Статья "Формирование читательской грамотности обучающихся со слуховой депривацией на уроках русского языка и литературы"


Формирование читательской грамотности обучающихся со слуховой депривацией на уроках русского языка и литературы

Иршенко Л.Г, учитель

русского языка и литературы

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

(Образовательная система «Школа 2100»

Педагогика здравогомысла / под ред.

А.А.Леонтьева. М.:Баалас, 2100)

Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую, естественно-научную, компьютерную, юридическую, экономическую, экологическую грамотность и т.д.

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

Словосочетание «читательская грамотность»появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

  • выделять главную мысль всего текста или его частей;

  • понимать информацию, содержащуюся в тексте;

  • преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

  • применять информацию из текста в изменённой ситуации;

  • критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

  • постановка вопросов (о незнакомом) к тексту;

  • построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);

  • создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);

  • конструирование собственных высказываний о прочитанном

Вот несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Текст «По дорогам войны и мира», который я взяла из своей практики для обучающихся11 класса. Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую различные приемы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его через себя.

Прием «Верите ли вы, что…?

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текстаи после знакомства с ним. Полученные результаты позже обсуждаются.

Я задаю вопрос: верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом «По дорогам войны и мира»

При дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы:

Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет или мало подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, можно использовать словари.

Приём «Чтение в кружок»

Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача следящих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Следящие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, его поправляют.

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок».

Уже само название вызывает у ребят интереси используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия заполнение таблиц, название схем).

Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы.

Схема текста «По дорогам войны и мира» (из сборника по подготовке к ОГЭ). Вот с такой схемой мы работаем:


 

 

 

Дороги войны

(назови участников)

 

 

 

 

 

 

 

 

Как отразилось это на их судьбах?

 

 

Что такое взросление? Это (способность, умение)….

Приведи примеры предложений, подтверждающие твою мысль

  1. ______________________________________________________

  2. ______________________________________________________

  3. _______________________________________________________

Сделай вывод: дети войны……

 

 

Приём«Письмо с пробелами».

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текстарекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее.

Например:Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ?

 

На мой взгляд,взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к текстуВ.Шелике, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………. Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….

 

Приём«Лови ошибку»

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую ошибки, которые учащиеся должны найти, исправить.

 

Заданий как и приемов, направленных на формирование читательской грамоте очень много. Это и все те приемы и задания, которые мы используем, применяя технологию критического мышления.

В прошлом году в рамках семинара по функциональной грамотности я проводила игру «Что? Где? Когда?». На столе у игроков было несколько секторов, в том числе и сектор: Модуль «Читательская грамотность». В данном модуле я использовала следующие задания:

1 вопрос

  1. О знакомьтесь с текстом рекламы.


 


 


 


 


 


 

  1. Ответьте на вопросы:

  1. Какой товар рекламируется?

  2. На каких улицах можно приобрести этот товар?

  3. - Как можно связаться с представителями этих магазина?


 

2 вопрос


 


 


 


 


 

1. Ознакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы

-Какой адрес у театра?

-Сколько стоит билет на спектакль?

-Назовите дату спектакля.

- Назовите время начала спектакля.

-Название спектакля.

3 вопрос

-Что перед вами?

-Ознакомьтесь с текстом на афише

-Где находится цирк?

-Как называется программа?

-Когда были представления?

-Кому можно было бесплатно посетить представление?

-Сколько стоят билеты? Как можно узнать стоимость билета?

 

Литература:

  1. Э.А. Орлова «Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения»

  2. Министерство Просвещения. Институт стратегии развития образования в рамках Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности «Глобальные компетентности».

  3. Институт стратегии развития образования Российской Академии образования «Методические рекомендации по оценке читательской грамотности»

  4. PISA«Примеры открытых заданий по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности»

  5. Н.Н. Сметанникова. Пособие для учителя «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС»


 


Полный текст материала Статья "Формирование читательской грамотности обучающихся со слуховой депривацией на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иршенко Лариса Геннадьевна  Публикатор
09.01.2023 0 372 30

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК