Статья "Межпредметная интеграция в учебном процессе"


Асланян Ануш Володяевна

преподаватель

 

Межпредметная интеграция в учебном процессе

 

В современных условиях многопредметного преподавания в среднем учеб­ном заведении проблема межпредметных связей весьма актуальна. Еще основоположник дидактики Я.А. Коменский писал: «Все, что нахо­диться во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Конкретизация и обобщение знаний, полученных в процессе использования межпредметных связей в интегративном курсе, дает студентам возможность пе­реносить эти знания в новые прикладные ситуации, применять их на практике.

Интеграция как научное понятие, используемое в просвещении, в историческом плане прошло долгий путь от проблемно-комплексного обучения (20-30-е гг.) через организацию учебной работы на основе межпредметных связей (50-70-е гг.) к собственно интеграции (80-90-е гг.), когда образовательный процесс представляется в виде целостной системы, функционирующей на основе межпредметной интеграции. Широкая практика использования межпредметных связей как в средней (общеобразовательной и профессионально-технической) школе, так и в высшей школе дает возможность обобщить и систематизировать все многообразие связей учебных дисциплин.

Проблема межпредметной интеграции актуальна не только для российской педагогики, но и для педагогической науки в целом. Ученые разных стран, пропагандируют идею междисциплинарного подхода к современному образованию и считают принцип междисциплинарности одним из основополагающих принципов учебного процесса.

Современная наука и производство предъявляют высокие требования к содержанию технического образования. Государственный образовательный стандарт в качестве одной из основных целей СПО определяет формирование готовности студентов к решению задач профессиональной деятельности. Но, как показывает опыт, даже у выпускников с высокой академической успеваемостью эта готовность нарабатывается после нескольких лет практической деятельности. Это означает, что существует разрыв между содержанием профессиональной подготовки и потребностями современного производства. Такое рассогласование связано с нарушением принципа междисциплинарности при обучении будущих специалистов. Отсутствие реально налаженных связей между дисциплинами приводит к тому, что объективно достаточные знания студенты затрудняются перенести на решение задач новой дисциплины.

Таким образом, мы имеем дело с противоречием, возникающим между фактическим знанием и неумением его использовать при переходе к новой дисциплине.

Одним из путей разрешения этого противоречия должна стать широкая интеграция учебных дисциплин посредством межпредметных связей. Теоретические основы межпредметных связей разработаны в достаточной мере. Однако, невысокая эффективность их использования в процессе обучения, в особенности при переходе с одной ступени на другую (общеобразовательные дисциплины – общепрофессиональные дисциплины - специальные дисциплины), связана с тем, что в педагогике еще мало внимания уделяется разработке таких способов межпредметной интеграции, которые позволяют в процессе обучения формировать у студента «открытую» систему знаний, способную в дальнейшем интегрироваться в новые системы знаний.

Отсутствие таких способов приводит к ошибочной или малоэффективной технологии реализации межпредметных связей. Поэтому преподавателю кажется, что проще создать заново нужные исходные элементы знаний, чем тратить время на «выискивание» в памяти студента уже имеющихся фрагментов знаний и встраивать их в структуру своей дисциплины. Это порождает проблему переноса знаний, поскольку формируемые таким способом знания не могут быть интегрированы в ранее возникшие структуры, и приводят к перегрузке памяти. Такой подход тормозит развитие мышления и, в конечном итоге, снижает уровень профессиональной подготовки будущего специалиста.

Анализ методической и специальной литературы, обобщение педагогического опыта преподавателей нашего учебного заведения и собственной работы в техникуме; наблюдения за ходом учебной деятельности студентов и преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин определили для меня способ межпредметной интеграции, основанный на синтезировании укрупненных элементов знаний.

Основным принципом межпредметной интеграции должен быть универсальный закон развития. Исходя из этого, можно утверждать, что элементы знаний общепрофессиональных и специальных дисциплин должны конструироваться из элементов знаний общеобразовательных дисциплин путем их укрупнения, а не вводится заново, как независимые, первичные. Переход от одной дисциплины к другой сопровождается внедрением укрупненного модуля, так называемого блока синтезирующего повторения.

Создание указанного комплекса особенно необходимо при переходе с одной ступени обучения на другую, поскольку происходит смена объектов познания, а значит должны происходить изменения в характере познавательной деятельности. Задача такого блока заключается в синтезировании укрупненных элементов знаний путем извлечения известных знаний одной дисциплины и встраиванием их в структуру той дисциплины, с которой устанавливаются межпредметные связи. Формирование укрупненных элементов знаний приводит к изменению функциональной структуры знаний сообразно задачам данной дисциплины.

Эффективность использования блока синтезирующего повторения будет зависеть от условий и требований, предъявляемых к нему, как дидактическому средству и способу организации учебного процесса при установлении межпредметных связей.

Использование блока синтезирующего повторения предполагает не просто повысить успеваемость студентов, но изменить характер их познавательной деятельности сообразно целям изучаемых дисциплин. Для общеинженерных дисциплин такое изменение связано, во-первых, с овладением методами решения задач различных типов, а во-вторых, с умением выбрать оптимальный метод решения, соответствующий условию конкретной задачи. Эти умения входят в состав квалификационных характеристик профессиональной деятельности техника-механика, а, следовательно, их формирование является необходимым условием для оценки учебной деятельности студентов.

 

 

Литература:

  1. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. – М.: Педагогика, 1998

  2. Карасев В.П. Интеграция в системе технических знаний как фактор повышения качества подготовки специалистов. - Л.: ЛИЭИ, 1980


 

1

 


Полный текст материала Статья "Межпредметная интеграция в учебном процессе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Асланян Ануш Володяевна  Публикатор
05.12.2022 0 849 39

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК