Статья "Социальное партнерство семьи и школы в воспитании младших школьников"


 

 

Социальное партнерство семьи и школы

в воспитании младших школьников

 

Гусева Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

«МАОУ СШ № 102»

Нижний Новгород

В современное время большое внимание уделяется школе. Создаются уникальные условия для развития и всестороннего образования подрастающего поколения. В школах классы оборудуются различными техническими средствами, вызволяющие идти в ногу со временем. Кроме этого создаются образовательные конгломераты. Примером такого образовательного центра будет Школа 800, которая позволит создать условия, при которых каждый ученик сможет реализовать свои способности, свой талант и сможет найти для себя сферу деятельности, в которой он будет успешен. Однако в данных условиях не следует забывать, что образовательный процесс зависит от крепкой взаимосвязи учитель – ученик – родитель.

Особенно эта взаимосвязь важна на первом этапе обучения.

Научить ученика в начальных классах без помощи родителей невозможно, тем более раскрыть индивидуальность ребенка, ведь семья — это тот первый коллектив ребенка, в котором начинается воспитание нового человека. Давайте вспомним, что говорил А.С. Макаренко, обращаясь к родителям: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин... Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране»

В 2019 – 2020 учебном году началась работа с первым классом. В первый класс пришли учиться 30 мальчиков и девочек, 30 совершенно разных, со своими способностями, со своими страхами, но очень замечательных ребят. В работе с детьми нужен был союзник, который бы был очень заинтересован в их развитии. Союзником стала семья. Кто как не мама с папой помогут ребята на первом сложном году обучения. Именно в семье начинается воспитание. Как писал великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

В настоящее время, когда идет борьба за суверенитет стран и народов, их самобытность и уникальность, чтобы не быть «причёсаны» под определённые правила, большое внимание отводиться решению проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей. К таким ценностям наряду с жизнью, достоинством, свободой человека, патриотизмом, гражданственностью, служением Отечеству, относится также крепкая семья. Следовательно, в современных условиях работа школы с семьёй выходит на новый уровень. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями.

В работе с семьёй следует выстраивать партнерские отношения. Рассмотрим, что такое социальное партнерство, и какие выделяют этапы при построении партнерских отношений.

Обратимся к словарю и посмотрим, как объясняется понятие социальное партнёрство. «Социальное партнерство - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития».

Начиная работу с родителями, каждый учитель должен понимать, что наша цель - создание механизма построения полноценных отношений между школой и родителями. Это такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

В построении партнерских отношений выделяют три этапа: знакомство, совместная деятельность и партнерство.

Рассмотрим каждый этап. Знакомство – это этап, на котором определяются общие цели, ценности и ресурсная база сторон. Также на этом этапе изучаются возможности друг друга.

На втором этапе будущие партнеры приступают к совместной работе. Очень важно разделить ответственность за разные стороны совместной деятельности. Следует понимать, что родители приступят к работе и внесут свой вклад при условии, если они испытывают доверие к образовательному учреждению. Это доверие может сформироваться при наличии поддержки родителей. Забота о родителях выражается в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической помощи семье. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности. И третий этап – собственно партнёрство. Основными признаками партнерства являются добровольность и долговременность. На этом этапе родители и школа в образовательном процессе выступают как полноправные партнёры.

Как же учителю выстраивать партнерские отношения?

Начинать работу с родителями следует с первой встречи, на перекличке перед 1 сентября. В первую очередь нужно изучить коллектив родителей и их потребности, проведя анкетирование.

Так мы начали свою работу, изучив состав родителей. Было проведено анкетирование.

Анализируя социальный статус семей обучающихся в классе (30 человек):

10 % детей (3 человек) имеют неполные семьи, 90% обучающихся из полных семей (27 человек); 5 детей (16,6%) из многодетной семьи.

По уровню образования: основная часть родителей (94%) имеют высшее образования и 6 % - средне-профессиональное образование. Из них – 37 человек (70%) служащие, 3 (5%) – рабочие, 7 (13%) – предприниматели, 5 (9%) – домохозяйки и 1 (2%) – безработный.

Анализ социального статуса показывает, что большее число родителей имеют высшее образование, высокий культурный уровень. Учащиеся живут в основном в полных семьях, в которых оба родителя заинтересованы в воспитании и образовании детей. Разнообразен и профессиональный состав родителей. Есть потенциал, а главное есть большое желание родителей участвовать в жизни школы и становлении личности детей.

Школа, исходя из задач воспитательного процесса, работает по разным направлениям: спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое,  духовно-нравственное, общекультурное, социальное и общеинтеллектуальное. Чтобы построить внеурочную деятельность, нужно знать интересы учащихся и запрос родителей. Было проведено анкетирование. Многие родители отдавали предпочтение нескольким направлениям. Результаты анкетирования таковы: спортивно-оздоровительное (14 чел.), духовно-нравственное (12 ч.) и общеинтеллектуальное (13 ч.), общекультурное (9 ч.) и социальное (7 ч.) направление. В последние время возрос интерес к гражданско-патриатическому направлению (12 ч.).

Вторым шагом на этапе «Знакомства» было определения общей цели: «Развитие дружного детского коллектива, формирование традиций в детском коллективе, развитие личности каждого ученика в коллективе». А также выбор творческой группы родителей, для организации общей работы. Вместе с творческой группой родителей мы спланировали свою работу, определив совместные дела. Желанием родителей было не только участие во внеклассной работе, но и участие в различных конкурсах разного уровня.

После определения общих целей, началась совместная деятельность нашего нового коллектива. Так закончился первый этап «Знакомство»

В 2020 – 2021 учебном году мы с родителями вступили в новый этап – Совместная деятельность. Как было приятно ребятам, что в их школьной жизни активно участвуют их родители. Совместно с родителями мы планировали работу, организовывали, подготавливали и проводили совместные праздники и мероприятия: «Золотая осень», «Вот так Новый год», клубный час «Теперь мы вместе», праздничный концерт ко дню матери «Милой мамочке в подарок». Причем родители были не пассивными, а активными участниками праздников. Совместно с ребятами подготавливали материал, репетировали, выступали. Как оказалось, у нас много талантливых родителей. Проводили вместе с родителями путешествия и экскурсии «Мир шоколада» (шоколадная выставка), «История города» (по кремлёвской стене), «Красота осени» (Щелковский хутор). Дома вместе с родителями ребята готовили различные проекты по предметам: собирали информацию, отбирали нужную, оформляли свои работы. Ученики и родители участвовали во многих школьных, районных и городских конкурсах. Они писали исследовательские работы к конкурсу «Моя семья в истории страны», выполнили творческие работы на Выставку технического творчества, к районному конкурсу «Морозко» и много других замечательных работ.

В третьем классе (2021 – 2022 уч.г.) наш коллектив продолжал работать на втором этапе – «Совместная деятельность». Перед нами стояли задачи закрепить достигнутый результат и двигаться дальше вперед. Ребята и родители работали вместе. Шагом вперед стало совместное планирование и организация работы. В начале года мы сформировали творческую группу, в которую вошли и родители, и дети. Ребята вносили свои предложения в соответствии с их интересами. Родители направляли детей, учитывая наши возможности и ресурсную базу.

Весь год прошёл под девизом: «Вместе работаем, учимся, отдыхаем. Мы проявили себя и в творческих, ив исследовательских, и в предметных конкурсах. Наши ребята стали:

- победителями и призёрами в исследовательском конкурсе «Моя семья в истории страна» в районном и городском турах;

- победителями районного «Научного Общества Учещихся»

- победителями и призёрами различных творческих конкурсов районного и городского уровня

- заняли 3 место в городском конкурсе классных коллективов «Мы класс».

На протяжении всего времени работа с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В работе с родителями нужно использовать и традиционные формы работы – родительские собрания, общешкольные собрания, индивидуальные консультации и беседы, заседания родительского комитета, и другие различные формы:

  • Посещение семей на дому.

  • Круглые столы.

  • Беседы – встречи с родителями.

  • Семейные праздники.

  • Спортивные праздники.

  • Семейные выходы в театры и музеи города.

  • Участие детей и их родителей в различных конкурсах.

  • Коллективно – творческие дела.

  • Работа над портфолио.

  • Проектная деятельность.

Появилась новая форма работы – онлайн-встречи, продиктованная эпидемиологической обстановкой в стране. В процессе дистанционного обучения проводились онлайн-классные часы, онлайн-индивидуальные встречи и консультации. Работа велась в программе для организации видеоконференций Zoom. Связь с родителями осуществлялась через электронный журнал в разделе «сообщения». На онлайн-классных часах решались текущие вопросы работы класса в новых условиях. Онлайн-индивидуальные встречи проводились по запросу родителей. Последние через электронный журнал присылали вопросы, которые их волновали, и во время видеоконференций мы решали эти вопросы, а также организовывались консультации по предметам, где разъяснялся программный материал. В дистанционном режиме велась и внеурочная работа с детьми. Это классные часы, занятия дополнительного образования «Я гражданин» (занятие по гражданскому образованию). Также проводились онлайн-занятия по интересам, на которых мы с ребятами и их родителями рисовали, делали различные поделки, занимались математикой и даже приготавливали «весёлые» бутерброды и фруктовые салаты.

Итогом работы на первом и втором этапе развития партнерских отношений между школой и родителями стали, во первых, хорошие дружеские отношения с родителями, во вторых, у нас прошло много интересных совместных дел.

Четвертый класс поставил перед детьми и родителями новые задачи. Мы готовимся достойно перейти в пятый класс. В построении партнерских отношениях наш коллектив выходит на третий этап – собственно партнёрство. Родители с большим желанием участвуют в жизни школы. Выстраивают партнерские отношения с руководством школы, участвуют в общешкольных собраниях, разрабатывают свои предложения по организации работы школы.

Совместная работа школы, семьи и учащихся стала началом формирования смысловых ориентаций и духовно-нравственных навыков учащихся начальной школы. Эта работа, несомненно, будет, только расширятся и углубляться. И совместными усилиями мы придем к желаемым результатам. Очень хочется, чтобы девизом жизни наших ребят стали слова Д. Лихачева «Человек должен постоянно думать, что он может сделать для мира, для человечества, для семьи».

 

 

 

Список литературы

  1. В.Г. Бессонова Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс/ журнал Начальная школа. 2016 № 8. С. 6 - 8

  2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учеб. пос. М., 1984.

  3. Сухомлинский В. А. О воспитании. 5-е изд. М. : Политиздат, 1985. 270 с

 

 

 

 


Полный текст материала Статья "Социальное партнерство семьи и школы в воспитании младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гусева Елена Владимировна  Публикатор
05.02.2023 0 828 49

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК