Статья "Практический опыт образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики"
"Практический опыт образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики"
«Чтобы озарять светом других –
Нужно носить солнце в себе»
Самое ценное в жизни это наши дети. Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, умный и лучше всех на свете. Родителям хочется дать как можно больше своему ребенку – призвание, счастливую судьбу, чтобы нашел свое место в этом мире. Но существуют проблемы, которые ребенку надо преодолеть самому. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за жизнь, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо признать, что общество довольно жестоко обходится с такими детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную профессию и нормальную жизнь. Однако, если окружить детей с ОВЗ должным вниманием и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества.
Проблеме особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом.
Как правило, группы детей с ОВЗ неоднородны, в них входят дети с разноплановыми нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии. Естественно, в такой ситуации первостепенное значение приобретает правильное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и индивидуальный подход во время обучения. Самое важное – прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком.
Широкие различия в развитии детей с ОВЗ. Некоторые из них развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы, другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том, что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от полностью здоровых детей, они и мыслят, и чувствуют по-другому. Это необходимо учитывать и родителям, и педагогам в построении процесса образования.
Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения. На слуху у педагога появились такие понятия как «инклюзия», «инклюзивное образование». Если «инклюзия» - это «включение», то «инклюзивное образование» - это включение детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс в обычном классе общеобразовательной школы, но по адаптированной программе. Целью образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является их полноценное развитие, и освоение ими общеобразовательной программы, наряду со сверстниками с учетом их индивидуальных особенностей. Эти программы предполагают иную систему оценок. Да здесь и не должны гнаться за оценками – ни дети, ни учителя.
Я ставлю перед собой такие цели обучения математике для детей с ОВЗ:
· Овладение комплексом минимальных математических знаний и умений;
· Развитие логического мышления, пространственного воображения;
· Формирование предметных основных общеучебных умений;
· Создание условий для социальной адаптации учащихся.
По моему мнению, включение таких детей образовательный процесс обычного класса влечёт за собой ряд трудностей, которые приходится преодолевать учителю.
На практике при обучении детей с ОВЗ необходимо использовать активные приемы и методы обучения, тем самым повышая познавательную активность детей, развивая их творческие способности, повышая мотивацию к обучению, стимулируя самостоятельную деятельность.
Для меня главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
Работая в таком классе мне необходимо разработать поурочные планы для класса, а также для конкретного ребенка, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ.
Поэтому на уроке я стараюсь чередовать разные виды деятельности:
а) урок начинается с заданий, которые тренируют внимание и память;
б) в середине урока решаем сложные интеллектуальные задания;
в) чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) применяю игровые моменты, моменты соревнования, т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью.
Я также применяю на уроках методические приемы для обучения детей с ОВЗ: строго слежу за дозировкой содержания учебного материала, делю большие задания, поэтапно разъясняю задания, ученик последовательно выполняет этапы задания с обязательным контролем каждого этапа.
Ход моего урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему. Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала веду фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для учеников (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, тексты на доске, на слайдах презентации).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраиваю по следующей структуре (например): учащиеся с ОВЗ работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и детям с ОВЗ) или пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, я провожу работу с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, решения примеров касающихся темы предыдущего урока. Далее я объясняю новый материал всем учащимся. После этого предлагается выполнить практическое задание дифференцированного характера
При работе с карточками для детей с ОВЗ использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой); присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание) – ребенок проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими детьми в малом объеме.
Само задание ребёнок выполняет пошагово по инструкции, проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их
Методы и приёмы, которые я использую:
· словесный метод;
· наглядный метод;
· методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя;
· методы контроля (как устный, так письменный);
· методы самоконтроля и взаимоконтроля;
· дифференцированная работа.
· работа в группах
Работая с детьми с ОВЗ, считаю надо прежде всего учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, мотивировать ребенка к учебному процессу. Конспект урока составлять с учетом чередования умственной и практической деятельности, преподносит материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал, и средства наглядности. Не забывать про педагогический такт. Каждого ученика, а особенно ребенка с ОВЗ необходимо поощрять за успехи, своевременно и тактически помогать ребенку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности. И только единство совместной деятельности учитель – ученик способствует успешной адаптации, реабилитации и личностный рост детей в социуме
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шайхутдинова Миляуша Жамиловна
→ Публикатор 15.05.2023 0 630 3 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.