Презентация "Формирование читательской грамотности в аспекте развития 4К-компетенций"


Слайд 1
Методический семинар «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАММОТНОСТИ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ 4К-КОМПЕТЕНЦИЙ» учитель русского языка и литературы МОУ Благовещенская СШ Быстрова Светлана Сергеевна
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Основные ценности XXI в. – интеллект, креативность, социальные умения, умения работать с информацией, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. В современном обществе недостаточно тех знаний и умений, которые давала традиционная школа, чтобы стать успешным. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Поэтому школе и каждому учителю необходимо пересмотреть свои цели и вносить изменения в подходы и способы развития, воспитания и социализации обучающихся. Во время использования современных технологий человеку необходимо получить и обработать много информации (понять, интерпретировать, осмыслить), поэтому успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Поэтому актуальность темы «Формирование читательской грамотности в аспекте развития 4К компетенций» очевидна.
Слайд 3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ создание на уроках условий для формирования читательской грамотности с применением технологий критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации. Для решения данной цели были выявлены следующие задачи:  Изучить теоретический материал по данной теме;  Изучить подходящие методы, технологии и приёмы;  Провести входную диагностику для выявления уровня читательской грамотности;  Сформировать банк заданий и упражнений;  Использовать в своей практике новые способы; приемы и др.;  Провести промежуточную диагностику читательской грамотности.
Слайд 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 4К компетенции - это совокупность когнитивных и некогнитивных характеристик личности, которые важны для эффективного решения задач, связанных с демонстрацией критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации (вместе или в отдельности) и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение. В основе этих компетенций лежат воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата.
Слайд 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений: 1) умение найти и извлечь информацию из текста; 2) умение интегрировать (связывать) и интерпретировать (толковать) прочитанное; 3) умение осмыслить и оценить прочитанное.
Слайд 6
ТЕХНИКИ И ПРИЁМЫ
Слайд 7
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ • Прогноз по названию • Прогноз по ключевым словам • Мозговой штурм • Ориентация предвосхищения • Предваряющие вопросы • Глоссарий • Батарея вопросов • Рассечение вопросов • Корзина идей • Дерево предсказаний и др.
Слайд 8
РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ • Чтение вслух • Чтение про себя с вопросами • Чтение с остановками • Чтение про себя с пометкой • Шесть шляп • Маркировка • Чтение в кружок и др
Слайд 9
РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ • Верные и неверные утверждения • Тайм-аут • Синквейн • Кластер • Ключевые термины • Образные эстафеты • Шапка вопросов • Ментальная карта • Ромашка Блума • Толстые и тонкие вопросы • Судебное разбирательство • Четыре угла • Фишбоун • Пять «почему» • Дерево ответов и др.
Слайд 10
ПРИМЕР ЗАДАНИЙ НА НАХОЖДЕНИЕ И ИЗВЛЕЧЕНИЕ И НФОРМАЦИИ После прочтения текста учащиеся выполняют задания: Задание 1 1) Что можно сказать о Пришвине по его рассказу? (Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях). 2) Выберите наиболее подходящий тексту заголовок: • Весной в лесу • Срубленное дерево • Лесной доктор (Потому что рассказ о дятле, который лечит деревья). • Экспонат для музея 3) Что означают выражения дупляные птицы (птицы, живущие в дуплах), сухостойный лес (в лесу стоят засохшие деревья), стеклянный завод (на заводе изготовляют стекло и изделия из него)? Задание 2 Какое утверждение противоречит содержанию текста? Задание 3 Определи последовательность картинок, согласно содержанию текста. Задание 4 Составь 5 вопросов «Почему?» по содержанию текста для своих одноклассников.
Слайд 11
ПРИМЕР ЗАДАНИЙ НА ИНТЕГРАЦИЮ И ИНТЕРПРИТАЦИЮ ИНФОРМАЦИИ После прочтения текста учащиеся выполняют задания: Задание 1 1. Какая проблема описана в тексте? Выпиши слова, подтверждающие твой выбор. 2. В каком предложении заключается основная мысль текста? 3. Какие еще источники загрязнения ты знаешь? 4. Какие меры по предотвращению ты знаешь? Что из этого выполняешь? («Дерево ответов») Задание 2 1. Напиши сочинение (составь брошюру и др.) по проблематике в данном тексте, приводя аргументы. Задание 3 Восстанови текст, вставь пропущенные слова.
Слайд 12
ПРИМЕР ЗАДАНИЙ НА ОСМЫСЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ТЕКСТА После прочтения текста учащиеся выполняют задания: Задание 1 1. Выразительно прочитай текст и озаглавь его. 2. Определите тему и главную мысль текста. 3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. 4. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры. Задание 2 Перед тобой 2 текста. Сравни их и заполни таблицу. («Судебное разбирательство») Критерий Аргумент «за» Аргумент «против»
Слайд 13
ВЫВОДЫ 1. Умения читательской грамотности способствуют развитию критического и креативного мышления, кооперации и коммуникации; 2. Используя новые приемы и технологии урок становиться не только познавательным, развивающим, но и интересным; 3. Развитие читательской грамотности способствует повышению качества образования по другим учебным предметам, а так же при написании ВПР, сдаче итогового собеседования и ГИА. 4. Благодаря формированию читательской грамотности и 4К компетенций ученик становиться самостоятельной успешной личностью, способной к взаимосотрудничеству, активному общению, творческой деятельности, решению проблем и т.д.
Слайд 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) 2) Громова В.И. Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. -224с. Пинская М.А., Михайлова А.М. Методические рекомендации «Компетенциии "4К": формирование и оценка на уроке». – М.:Корпорация «Российский учебник», 2019. – 76 с. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 3) 4) 5) 6) https://vbudushee.ru/library/pedagogicheskie-tekhniki-dlya-proektiro vaniya-urokov / https://vbudushee.ru/library/glossary/4k/ http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Материалы курсов повышения квалификации «Школа современного учителя. Русский язык» (ДПО Цифровая экосистема).
Слайд 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Полный текст материала Презентация "Формирование читательской грамотности в аспекте развития 4К-компетенций" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Быстрова Светлана Сергеевна  Публикатор
11.07.2022 0 3703 314

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК