Статья "Социальное партнерство семьи и школы в воспитании младших школьников"
Социальное партнерство семьи и школы
в воспитании младших школьников
Гусева Елена Владимировна,
учитель начальных классов,
«МАОУ СШ № 102»
Нижний Новгород
В современное время большое внимание уделяется школе. Создаются уникальные условия для развития и всестороннего образования подрастающего поколения. В школах классы оборудуются различными техническими средствами, вызволяющие идти в ногу со временем. Кроме этого создаются образовательные конгломераты. Примером такого образовательного центра будет Школа 800, которая позволит создать условия, при которых каждый ученик сможет реализовать свои способности, свой талант и сможет найти для себя сферу деятельности, в которой он будет успешен. Однако в данных условиях не следует забывать, что образовательный процесс зависит от крепкой взаимосвязи учитель – ученик – родитель.
Особенно эта взаимосвязь важна на первом этапе обучения.
Научить ученика в начальных классах без помощи родителей невозможно, тем более раскрыть индивидуальность ребенка, ведь семья — это тот первый коллектив ребенка, в котором начинается воспитание нового человека. Давайте вспомним, что говорил А.С. Макаренко, обращаясь к родителям: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин... Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране»
В 2019 – 2020 учебном году началась работа с первым классом. В первый класс пришли учиться 30 мальчиков и девочек, 30 совершенно разных, со своими способностями, со своими страхами, но очень замечательных ребят. В работе с детьми нужен был союзник, который бы был очень заинтересован в их развитии. Союзником стала семья. Кто как не мама с папой помогут ребята на первом сложном году обучения. Именно в семье начинается воспитание. Как писал великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В настоящее время, когда идет борьба за суверенитет стран и народов, их самобытность и уникальность, чтобы не быть «причёсаны» под определённые правила, большое внимание отводиться решению проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей. К таким ценностям наряду с жизнью, достоинством, свободой человека, патриотизмом, гражданственностью, служением Отечеству, относится также крепкая семья. Следовательно, в современных условиях работа школы с семьёй выходит на новый уровень. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями.
В работе с семьёй следует выстраивать партнерские отношения. Рассмотрим, что такое социальное партнерство, и какие выделяют этапы при построении партнерских отношений.
Обратимся к словарю и посмотрим, как объясняется понятие социальное партнёрство. «Социальное партнерство - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития».
Начиная работу с родителями, каждый учитель должен понимать, что наша цель - создание механизма построения полноценных отношений между школой и родителями. Это такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.
В построении партнерских отношений выделяют три этапа: знакомство, совместная деятельность и партнерство.
Рассмотрим каждый этап. Знакомство – это этап, на котором определяются общие цели, ценности и ресурсная база сторон. Также на этом этапе изучаются возможности друг друга.
На втором этапе будущие партнеры приступают к совместной работе. Очень важно разделить ответственность за разные стороны совместной деятельности. Следует понимать, что родители приступят к работе и внесут свой вклад при условии, если они испытывают доверие к образовательному учреждению. Это доверие может сформироваться при наличии поддержки родителей. Забота о родителях выражается в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической помощи семье. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности. И третий этап – собственно партнёрство. Основными признаками партнерства являются добровольность и долговременность. На этом этапе родители и школа в образовательном процессе выступают как полноправные партнёры.
Как же учителю выстраивать партнерские отношения?
Начинать работу с родителями следует с первой встречи, на перекличке перед 1 сентября. В первую очередь нужно изучить коллектив родителей и их потребности, проведя анкетирование.
Так мы начали свою работу, изучив состав родителей. Было проведено анкетирование.
Анализируя социальный статус семей обучающихся в классе (30 человек):
10 % детей (3 человек) имеют неполные семьи, 90% обучающихся из полных семей (27 человек); 5 детей (16,6%) из многодетной семьи.
По уровню образования: основная часть родителей (94%) имеют высшее образования и 6 % - средне-профессиональное образование. Из них – 37 человек (70%) служащие, 3 (5%) – рабочие, 7 (13%) – предприниматели, 5 (9%) – домохозяйки и 1 (2%) – безработный.
Анализ социального статуса показывает, что большее число родителей имеют высшее образование, высокий культурный уровень. Учащиеся живут в основном в полных семьях, в которых оба родителя заинтересованы в воспитании и образовании детей. Разнообразен и профессиональный состав родителей. Есть потенциал, а главное есть большое желание родителей участвовать в жизни школы и становлении личности детей.
Школа, исходя из задач воспитательного процесса, работает по разным направлениям: спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, общекультурное, социальное и общеинтеллектуальное. Чтобы построить внеурочную деятельность, нужно знать интересы учащихся и запрос родителей. Было проведено анкетирование. Многие родители отдавали предпочтение нескольким направлениям. Результаты анкетирования таковы: спортивно-оздоровительное (14 чел.), духовно-нравственное (12 ч.) и общеинтеллектуальное (13 ч.), общекультурное (9 ч.) и социальное (7 ч.) направление. В последние время возрос интерес к гражданско-патриатическому направлению (12 ч.).
Вторым шагом на этапе «Знакомства» было определения общей цели: «Развитие дружного детского коллектива, формирование традиций в детском коллективе, развитие личности каждого ученика в коллективе». А также выбор творческой группы родителей, для организации общей работы. Вместе с творческой группой родителей мы спланировали свою работу, определив совместные дела. Желанием родителей было не только участие во внеклассной работе, но и участие в различных конкурсах разного уровня.
После определения общих целей, началась совместная деятельность нашего нового коллектива. Так закончился первый этап «Знакомство»
В 2020 – 2021 учебном году мы с родителями вступили в новый этап – Совместная деятельность. Как было приятно ребятам, что в их школьной жизни активно участвуют их родители. Совместно с родителями мы планировали работу, организовывали, подготавливали и проводили совместные праздники и мероприятия: «Золотая осень», «Вот так Новый год», клубный час «Теперь мы вместе», праздничный концерт ко дню матери «Милой мамочке в подарок». Причем родители были не пассивными, а активными участниками праздников. Совместно с ребятами подготавливали материал, репетировали, выступали. Как оказалось, у нас много талантливых родителей. Проводили вместе с родителями путешествия и экскурсии «Мир шоколада» (шоколадная выставка), «История города» (по кремлёвской стене), «Красота осени» (Щелковский хутор). Дома вместе с родителями ребята готовили различные проекты по предметам: собирали информацию, отбирали нужную, оформляли свои работы. Ученики и родители участвовали во многих школьных, районных и городских конкурсах. Они писали исследовательские работы к конкурсу «Моя семья в истории страны», выполнили творческие работы на Выставку технического творчества, к районному конкурсу «Морозко» и много других замечательных работ.
В третьем классе (2021 – 2022 уч.г.) наш коллектив продолжал работать на втором этапе – «Совместная деятельность». Перед нами стояли задачи закрепить достигнутый результат и двигаться дальше вперед. Ребята и родители работали вместе. Шагом вперед стало совместное планирование и организация работы. В начале года мы сформировали творческую группу, в которую вошли и родители, и дети. Ребята вносили свои предложения в соответствии с их интересами. Родители направляли детей, учитывая наши возможности и ресурсную базу.
Весь год прошёл под девизом: «Вместе работаем, учимся, отдыхаем. Мы проявили себя и в творческих, ив исследовательских, и в предметных конкурсах. Наши ребята стали:
- победителями и призёрами в исследовательском конкурсе «Моя семья в истории страна» в районном и городском турах;
- победителями районного «Научного Общества Учещихся»
- победителями и призёрами различных творческих конкурсов районного и городского уровня
- заняли 3 место в городском конкурсе классных коллективов «Мы класс».
На протяжении всего времени работа с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В работе с родителями нужно использовать и традиционные формы работы – родительские собрания, общешкольные собрания, индивидуальные консультации и беседы, заседания родительского комитета, и другие различные формы:
-
Посещение семей на дому.
-
Круглые столы.
-
Беседы – встречи с родителями.
-
Семейные праздники.
-
Спортивные праздники.
-
Семейные выходы в театры и музеи города.
-
Участие детей и их родителей в различных конкурсах.
-
Коллективно – творческие дела.
-
Работа над портфолио.
-
Проектная деятельность.
Появилась новая форма работы – онлайн-встречи, продиктованная эпидемиологической обстановкой в стране. В процессе дистанционного обучения проводились онлайн-классные часы, онлайн-индивидуальные встречи и консультации. Работа велась в программе для организации видеоконференций Zoom. Связь с родителями осуществлялась через электронный журнал в разделе «сообщения». На онлайн-классных часах решались текущие вопросы работы класса в новых условиях. Онлайн-индивидуальные встречи проводились по запросу родителей. Последние через электронный журнал присылали вопросы, которые их волновали, и во время видеоконференций мы решали эти вопросы, а также организовывались консультации по предметам, где разъяснялся программный материал. В дистанционном режиме велась и внеурочная работа с детьми. Это классные часы, занятия дополнительного образования «Я гражданин» (занятие по гражданскому образованию). Также проводились онлайн-занятия по интересам, на которых мы с ребятами и их родителями рисовали, делали различные поделки, занимались математикой и даже приготавливали «весёлые» бутерброды и фруктовые салаты.
Итогом работы на первом и втором этапе развития партнерских отношений между школой и родителями стали, во первых, хорошие дружеские отношения с родителями, во вторых, у нас прошло много интересных совместных дел.
Четвертый класс поставил перед детьми и родителями новые задачи. Мы готовимся достойно перейти в пятый класс. В построении партнерских отношениях наш коллектив выходит на третий этап – собственно партнёрство. Родители с большим желанием участвуют в жизни школы. Выстраивают партнерские отношения с руководством школы, участвуют в общешкольных собраниях, разрабатывают свои предложения по организации работы школы.
Совместная работа школы, семьи и учащихся стала началом формирования смысловых ориентаций и духовно-нравственных навыков учащихся начальной школы. Эта работа, несомненно, будет, только расширятся и углубляться. И совместными усилиями мы придем к желаемым результатам. Очень хочется, чтобы девизом жизни наших ребят стали слова Д. Лихачева «Человек должен постоянно думать, что он может сделать для мира, для человечества, для семьи».
Список литературы
-
В.Г. Бессонова Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс/ журнал Начальная школа. 2016 № 8. С. 6 - 8
-
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учеб. пос. М., 1984.
-
Сухомлинский В. А. О воспитании. 5-е изд. М. : Политиздат, 1985. 270 с
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гусева Елена Владимировна
→ Публикатор 05.02.2023 0 828 49 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.