Статья "Буллинг и его профилактика в школьной среде"


БУЛЛИНГ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

Травля детей и подростков, или «буллинг», в настоящее время является распространённой и актуальной проблемой в школах. Буллинг – одна из форм конфликтного взаимодействия, характеризующаяся остротой и длительностью его последствий и проявляющаяся у всех участников данного явления. Буллинг в школьном коллективе негативно отражается на развитии личности ребёнка, приводит к усилению агрессии в коллективе, значительно повышает риск суицида среди подростков. Широкое распространение буллинга и его негативные последствия требуют поиска и применения эффективных форм работы по его профилактике. В данной статье рассмотрим определения понятия «буллинг», признаки и виды буллинга, методы его профилактики.

В психологии начало работы над проблемой буллинга положили публикации трудов норвежского ученого Д. Олвеуса в 1970-х годах. В западной науке исследование причин, факторов, последствий и особенностей проявления буллинга нарастает с конца 1980-х годов. С начала 2000-х годов все больше российских ученых публикуют работы тему буллинга (В.Р. Петросянц, И.С. Бердышев, И.С. Кон, Д.А. Кутузова, О. Маланцева, А.А. Стрельбицкая, Е.И. Файнштейн и др.) [3].

Традиционным остается определение, сформулированное Д. Олвеусом: «Ученик подвергается буллингу или является жертвой, когда он или она становятся целью неоднократных и периодических негативных действий со стороны одного или нескольких учеников» [15].

И. Бердышев формулирует понятие «буллинг» как сознательное, продолжительное насилие, которое не носит характер самозащиты и исходит от одного или нескольких человек [1: 26]. По определению И.С. Кона, «буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе» [4].

При возникновении буллинга в классе возникает буллинг-структура — социальная система, включающая преследователей, их жертв и наблюдателей. Он обладает структурой, свойственной конфликту, но также имеет и специфические черты: «продолжительный повторяющийся характер буллинга, дисбаланс сил обидчика и жертвы» [12]. В «буллинг-структуру», по определению Соловьева, входят фиксированные типы участников: обидчик, жертва, свидетель, помощник булли, защитник жертвы [12]. По мнению Макаровой, буллинг представляет собой результат «неравной силовой динамики», когда сильные атакуют слабых, и осуществляется по-разному: путём физического насилия, словесных оскорблений, управления отношениями [7: 72].

Для буллинга характерна длительность и широкая распространённость: так, издевательства могут следовать за человеком на протяжении всей жизни, и, согласно исследованиям, выявлены случаи, когда хулиганы и жертвы могут меняться местами [7: 73].

Как разновидность насилия буллинг имеет свои виды. Вербальный буллинг как форма насилия эмоционального наносит жертве психологическую травму путём нанесения словесных оскорблений, через запугивание, чем «умышленно вызывается эмоциональная неуверенность» [7: 73]. К вербальному буллингу можно отнести и социальную изоляцию жертвы, которая «может вызывать чувство беспомощности и отсутствия контроля над жизнью и обстоятельствами». Данный вид буллинга приводит к наиболее стойким психологическим проблемам в настоящем и будущем жертвы [7].

С развитием социальных сетей появился новый вид травли – кибербуллинг. Кибербуллингом называют такую травлю, которая осуществляется в виртуальном пространстве. Здесь жертву так же могут запугивать, насмехаться над ней, изолировать её, возможна кража личных данных, взлом или блокировка аккаунтов жертвы в социальных сетях и др. Ситуация кибербуллинга усугубляется возможностью обидчика сохранять анонимность, которая дает агрессору больше контроля над ситуацией и уменьшает (а часто и сводит на нет) риск наказания [3].

Вопросу определения признаков буллинга посвящено много исследований. Необходимо подчеркнуть, что существуют признаки буллинга, которые выделили зарубежные ученые Lee C., Anderson C.A., Dussich J.P., Maekoya C., Salmivalli C., Nieminen N., Olweus D., Roland E: неоднократность и периодичность, умысел, нанесение вреда, злоупотребление силой или влиянием [3], [8].

Существуют первичные и вторичные признаки того, что ребенок стал жертвой буллинга. Селифанова А.И., Мартиросян Л.А., Захарова О.В., Абдулина Е.К. называют первичными признаками ситуации, когда школьник возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными или поврежденными учебными принадлежностями; у школьника наблюдаются синяки, порезы, не связанные с игрой, падением и др. [10: 104]. Вторичными признаками являются: отсутствие друзей; постоянное проведение досуга в одиночестве; нежелание и страх идти в школу; отсутствие аппетита, частые головные боли и/или боли в желудке; изменения в поведении: раздражительность, вспыльчивость, частые перемены настроения; ухудшение успеваемости и потеря интереса к занятиям; жалобы на беспокойный сон и ночные кошмары; требование или кража ребёнком денег у родителей [10], [11].

Буллинг оказывает негативное влияние на психологическую атмосферу в школьном коллективе. Травля и унижение приводит к развитию у одних детей страха и тревожности, у других же способствует появлению жестокости и агрессии. Кроме того, часть детей, боясь стать жертвой, входит в число преследователей, а ещё часть вынуждена постоянно находиться под давлением, наблюдая, как издеваются над их одноклассниками. Но больше всех, конечно, страдают жертвы травли, которые нуждаются в необходимой психолого-педагогической помощи [11: 359]. Наиболее благоприятным для школьного коллектива является своевременное предотвращение буллинга, его профилактика.

Мероприятия по профилактике буллинга среди школьников должны проводиться с первых дней существования коллектива. Сущность данных событий заключается в устранении основных, а также второстепенных факторов появления буллинга в школьном коллективе. Сегодня в системе образования применяется такие модели профилактики девиантного поведения, как психолого-педагогическая, социально-педагогическая, социальная и медико-психологическая [9]. Основной принцип психолого-педагогической модели – наиболее важный субъект профилактического влияния в работе с детьми – образовательное учреждение. Профилактика в образовательной организации, осуществляемая с помощью специальных образовательных программ, направлена на организацию групповых форм внеклассной и внешкольной работы школьников и их родителей. В данную модель входит проведение индивидуальных, семейных и групповых консультаций, психокоррекция детей «групп риска», психологическая помощь педагогам. Под применением социально-педагогической модели подразумевается организация образовательных организаций разных типов с возрастанием коррекционного воздействия. В социальную модель включено создание общественных организаций, ведущих профилактическую работу среди школьников с целью воспитания нравственных ценностей. Медико-психологическая модель представлена организацией медицинских служб в образовательных учреждениях на плановой основе [11: 360].

Кроме того, выделяется два этапа работы по профилактике буллинга в зависимости от целевых групп воздействия. Первичная профилактика – это система мер, которые направлены на всех обучающихся и их родителей. Цель первого этапа – формирование духовно-нравственных ценностей и добровольного поведения, обеспечение нормативного развития личности [11]. Вторичная профилактика – это системная работа с детьми из «группы риска». Цель вторичной профилактики – социальная адаптация детей и их реабилитация. На втором этапе образовательное учреждение должно определить типы «групп риска», спланировать работу в этом направлении [9], [11].

В системе профилактики школьного насилия Н.Ю.Шульга отводит ведущую роль социальному педагогу. В число функций социального педагога входит диагностическая, оценочная, проектировочная, исполнительская работа. Социальный педагог выявляет ситуации насилия и возможностей его нейтрализации, проектирует формы, методы и средства профилактики буллинга, реализует проект профилактики в конкретных условиях [14].

Мероприятия по профилактике буллинга должны включать разные формы, направленные на развитие коммуникативных умений и бесконфликтного общения, волевых качеств, эмоционального интеллекта, и др.. Это тематические беседы, совместные поездки и культурные мероприятия, классные часы, родительские собрания, волонтерские проекты, психологические тренинги на сплочение коллектива, семинары.

В профилактике школьного насилия важно отметить определяющую роль благоприятного климата в семье ребёнка и доверительных отношений с родителями. Также ответственность родителя заключается в том, чтобы вовремя обратить внимание на признаки того, что ребенок подвергается буллингу, и обратиться за помощью в школу, чтобы совместной работой оказать ему помощь.

 

Литература

  1. Бердышев И. Лекарство против ненависти / И.Бердышев // Первое сент. – 2005. – 15 марта (№ 18). – С. 25-34.

  2. Быкова Е.А., Истомина С.В. Проблема профилактики буллинга в образовательной организации / Е.А. Быкова, С.В. Истомина // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – №3. – С. 75-78.

  3. Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение / И.В. Волкова // Вестник Мининского университета. – 2016. – №2 (15). Интернет-ресурс. 

  4. Кон И.С. Мальчик – отец мужчины. // И.С. Кон. – Москва: Время, 2017. Электронный ресурс.

  5. Костенко Е.С., Бакунович С.Ю. Психологические предпосылки буллинга / Е.С. Костенко, С.Ю. Бакунович // Лучшая студенческая статья 2017. – 2017. С. 283-285

  6. Кривцова С.В., Белевич А.А., Шапкина А.Н. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России. / С.В. Кривцова, А.А. Белевич, А.Н. Шапкина // Образовательная политика.– 2016. – Т. 3. № 73. – С. 2-25.

  7. Макарова Е. А. Буллинг как психологическое явление, изучаемое в рамках виктимологии / Е.А. Макарова // Вестник ТИУиЭ. – 2018. –№1 (27). – С.72-75.

  8. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В.Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. –ТГПУ. № 6 (18). –С. 151-154.

  9. Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. С. 5-86.

  10. Селифанова А.И., Мартиросян Л.А., Захарова О.В., Абдулина Е.К. Буллинг в подростковой среде. / А.И. Селифанова, Л.А. Мартиросян, О.В. Захарова // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 104-105.

  11. Сластихина О. А., Желонкина Ю. Н., Южакова И. О. Буллинг в школьной среде и его профилактика / О.А. Сластихина, Ю.Н. Желонкина, И.О. Южакова // Проблемы современного педагогического образования. 201–№64-1. – С. 358-362.

  12. Соловьёв Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста / Д.Н. Соловьёв // Вестник евразийской науки. –2014. – №3 (22). Электронный ресурс.  (дата обращения: 13.08.2022).

  13. Трофимова Т. И. Курс физики / Т.И. Трофимова. М.: Высш. школа, 2003. 542 с.

  14. Шульга Н. Ю. Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде / Ю.Н. Шульга // Известия ВГПУ. 2011. – №4. Электронный ресурс. 

  15. Olweus D. Bullying at school: what we know and what we can do. – NY: Blackwell, 1993. – 152 р.

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Статья "Буллинг и его профилактика в школьной среде" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаспарян Султана Левоновна  Публикатор
17.08.2022 0 1157 80

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК