Статья "Педагогические условия предупреждения стрессовых ситуаций в обучении у младших школьников"
Педагогические условия предупреждения стрессовых ситуаций в обучении у младших школьников
Одним из основных признаков современного общества выступает наличие стрессов и стрессовых ситуаций. Чаще всего стресс рассматривался в контексте жизни взрослого человека, однако сегодня стресс и стрессовые ситуации все чаще наблюдаются и распространяются на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления.
Интенсивные изменения, происходящие в жизни общества, накладывают отпечаток на требования, которые современность предъявляет к развитию и образованию человека. Исходя из этих требований, система образования должна организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы он соответствовал выполнению этих требований: увеличение объема содержания изучаемого материала, разработки и применение новых методов обучения, поиск и создание необходимых условий для полноценного развития личности.
Приоритетной задачей современности в контексте образовательных и воспитательных технологий современности выступает сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Данная задача не случайна: быстро растет количество детей, испытывающих эмоциональное неблагополучие, что может послужить причиной к формированию неврозов, а также соматическому ослаблению организма и, как следствие, плохому социальному заказу государства.
Особенно часто стрессовые ситуации появляются у младших школьников при обучении. Школа в настоящее время выступает тем институтом, где ребенок проводит большую часть своего времени, поэтому именно здесь у ребенка могут развиться психологические трудности, порождаемые стрессовыми ситуациями. Обучение в школе является важным этапом в жизни ребенка, который сопровождается не только радостным впечатлением от удач, но и переживанием, беспокойством поражений, что проявляется в чувстве тревожности и появлении стрессовых ситуаций. В настоящее время стрессовые ситуации являются одним из наиболее распространенных феноменов психического неблагополучия, встречающихся в школьной практике. Стресс у младших школьников проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего, эмоциональной неустойчивости. Изучение влияния стрессовых ситуаций на младших школьников также чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья, так как именно воздействие стресса пагубно влияет на наш организм, причиняя ему огромный вред.
Начальные симптомы возникновения стресса – тревожность и чувство беспокойства. Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, насторожен, ему трудно устанавливать контакты, окружающий мир воспринимается им как пугающий и враждебный. Постепенно формируется и закрепляется заниженная самооценка. Обычно это очень неуверенные в себе дети, они постоянно испытывают чувство беспокойства, это приводит к тому, что они почти не проявляют инициативу. Такой ребенок всегда мнителен, склонен к сомнениям и колебаниям, робкий, застенчивый, проявляет осторожность, беспокойство без причины. Все это способствует образованию у таких детей реакций психологической защиты, которая может выражаться в отказе от общения и в избегании некоторых контактов. Поэтому такой ребенок замкнут, малоактивен, он становится вялым, агрессивным, раздражительным, у него часто меняется настроение, часто болит голова, отсутствует аппетит и желание ходить в школу. По причине того, что опыта по преодолению подобного эмоционального состояния нет, его напряжение возрастает еще больше, что ведет к срывам и неврозам. Поэтому важно научить ребенка управлять своим эмоциональным состоянием через регуляцию внешнего его проявления. В связи с этим перед современной системой образования встает такая важная задача, как оптимизация учебно-воспитательного процесса, с применением новых антистрессовых методов обучения и методик снижения детской тревожности, с целью формирования личности ребенка, сохранив его уникальность, психическое и физическое здоровье.
Проблема появления стрессовых ситуаций и тревожности у учащихся начальной школы затрагивалась многими зарубежными и отечественными исследователями: М. Аворд, В. Амен, О.С. Анисимов, М.Н. Битянова, Л.П. Гримак, Р. Дорки, М.И. Дьяченко, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская, Л.А. Китаев-Смык, Дж. Мейсон, В.С. Мерлин, А.Ф. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.И. Наенко, Т.А. Немчин, О.В. Нестерова, Р.В. Овчарова, А.В. Петровский, С.И. Прежесецкая, А.М. Прихожан, Т.А. Ратанова, М. Раттер, Г. Селье, Н.Ю. Синягина, Л.Ю. Субботина, Р. Тэммл, М.И. Чистякова, Н.И. Чуприкова, М.Г. Ярошевский и другие.
Понятие «стресс», «стрессовая ситуация» в психолого-педагогической литературе
Термин «стресс» (англ. stress – давление, нажим, напряжение) активно используется учеными различных областей деятельности (биологии, медицины, физиологии, психологии, педагогики, юриспруденции и других). Однако ни одна из этих наук не может однозначно определить данное понятие.
Основоположником учения о стрессе и стрессовых ситуациях является канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982 гг.). Согласно его определению стресс – это «неспецифические реакции организма, проявляемые в ответ на какое-либо сверхсильное воздействие» или «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям».
Термин «стресс» Л. Леви (1972) обозначал как «эмоциональную реакцию на конфликтные ситуации, которые характеризуются разрывом между потребностью субъекта и возможность осуществить эту потребность, это ведет к отрицательным эмоциям».
Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией В.А. Жмурова трактует понятие следующим образом: «стресс – это реакция организма на чрезвычайно сильные стимулы».
Словарь психиатрических терминов В.М. Блейхера, И.В. Крука определяет стресс как «состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители».
И.В. Евтушенко под стрессом понимает «термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья».
В.А. Абабков и М.М. Перре указывают, что стресс – это «такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровням таких требований».
Л.А. Китаев-Смык предлагает следующую дефиницию: «Стресс – это, в узком смысле, неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях; в широком – неспецифические проявления адаптационной активности при воздействии любых значимых для организма факторов».
Таким образом, стресс – это неблагоприятное психологическое состояние организма, которое характеризуется ответом на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители (стрессоры), направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Согласно учению Ганса Селье принято выделять три стадии развития стресса:
-
«реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;
-
сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);
-
истощение, наступающее, когда действие вредоносных факторов долго не удается устранить или преодолеть».
В настоящее время не утвердилось единое представление о видах стресса.
Так, основоположником учения о стрессе Г. Селье определены два вида: эустресс и дистресс. Два этих вида стресса он определяет как: «эустресс как эмоционально положительный, кратковременный (острый), который активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций»; дистресс – «разрушительный процесс, дезорганизующий поведения человека, ухудшает протекание психофизиологических функций, является эмоционально отрицательным и долгосрочным, перетекающим нередко в хронические заболевания».
Исходя из указанной теории, стресс бывает «психологическим» и «физиологическим», который в свою очередь подразделяется на «информационный, эмоциональный и коммуникативный»:
-
«психологический стресс вызван факторами, которые действуют как сигнальные значения»;
-
«физиологический стресс возникает в результате непосредственного воздействия на организм различных негативных факторов»;
-
информационный стресс вызывается информационными перегрузками;
-
эмоциональный стресс возникает в результате существования угрозы эмоциональному фону, которые вызывают именно отрицательные эмоции;
-
коммуникативный стресс возникает в случае неспособности общаться с окружающими.
Также существует кратковременный (острый) стресс – неожиданный и быстрый, проявлением которого является шок и долговременный (хронический) – иногда бывает продолжением кратковременного, часто возникает из-за малозначительных факторов, но постоянно действующих.
B психолого-педагогической литературе к существующим видам стресса добавляют следующие виды стресса:
-
внутриличностный стресс, который подразумевает «находиться в мире с самим собой». К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др.;
-
рабочий стресс – стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка;
-
финансовый стресс – ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов;
-
общественный стресс – развивается у какой-то группы людей;
-
экологический стресс;
-
школьный стресс – стресс, возникающих у обучающихся в образовательных учреждениях.
Источником возникновения стресса может быть любая ситуация, на которую человек реагирует эмоционально сильным возбуждением – именно ее и называют стрессовой ситуацией.
В современной науке широко изучены и распределены причины стрессовых ситуаций, но единой классификации нет. Лишь в одном ученые твердо уверены: причины стресса могут быть внутренними и внешними. «Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны».
Причины возникновения стрессовых ситуаций по М. Шишенину: самая частая – невозможность самовыражения, работа и финансовое положение.
Согласно Ш. Левису, который изучал стрессовые ситуации у детей младшего школьного возраста, их причинами могут быть:
1. «неосознанные установки», «жизненные принципы» или «родительские сценарии» – советы, которые дают взрослые ребенку в детстве, и они перетекают во взрослую жизнь этих детей, тем самым усложняя им жизнь и делая их поведение неадекватным (например, родители запрещали девочке ходить в лес, пугая ее, что может привести данного ребенка во взрослой жизни к страху с природой);
2. деление на оптимистов и пессимистов: пессимисты не видят выхода из той ли иной сложившейся ситуации, считают ее тупиком, что влияет на развитие стрессовых ситуаций;
3. невозможность реализации актуальной потребности – «пирамида» А. Маслоу – «по мере реализации «низших», биологических потребностей, человек старается удовлетворить социальные, а затем и духовные потребности, причем, высшей потребностью человека является его стремление к самореализации своей уникальной сущности».
Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Особое внимание сегодня психологами, педагогами и методистами приковано к школьным стрессам, так как школьный стресс – это стресс, появившийся у обучающегося в процессе нахождения в школе.
Поступая в школу, ребенок сталкивается с рядом «неудобных» для него задач, решение которых зависит от получения дополнительного опыта в их выяснении, максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил: ребенок должен научиться соблюдать установки и правила, существующие в школе, научится сдерживать свой эмоциональных фон и быть усидчивым и терпеливым. Нередко, все указанные критерии приводят к к психоэмоциональному напряжению, что может рассматриваться как стрессовое состояние.
В психологии принято выделять ряд событий, которые приводят к проявлению стрессовых состояний у младших школьников. Основными такими событиями выступают: «поступление в 1 класс, перевод в другую школу, рождение брата или сестры, развод родителей, переезд, семейные конфликты, школа (конфликты с учителями, учеба), конфликты со сверстниками, потеря родителя (ей), ситуации, связанные с обучением – оценки, проверка знаний, превышение обязанностей и т.д., проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, отношение родителей к плохой успеваемости – унижения, угрозы, наказания, трудности с учителем – педагог кричит, ругает или унижает при одноклассниках».
Школьные стрессы могут пройти сами собой по мере взросления, а могут лишить ребенка психологического комфорта, радости учения и способствовать развитию детских неврозов.
Таким образом, в современной психологии и педагогике выделено многообразие методов изучения стресса. Каждый из ученых анализирует вопрос стресса в одноаспектном плане, тем самым подтверждается невозможность определить однозначное понимание стресса: он выделяется «как биологическая реакция организма на воздействие физических, химических и органических факторов»; «как состояние, характеризующееся активизацией адаптационных механизмов, проявляющихся в психической и физиологической сферах»; «как состояние напряжения процессов, протекающих в коре головного мозга»; «как состояние повышенной психической напряженности в сложных условиях и при возникновении особых обстоятельств» и другие. Нами определено: стресс – это неблагоприятное психологическое состояние организма, которое характеризуется ответом на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители (стрессоры), направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Особое внимание необходимо уделять стрессовым ситуациям, возникающим в школе, так как именно здесь, начиная с младшего школьного возраста, закладывается здоровое развитие личности.
Особенности проявления стрессовых ситуаций
у младших школьников
Младший школьный возраст – возрастной этап, когда ребенок поступает в школу. Границы указанного возрастного этапа, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, варьируются между 6-7 и 11 годами жизни.
Возраст младшего школьника очень важен для психического и социального развития: в это время происходит интенсивное биологическое развитие организма ребенка, происходит перестройка и самосознание человека, возникает ответственность, происходит перестройка памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения, укрепляется новая позиция – школьник, меняются отношения между ребенком и окружающими людьми, меняется речь, воображение, самооценка и рефлексия, а главное происходит смена ведущего вида деятельности с игры на учебу.
Именно в младшем школьном возрасте, в связи с поступлением ребенка в непривычную для него среду – школу, начинают формироваться стрессы и стрессовые состояния. Всеобще известно, что «высокие уровни стресса оказывают вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности школьника. Психологические проблемы, вызванные стрессом, приводят к неудовлетворительному выполнению домашних заданий, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям учителя, неспособности сосредоточиться и принять решение. Еще одним аспектом воздействия стресса является изменение в поведении младшего школьника». Следовательно, существуют определенные особенности проявления стрессов в младшем школьном возрасте.
В детском возрасте проявление стрессов и стрессовых ситуаций значительно отличается от проявления стрессов у взрослых. Связано это с тем, что в детском возрасте, в частности, в младшем школьном, весь опыт ребенка находится под неусыпным контролем со стороны взрослого, будь то это родитель, педагог или кто-то еще. Дети зачастую чувствуют, что они ничего не могут сделать, что-то изменить. Это приводит к потере мотивации ребенка что-то делать самостоятельно.
Также важной особенностью проявления стрессов в младшем школьном возрасте выступает яркая их выраженность, зависящая от двух видов симптомов – физиологических и психофизиологических.
Физиологическими симптомами выступают «частые заболевания, проблемы с пищеварением, боли в животе, головная боль, нарушение аппетита, сбой веса, сухость во рту, повышение температуры тела, мышечное напряжение и т.д.»; психофизиологическими – «нарушение сна, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, регресс (сосание пальца), аутоагрессия (выдёргивание волос, обкусывание ногтей и бокового валика пальцев и пр.), внезапная замкнутость, повышенная тревожность, раздражительность, плаксивость и т.д.».
Исходя из исследований В.А. Гурьева, физиологические проявления стресса проявляются в связи с «большой учебной нагрузкой, с которой ученик не справляется; высокими требованиями учителя, которые не соответствуют возможностям школьника; негибким поведением педагога и неумением найти индивидуальный подход к ребенку, неумением учитывать психофизиологические особенности ученика; неприятием педагогом кого-то из детей из-за каких-то физических особенностей; межличностными отношениями со сверстниками; отношениями с родителями и т.п.».
Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Яркая выраженность стрессов у детей младшего школьного возраста связана с «отзывчивой» эмоциональной сферой, реагирующей на происходящие вокруг ребенка события, которая характеризуется непосредственностью и откровенностью, готовностью к восприятию страха, высокой эмоциональной неустойчивостью, а порой и повышенной мнительностью.
Для детей младшего школьного возраста характерна потребность в защите от взрослых и, прежде всего, зависимость от учителя. При возникновении стрессовой ситуации ребенок ожидает помощи и поддержки от своего учителя. Однако не всегда эта помощь оказывается ребенку, зачастую учитель игнорирует или осуждает ребенка, что приводит последнего к шоковым состояниям.
Стрессорами в условиях школьного обучения у младших школьников принято считать:
-
Обиды, оскорбительные замечания, негативные оценки со стороны сверстников, старшеклассников и педагогов.
-
Отрицательные взаимоотношения с одноклассниками и учителем.
-
Участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, докладах, контрольные или проверочные работы, выходы к доске.
-
Смена класса или школы, опоздания.
-
Отрицательное отношение родителей к отметкам детей.
-
Пропуск уроков по болезни и, как следствие, боязнь стать отстающим в обучении.
Как явление, сопровождающее стрессовую ситуацию, выступает школьная тревожность (А. Говард, К. Матвеев, Л. Мазарус).
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают».
Также термин «тревожность» используется для описания «неприятного по своей окраске эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны – активацией автономной нервной системы».
А.М. Прихожан определяет, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».
С.С. Степанов трактует школьную тревожность как «переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи в стрессовых ситуациях».
Тревожность способствует аккумуляции и интенсификации негативных эмоций, которые способствуют увеличению и сохранению тревожности, «порождая негативные прогностические оценки и определяя во многом характер актуальных переживаний».
Школьная тревожность – это относительно легкая форма симптомов психического расстройства у детей. Она выражается в возбуждении, в предвкушении повышенной тревожности в учебных ситуациях, на занятиях, плохом отношении к себе, негативных оценках со стороны учителей, коллег. Ребенок всегда ощущает собственную неадекватность, неполноценность, не убежден в правильности своих действий, своих решений.
Тревожность порождает у детей неадекватную самооценку, которой выступает заниженная, завышенная, противоречивая, конфликтная, затруднения в общении со взрослым (учителем) и сверстниками, безынициативность, снижение интереса к учебной деятельности. В следствие чего появляется неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.
А.М. Прихожан указывает, что такое тревожность отмечается чаще всего у первоклассников, но исследования последних лет показывают, что «школьная тревожность, вызванная стрессовыми ситуациями, свойственна детям и других школьных возрастов, в частности 2-4 классов». В целом же, «в младшем школьном возрасте повышенная школьная тревожность однозначно рассматривается как показатель школьной дезадаптации» и как фактор стрессовых ситуаций в обучении.
Среди особенностей в поведение повышено тревожных людей педагоги и психологи выделяют следующие: острую эмоциональность, медленную работоспособность, боязнь неудачи, низкую мотивацию к достижению успехов и т.п.
Состояние тревожности в обучении детерминируется переживаемыми чувствами напряжения, беспокойства, нервозности и т.п. Будучи эмоциональной реакцией на стресс, тревога существенно влияет на поведение и оказывает либо активирующий, либо разрушающий эффект.
Таким образом, со стрессовыми ситуациями младшие школьники сталкиваются с самого первого поступления в учебное заведение. Такая ситуация проявляется из-за того, что ребенок еще не осознает своей новой роли – ученик, у него не сформирована учебная деятельность как ведущий вид деятельности. Среди признаков, отличающих стрессовое состояние в младшем школьном возрасте, многими учеными выделены такие чувства как чувствительность, бессонница, быстрая утомляемость и, как следствие, постоянная усталость, неуверенность в собственных силах, рассредоточенность, незаинтересованность, инертность и т.п. Как следствие переживания стрессов у ребенка могут развиться психосоматические расстройства, мешающие полноценному существованию ребенка в рамках школьного обучения и, оказывающие непосредственное негативное влияние на самочувствие и развитие организма младшего школьника. В психолого-педагогической и научно-методической литературе описаны многие проявления стресса, одним из которых выступает тревожность.
Методы профилактики стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста в процессе обучения
По данным статистик последних лет увеличилось число детей с нарушениями эмоциональной сферы, в частности детей, на которых сильное влияние оказывают стрессовые ситуации. Своевременное решение указанной проблемы у детей младшего школьного возраста принимает высокую актуальность и может помочь решить ряд проблем в дальнейшей жизни. Исходя из этого положения, необходима своевременная профилактика для предотвращения возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста.
В современной системе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста мы находим великое множество методик, приемов и методов, которые позволяют вести профилактику стрессовых ситуаций. К таким относятся различного рода программы, направленные на бесстрессовое обучение детей младшего школьного возраста, включающие разнообразные приемы и методы в колоссальных количествах.
Среди таких приемов и методов мы особенно выделим некоторые и опишем их особенности:
1. Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Родителям необходимо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребенку, поддержать его. Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми. Не нужно перекладывать сложности в школе и ответственность за них на себя, необходимо помочь ребенку в их решении путем ненавязчивого подталкивания его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.
2. Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. Беседа является самой активно используемой с детьми младшего школьного возраста индивидуальной формой.
Беседа – это диалог между людьми, направленный на наилучшее взаимопонимание этих двух субъектов деятельности. Беседа должна строиться с учетом следующих требований: целенаправленность (наличие цели); подготовленность (продумать план беседы, поддерживающие вопросы); психологическая обоснованность (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
В процессе беседы до ребенка необходимо донести информацию о том, как справиться со сложившейся ситуацией, предложить варианты решения вопроса, которые основаны на личном опыте.
3. Игротерапия (А.И. Захаров, М.И. Чистякова, И.В. Фаустова и др.), которая способствует развитию дружественных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, оказывает помощь в снятии психоэмоционального напряжения, стабилизирует самооценку и т.п. Игротерапия интерпретируется как «опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и на различные вещи, на которые ребенок может спроецировать свой прежний опыт, затем использовать эти объекты, чтобы применить на них исследуемые роли и взаимоотношения»;
4. Арттерапия – использование искусства (А.И. Захаров, М.И. Чистякова, И.В. Фаустова и др.). Данный метод нацелен на гармоническое развитие личности через призму развития способностей самовыражения и самопознания.
В исследованиях принято выделять «рисуночную терапию, библиотерапию, драматерапию, музыкотерапию, сказкотерапию и другие».
Выделяют «директивную» и «недирективную» арттерапию. В первой задача ставится прямо (например, задается тема рисунка). Во второй – предоставляется свобода выбора темы и формы ее выражения.
В результате применения методов арттерапии в коррекционной работе с детьми удается:
обеспечить эффективную эмоциональную реакцию и придать социально приемлемые формы даже при наличии агрессивных симптомов;
облегчить процесс общения для замкнутого, застенчивого или плохо ориентированного ребенка;
развить произвольность и способность к саморегуляции;
сделать ребенка осознанным в своих эмоциях, переживаниях и эмоциональных состояниях;
улучшить качество жизни ребенка.
5. Еще одним методов выступают релаксационные упражнения (А. Сиротюк, Т. Смирнова, Е. Лютова и др.). Их польза заключается в том, что они помогают снять психоэмоциональное напряжение, расслабится. Релаксационные напряжения могут включать массаж и самомассаж, что «позволяет снизить нервное перенапряжение, повышенную раздражительность, мышечные зажимы, улучшает кровообращение, тонизирует нервную систему».
6. Психогимнастика (А.И. Захаров, М.И. Чистякова, И.В. Фаустова и др.) – «невербальный метод групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии; это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы)». Основная цель психогимнастики кроется в преодолении препятствий в выстраивании взаимоотношений, в снятии психического и эмоционального напряжения, создание способностей для самовыражения. Для занятий психогимнастикой используются невербальные средства.
7. Игровая деятельность двигательного характера (физкультминутки, оздоровительные игры и т.п.) способствует снятию психоэмоционального напряжения, формирует образование положительных эмоций, улучшает работу всех органов и систем, повышает тонус организма.
8. Правильный выбор стиля взаимодействия взрослого с ребенком в воспитательном процессе также является одним из главных условий профилактики стрессовых ситуаций детей любого возраста. Из общепринятых основных стилей взаимодействия самым благоприятным выступает демократический стиль, где «взрослый опирается на мнение ребенка, его интересы, инициативу, учитывает индивидуальные возможности и характерологические особенности». Ключевой формой общения в демократическом стиле является просьба, совет, стремление включить ребенка в активную работу и самому включиться в его деятельность, стать другом, партнером. Указанный стиль стимулирует ребенка и взрослого к успешной совместной деятельности.
9. Взаимодействие в соответствии с личностно-ориентированным подходом определяет профилактику стрессовых ситуаций, так как обеспечивает ребенку чувство психологической и эмоциональной защищенности, радости, развитие индивидуальности ребенка. Позиция взрослого при таком подходе – исходить из интересов ребенка и перспектив, его дальнейшего развития.
Учитель также может управлять стрессом ребенка с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, потому что он знает проблемы жизни, семьи, природные особенности организма ученика. Учитель может помочь ребенку справиться со стрессом, научить как можно переживать стресс или по возможности избегать стрессовых ситуаций.
10. Одним из способов выхода из неблагоприятного эмоционального круга является образование нового эмоционального круга, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю негативную эмоцию. В связи с этим разработаны коррекционно-развивающие программы. Их реализация происходит посредствам методов профилактики и коррекции эмоционального неблагополучия.
В таких программах используются следующие методические приемы, направленные на профилактику эмоционального неблагополучия дошкольников: «создание ситуации безопасности, доверия; эффект неожиданности задания, проблемные ситуации, игры; поддержка ребенка в ситуации неудачи; одобрение поведения, создание ситуации успеха; игнорирование нежелательного поведения; анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия; ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев; придумывание терапевтических сказок; использование приема антропоморфизма («очеловечивание» животных, предметов); прослушивание аудиозаписей, музыки медитативной и для релаксации, «звуков природы» и другие».
Таким образом, способы профилактики стрессовых состояний у младших школьников заключаются в гумманизации развивающей среды, повышении педагогической компетентности взрослых, окружающих ребенка, в своевременном определении причин возникновения эмоционального неблагополучия, стресса и др. Также основными средствами профилактики эмоционального неблагополучия являются: создание ситуации безопасности, доверия; проблемные ситуации, игры, поощрения; поддержка ребенка в ситуации неудачи; создание ситуации успеха; игнорирование нежелательного поведения; сказкотерапия; арттерапия; прослушивание аудиозаписей для релаксации, «звуков природы»; игротерапия; танцетерапия; психогимнастика и др. В связи с чем, педагогически грамотная позитивная политика в учебной деятельности способна повышать сопротивляемость детских организмов стрессам и снижать их негативные последствия.
Тема предупреждения стрессовых ситуаций в обучении у младших школьников достаточно актуальна на сегодняшний момент, что подтверждается многими исследованиями в данной области и основами Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального образования, господствующего сегодня в сфере образования.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы, мы теоретически и практически осветили вопрос предупреждения стрессовых ситуаций в обучении у младших школьников, чем достигли поставленной цели исследования.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скороварова Ирина Петровна
→ Публикатор 09.11.2022 0 1554 52 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.