Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках математики с применением компетентностно-ориентированных заданий"
Формирование функциональной грамотности на уроках математики с применением компетентностно ориентированных заданий
Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одним из главных направлений работы учителя.
Учитель нацелен на то, чтобы подготовить функционально грамотную личность – человека, ориентирующегося в мире и действующего в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, т.е. ученика, который приобретает в школе не «знания для знаний», а «знания для жизни». Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как «мобильность, динамизм, конструктивность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения»
Рассмотрим формирование ФГ на уроках математики
Дети, которые учатся сейчас в школе, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. Мы должны научить детей ориентироваться в непростом мире, выполняя практические, жизненные задачи.
Изменить организацию урока математики позволяют КОЗ (компетентностно-ориентированные задания)
Признаки компетентностно-ориентированной задания:
-имитация жизненной ситуации;
-обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
-выход за рамки одной образовательной области;
-наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;
-часть необходимых данных отсутствует;
-предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.
Отличительные признаки компетентностно-ориентированных заданий
-деятельностная составляющая;
-предметные умения;
-умения работать с информацией;
-исследовательские умения.
При разработке КОЗ следует учитывать: Структуру КОЗ
-
стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
-
задачную формулировку (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);
-
источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);
-
бланк для выполнения задания (форма для фиксации ответа, задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания);
-
инструмент проверки (аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдения).
Если использовать такую структуру задания в работе на уроках математики, то получается слаженный механизм по формированию ФГ
Предлагаю вашему вниманию КОЗ:
Математика. 4 класс.
«Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».
КОЗ - разрешение проблемы.
Стимул: Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и отправила в магазин.
Задачная формулировка: Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250г майонеза.
Источник информации: справка
Наименование продукта |
Количество продукта |
Цена |
горошек |
1банка |
65руб |
картофель |
1кг |
40руб |
лук |
1кг |
50руб |
майонез |
250г |
60руб |
яйца |
1десяток |
65руб |
солёные огурцы |
1банка |
90руб |
Бланк для выполнения задания:
Наименование продукта |
Цена |
Количество |
Стоимость |
горошек |
|
|
|
картофель |
|
|
|
лук |
|
|
|
майонез |
|
|
|
яйца |
|
|
|
огурцы |
|
|
|
Общая стоимость: __________________
Ответ: ______________________________________________________
Инструмент проверки:
Бланк проверки
№ |
Критерии оценивания |
Правильные ответы |
Мои ответы |
1 |
Таблица заполнена верно |
3балла |
|
2 |
Верно подсчитана общая стоимость покупки |
1балл |
|
3 |
Дан правильный ответ на главный вопрос |
1балл |
|
|
Всего |
5 баллов |
|
КО задания можно применять на разных уроках: изучение нового материала, закрепление пройденного, уроки-проекты и т.д
Т.к.
КОЗ очень разнообразны:
задания, в которых имеются лишние данные;
задания с противоречивыми данными;
задания, в которых данных недостаточно для решения;
многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения);
комплексные задания и др.
Такие задания-задачи лучше всего дети выполняют в парах или работая в группах.
КОЗ приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
Вывод
Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Для учителей данный тип заданий способствует повышению профессионального мастерства, делает урок разнообразным. Учитель выполняет функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.
Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дзибло Варвара Михайловна
→ Публикатор 30.01.2023 0 1791 65 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.