Статья "Особенности цифровой школы. Мобильная Электронная Школа"
Кива Светлана Николаевна
учитель русского языка и литер.,
Гусева Наталья Петровна
учитель русского языка и литер.,
ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха»
с.Дубовое,Белгородской обл.,РФ
Особенности цифровой школы. Мобильная Электронная Школа
Аннотация
Актуальность. Мобильное электронное образование является продуктом реализации цифровой школы, которая приобретает популярность в современной педагогической системе. Новые формы работы на уроке необходимы, так как ученики школы 21 века — это дети, живущие в Интернет-пространстве, умеющие быстро находить информацию и анализировать ее.
Цель. Показать особенности работы в МЭО по курсу «Литература».
Результат. Проанализированы формы работы в мобильном электронном образовании в тематическом блоке «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Выводы. Обучение с МЭО делает образование персонализированным и увлекательным для современного ученика.
Ключевые слова
Мобильное электронное образование (МЭО),литература, обучение.
Введение.Мобильное электронное образование является продуктом реализации цифровой школы, которая приобретает популярность в современной педагогической системе. Новые формы работы на уроке необходимы, так как ученики школы 21 века — это дети, живущие в Интернет-пространстве, умеющие быстро находить информацию и анализировать ее. Учитель должен не только давать знания, но и учить разбираться в источниках и способах получать эти знания. Электронное образование дает возможность педагогу создавать яркий и эффективный фон урока, а также предполагает разнообразие форм и приемов в методике преподавания курса.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – основной компонент информационной образовательной среды (ИОС), который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения, таких как: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение.[1,c.24]
МЭО (Мобильное электронное образование) – мобильная электронная система для организации обучения с использованием современных образовательных технологий.[2, c.246]
Система и состоит из:
1.Календарно-тематического планирования.
2.Конспектов уроков с наличием приложений.
3.Тематических контрольных тестов.
4. Домашних заданий, которые проверяет в электронном виде педагог и размещает свои комментарии в дневнике ученика.
5.Ссылка «Конференции», которая дает возможность создавать онлайн-конференции или записывать видеоуроки для дистанционного обучения. Это обязательный в цифровой школе инструмент коммуникации.
Основная часть. МЭО освобождает педагога от изнурительной подготовки к занятию, потому что система электронных конспектов — это полноценный контент, сохраняющий структуру нестандартных уроков технологии критического мышления. Каждый Интернет- урок литературы основывается на проблемном вопросе, закрепляющих и контрольных заданиях по определенной теме. Электронное образование позволяет учителю заинтересовать школьника и сделать его активным участником урока. Система заданий в МЭО разноуровневая и позволяет индивидуализировать задания.
Уникальна структура занятий по курсу «Литература» в 9 классе. Разработчики МЭО создавали данный курс, не ориентируясь на авторские программы. Интернет-уроки по роману Пушкина можно использовать вне зависимости от авторства учебника, по которому обучаются старшеклассники.
Методически грамотно в МЭО разработан тематический блок «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Он состоит из нескольких интернет-уроков, в которых охвачены все аспекты изучения романа: от истории создания до оценки известных критиков.
Рисунок1.Тематический блок уроков «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Источник: МЭО
Цель первого занятия -исследование «энциклопедии русской жизни» как новаторского романа в русской литературе 19 века. Жанровое своеобразие, «онегинская строфа», диалог автора с читателем- все элементы, разрушившие классическую традицию работы с художественным текстом. После детального изучения информации о романе «Евгений Онегин» следует этап закрепления в форме разноуровневых заданий:
Рисунок 2. Система разноуровневых заданий
Источник: МЭО
Материал урока анализируется учащимися с помощью наводящих вопросов, а также историко-литературного комментария к тексту 19 века. Используется прием активации познавательной деятельности на основе литературно-культурного контекста.
МЭО предлагает дифференцированный подход к обучению, поэтому в структуре каждого Интернет-урока, кроме владения навыками анализа, подбора и систематизации материала, обязательными являются задания углубленного уровня. Рубрики «Подготовка к ОГЭ», «Подготовка к ЕГЭ», «Готовимся к олимпиаде» предполагают развитие творческих и диагностических способностей одаренных школьников. Учитель может корректировать деятельность учащихся, заинтересованных в качественных результатах изучения курса.
Система уроков в МЭО характеризуется нестандартностью. Интеграция-обязательный элемент любого электронного конспекта. Отрывки из музыкальных произведений, обращение к шедеврам живописи, фрагменты театрального искусства являются обязательной композиционной составляющей урока. Интернет-урок №2 по роману «Евгений Онегин» строится с опорой на цикл иллюстраций известного художника
Дмитрия Белюкина. Соблюдается метапредметный характер заданий.
Рисунок3. Иллюстрации художника Д.Белюкина к роману «Евгений Онегин»
Источник: МЭО
Обязательный элемент электронного урока-обращение к историческому контексту романа. В структуре конспекта предполагаются ссылки на статьи из энциклопедий и исторические справки.
Рисунок4. Метапредметные задания в МЭО
Источник: МЭО
Происходит «погружение» в жизнь автора и героя. Читатель следует за Онегиным и наблюдает за бытом светского человека 19 века, анализирует особенности воспитания молодого аристократа -современника А.С.Пушкина. МЭО предлагает разнообразные творческие задания, которые могут стать темой проектной или исследовательской работы:
-
Охарактеризуйте меню обеда в доме Лариных и петербургском ресторане Talon.Поясните значение непонятных слов.
-
Познакомьтесь с книжной полкой Татьяны Лариной и Евгения Онегина. Как характеризует героев их круг чтения?
-
Представьте, что вы журналист, случайно оказавшийся свидетелем дуэли Владимира Ленского и Евгения Онегина. Составьте заметку в местную газету, заменив имена участников событий инициалами. Жанр статьи выберите сами.
Предлагаются задания с опорой на предыдущие знания. К примеру, в четвертом уроке по роману «Евгений Онегин» ученикам необходимо сравнить Фамусовское светское общество из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и общество аристократов Москвы в произведении А.С.Пушкина.
Уроки с использованием МЭО делают каждое занятие не развлекательным, а занимательным и предлагают учащемуся создавать собственный учебный продукт в необычной форме. В пятом уроке тематического блока «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» даются задания для самостоятельной работы:
1.Составьте сценарий рекламного ролика. Подготовьте список товаров и услуг, которые можно прорекламировать, используя строки из романа «Евгений Онегин».
2.Подберите картины русских художников, которые, на ваш взгляд, могут служить иллюстрациями к роману. Определите, какие пушкинские строки соответствуют изображенным сценам.
Последний урок –«Евгений Онегин» в оценке критики» знакомит девятиклассников не только с хрестоматийными статьями Писарева и Белинского, но и с мнением Бестужева-Марлинского и поэта Е.А.Баратынского. Задача учащихся не просто сравнить точки зрения критиков, но и написать собственное эссе по роману.
Домашние задания, которые предлагает МЭО, рассчитаны на разный уровень подготовки учащихся. Педагог может выбрать задание для каждого индивидуально, что отражается в личном дневнике ученика и
матрице назначения заданий.
Рисунок5. Матрица назначения заданий
Источник: МЭО
Выводы и дальнейшие перспективы развития. Обучение с МЭО делает образование персонализированным, однако данный контент не может быть альтернативой традиционному образованию. По гигиеническим требованиям СанПин использовать элементы электронного занятия на компьютере можно лишь в течение 20 минут, поэтому возможен выбор увлекательной информации из структуры Интернет-урока, которые повысят интерес учащихся к образовательному процессу.
Список использованной литературы:
Книга одного автора
-
Куклев, В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореферат диссертация д-ра пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Куклев Валерий Александрович; Ульяновский государственный технический университет. – Ульяновск, 2013. – 46 с.
Книга двух авторов
-
Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. – 2011. – № 1. – С. 241-252.
Дата отправки статьи:30.06.2020
Ⓒ Кива С.Н.,2020
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кива Светлана Николаевна
→ Публикатор 11.07.2022 0 625 75 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.