Статья "Методика мотивации, или андрагогика в педагогике"
Денисова Н.Н. методист,
МБУ ДО Орловского ДДТ
Методика мотивации,
или андрагогика в педагогике
По своей сути процесс модернизации образования направлен, прежде всего, на совершенствование качества ресурсов, процессов и результатов современной системы обучения, неотъемлемой частью которой сегодня является и дополнительное образование.
Одним из средств, обеспечивающим возможность модернизации, является методическая деятельность. Методическая деятельность присуща и осуществляется всеми категориями педагогических специалистов, в связи с чем возникает проблема изменения отношения педагогов к методической деятельности как отдельному, обособленному направлению работы, не связанному с их основной деятельностью по обучению и воспитанию детей напрямую. Важно помочь педагогу понять, что методический результат, методическая составляющая присутствует в любом образовательном результате: научились ли дети хорошо петь, танцевать, познакомились ли с историей города, научились рисовать. Любое достижение учащихся, свидетельствующее о повышении качества обучения, вырастает из процесса проектирования образовательного маршрута и включает в себя разработку дополнительной общеобразовательной программы, подготовку к занятию и создание учебно-методического комплекса, повышение квалификации на курсах. Андрагогическая направленность деятельности методической службы, связанная с повышением профессиональной компетентности специалистов дополнительного образования, способствует повышению степени осознания единства методической и обучающей составляющих образования. Владение закономерностями андрагогики – науки о теории, процессе и технологии образования взрослых, позволяет работать с профессиональными установками, опытом, ценностными отношениями профессионально состоявшихся людей, избегая сопутствующих ограничений, связанных с индивидуальными стереотипами, изолированным погружением в свою направленность и т.п. Современная андрагогика выделяет четыре качественных уровня овладения профессиональной деятельностью. Проектирование методического сопровождения с учетом данных уровней позволяет осуществлять дифференцированную работу с педагогами и найти кратчайший путь к осознанию ими неразрывности методической и практической составляющих, и, как следствие, повысить мотивацию к методической деятельности.
1 уровень – интуитивно-эмпирический. Он часто присущ талантливым «непрофессионалам» (людям, не имеющим специального педагогического образования), педагогам по призванию. Как правило, это люди, последовательно действующие в своей практике. Для них характерна простота применяемых средств и мудрость педагогических решений.
2 уровень – эмпирико – целевой. У педагогов, относящихся к этому уровню, просматривается четко поставленная цель приобщения детей исключительно к своей направленности. Обучение и воспитание осуществляется в полном соответствии с реализуемой программой.
3 уровень – системно-эмпирический. В этом случае отдельный педагог или микрогруппа (возможно, сложившаяся из педагогов, работающих по одной программе, либо из педагогов и администрации отдела в целом и т.п.) выстраивают достаточно стройную, последовательную систему образовательной и воспитательной работы с интуитивно-эмпирическим выходом на преемственную связь с осуществлением методической деятельности.
4 уровень – системно-целевой. Это идеальный, но труднодоступный уровень, на котором целевая задача по осуществлению профессиональной деятельности в преемственной связи с современными прогрессивными научно-методическими тенденциями ставится и решается педагогом предельно осознанно, с опорой на всю гуманитарную парадигму.
Существование различных уровней освоения профессиональной деятельности ни в коей мере не должно характеризовать педагогов с точки зрения «хороший-плохой», напротив, наличие различных потребностей, формирующих мотивационные установки к методической деятельности позволяет обогатить педагогический опыт каждого педагога, расширить многообразие методического фонда.
Тем ни менее, работа методической службы в направлении постепенного движения к системно-целевому уровню сопутствует обеспечению процессов модернизации образования внутри учреждения. Практическая значимость стремления к переходу на данный уровень ведет к возникновению взаимомотивации к совершенствованию профессиональной компетентности как педагога, так и собственно методической службы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисова Наталья Николаевна
→ Публикатор 28.12.2023 0 534 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.