Статья "Пути сотрудничества с родителями в воспитании и развитии личности ребенка"
Пути сотрудничества с родителями в воспитании и развитии личности ребенка.
Вохмянина Н.А.
учитель русского языка и литературы
Школа и семья - два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Но, к сожалению, взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются вполне нормальными, а их действия - согласованными. Зачастую, они выступают, как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Поэтому работа классного руководителя с родителями имеет очень большое значение.
Первым и решающим условием положительного направленного взаимодействия являются доверительные взаимоотношения между классным руководителем и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая, не менее важная задача педагога заключается в обеспечении семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении в теоретической и практической организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом.
Учителя и родители как партнеры в воспитании должны дополнять друг друга. Отношение партнерства предполагает равенство сторон, взаимную доброжелательность, уважение. Только вместе с родителями можно успешно решать проблемы детей, помня педагогическую истину: все хорошее о детях говорить вслух.
Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Поэтому – это первое, с чего я начала, когда взяла классное руководство в 5 классе – знакомство с семьями моих учеников. Учащимся я предложила написать сочинения на такие темы: « Что бы я сделал для своей семьи, если бы все мог », «Труд моих родителей», «Выходной день нашей семьи», «Любимые занятия в нашем доме», «Праздники в нашей семье». Эти сочинения позволили мне увидеть симпатии ребенка к членам семьи, степень авторитетности родителей, систему ценностей ребенка. Материалы этих сочинений я использовала на родительских собраниях. Сочинения были очень эмоциональны, поучительны для родителей. Нередко родители и не подозревают о том, что волнует, что радует или беспокоит ребят в жизни семьи.
Значительное место в работе с родителями учащихся я решила отвести психолого - педагогическому просвещению. Мы должны учить родителей умению в каждом конкретном случае принимать правильное и нужное решение в возникающих ситуациях. Поэтому в конце родительских собраний я провожу «Педагогические уроки». Темы этих уроков обговариваем вместе с родителями. На этих уроках мы говорим о проблемах взаимоотношений в семье, о том, как контролировать ребенка, решаем ситуативные задачи.
Работа классного руководителя невозможна без сотрудничества. К сожалению, многие родители настолько перегружены, что не в состоянии уделить внимание не только школе, но и своему ребенку, но тем не менее энтузиасты всегда находятся. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. В этом я убедилась на практике.
Большую помощь в работе с учащимися оказывает и родительский комитет класса. Родительский комитет – это правая рука классного руководителя. Вся текущая работа – организационная, инициативная, контролирующая, воспитательная - проводится членами нашего родительского комитета.
Вместе с родителями мы пытаемся решать и проблемы учебы. Я говорю родителям, что они не должны постоянно контролировать учебу своих детей. Взрослым следует постоянно беседовать с детьми о том, что интересного они узнали. В свободное время давать детям то, что они не могут получить в школе, тем самым дополняя ее и расширяя общий кругозор и культуру своему ребенку.
Формирование детского коллектива, коллектива родителей, обеспечение их общения – первый путь к сотрудничеству, главная задача классного руководителя. Между семьей и классным руководителем есть постоянное звено, соединяющее их ежедневно, - ребенок.
Для решения ряда проблем были использованы различные формы работы. Это и цикл классных часов «Я начинаюсь в семье», семейные марафоны ( интеллектуальные, эстетические), д ни открытых дверей и другие мероприятия. Эти форы работы предусматривают тесное взаимодействие с родителями, совместную творческую работу детей и родителей.
Эффективность всей этой работы в большей степени зависит от искренней заинтересованности классного руководителя, его личного примера, способности увидеть прежде всего положительное как в воспитаннике, так и в его родителях.
Есть еще много других возможностей для налаживания добрых отношений между школой и родителями.
Семья и школа в тесном сотрудничестве должны не только обучать и воспитывать детей, но и заботиться о том, чтобы создать необходимые условия для радостной и творческой жизни.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вохмянина Наталья Александровна
→ Публикатор 03.11.2022 0 474 73 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.