Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках математики с применением компетентностно-ориентированных заданий"


Формирование функциональной грамотности на уроках математики с применением компетентностно ориентированных заданий

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одним из главных направлений работы учителя.

Учитель нацелен на то, чтобы подготовить функционально грамотную личность – человека, ориентирующегося в мире и действующего в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, т.е. ученика, который приобретает в школе не «знания для знаний», а «знания для жизни». Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как «мобильность, динамизм, конструктивность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения»

Рассмотрим формирование ФГ на уроках математики

Дети, которые учатся сейчас в школе, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. Мы должны научить детей ориентироваться в непростом мире, выполняя практические, жизненные задачи.

Изменить организацию урока математики позволяют КОЗ (компетентностно-ориентированные задания)

Признаки компетентностно-ориентированной задания:

-имитация жизненной ситуации;

-обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;

-выход за рамки одной образовательной области;

-наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;

-часть необходимых данных отсутствует;

-предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

Отличительные признаки компетентностно-ориентированных заданий

-деятельностная составляющая;

-предметные умения;

-умения работать с информацией;

-исследовательские умения. 

При разработке КОЗ следует учитывать: Структуру КОЗ

  • стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

  • задачную формулировку (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

  • источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);

  • бланк для выполнения задания (форма для фиксации ответа, задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания);

  • инструмент проверки (аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдения).

Если использовать такую структуру задания в работе на уроках математики, то получается слаженный механизм по формированию ФГ

Предлагаю вашему вниманию КОЗ:

Математика. 4 класс.

«Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».

КОЗ - разрешение проблемы.

Стимул: Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и отправила в магазин.

Задачная формулировка: Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250г майонеза.

Источник информации: справка

Наименование продукта

Количество продукта

Цена

горошек

1банка

65руб

картофель

1кг

40руб

лук

1кг

50руб

майонез

250г

60руб

яйца

1десяток

65руб

солёные огурцы

1банка

90руб

Бланк для выполнения задания:

Наименование продукта

Цена

Количество

Стоимость

горошек

 

 

 

картофель

 

 

 

лук

 

 

 

майонез

 

 

 

яйца

 

 

 

огурцы

 

 

 

Общая стоимость: __________________

Ответ: ______________________________________________________

Инструмент проверки:

Бланк проверки

Критерии оценивания

Правильные ответы

Мои ответы

1

Таблица заполнена верно

3балла

 

2

Верно подсчитана общая стоимость покупки

1балл

 

3

Дан правильный ответ на главный вопрос

1балл

 

 

Всего

5 баллов

 

 

КО задания можно применять на разных уроках: изучение нового материала, закрепление пройденного, уроки-проекты и т.д

Т.к.

КОЗ очень разнообразны:

задания, в которых имеются лишние данные;

задания с противоречивыми данными;

задания, в которых данных недостаточно для решения;

многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения);

комплексные задания и др.

Такие задания-задачи лучше всего дети выполняют в парах или работая в группах.

КОЗ приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

 

Вывод

Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Для учителей данный тип заданий способствует повышению профессионального мастерства, делает урок разнообразным. Учитель выполняет функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. 

          Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

 


Полный текст материала Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках математики с применением компетентностно-ориентированных заданий" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дзибло Варвара Михайловна  Публикатор
30.01.2023 0 1791 65

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК