все методические материалы размещены на официальном сайте Дома детского творчества на странице муниципальной опорной площадки.
В период с февраля по апрель проводился региональный конкурс Web-страниц муниципальных опорных площадок по работе с детьми группы риска и консультационных пунктов «Поддержка семей, имеющих детей», где специалистами опорной площадки был предоставлен материал. По результатам конкурса специалисты награждены дипломом I степени.
Согласно плану регионального ресурсного центра, в апреле на базе МБОУ «Заворонежской» СОШ был проведен семинар-стажировка «Дети группы риска: эффективные практики работы», где был предоставлен опыт работы МОП «Подросток и общество» Мичуринского района.
В 2020 и в 2021годах учащиеся участвовали в цикле видеороликов, основной темой которых была пропаганда здорового образа жизни.
Воспитательная и профилактическая работа МОП находится в состоянии постоянного совершенствования. Её открытость свидетельствует о постоянной готовности ответить на любое событие в жизни образовательной организации, запросы, предъявляемые к системе образования государством и обществом.
Список литературы
1. Внедрение инновационных технологий работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. (Пермь, 27 — 28 марта 2014 г.) / под общ. ред. А.В. Волкова, З.П. Замараевой. – Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 150 с.
2. Иноземцева Н. Берегись бед, пока их нет! /
3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Сфера, 2001.
4. О внесении изменений в комплексную программу профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013 — 2015 годы. Постановление Администрации Тамбовской области от 23 марта 2015 года № 282./
5. Опросник «Басса-дарки».
6. Смолярчук И.В. Диагностические методы в практике педагога-психолога. Часть II: метод. Пособие / И.В. Смолярчук, Н.В. Вязова; Федеральное агентство пол образованию, ГОУВПО «Тамбов. Гос. ун-т им. Г.Р. Державина», Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009, 83 с.
7. Современные образовательные и социальные технологии в работе с подростками, находящимися в конфликте с законом.-РРЦ Тамбов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Балабаева Оксана Анатольевна
→ Публикатор 28.06.2022 0 669 60 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы