Статья "Современный педагог сегодня - это Эксперт, Профессионал и Игропедагог"
Современный педагог сегодня –
это ЭКСПЕРТ, Профессионал, и Игропедагог.
Вы когда-нибудь задумывались, чем эксперт отличается от профессионала? И почему первый ценится на рынке труда еще выше? Кто такой профессионал?
Это тот педагог и учитель, который хорошо умеет делать свою работу. Если вы инженер, вы умеете сконструировать машину или деталь, чтобы она работала и выполняла свои функции.
Если вы учитель, это значит, что вы умеете спланировать и провести урок, проверить домашнее задание. А кто же тогда эксперт?
Если инженер эксперт, то он понимает, как его конструкция работает, почему она работает, почему может поломаться, как ее починить и сделать более совершенной и производительной.
Если преподаватель эксперт, то он(а) не просто хорошо ведет уроки и проверяет домашнее задание. Он(а) понимает весь учебный процесс, может разработать программу под ученика или группу, грамотно перестроить ее при необходимости; понять, почему у ученика что-то не получается и как сделать так, чтобы он не бросил занятия и достиг своих целей.
У кого из двух больше шансов иметь стабильный доход, приток клиентов, уважение коллег и учеников? Вопрос риторический.
Современные дети.
Современные
дети
стали
другими, и
их понятия внутренних ценностей тоже
изменились, как изменились и способы и
средства для получения информации из
внешнего мира. С самого раннего возраста
нынешние дети привыкают к мгновенному
получению информации с помощью планшетов
и телефонов, поэтому неудивительно, что
традиционные формы преподавания в школе
вызывают у них скуку и неприятие. Поэтому
использование новейших информационных
технологий и методов обучения должно
обязательно присутствовать в процессе
современной школы. Например, это могут
быть короткие презентации или видеоролики,
компьютерные тесты или обучающие
компьютерные игры, живые игры:
индивидуальные, командные, парные. Одной
из составляющих эффективного нескучного
обучения является полезная информация,
преподнесённая способом, вызывающим у
ребёнка удивление или другое яркое
позитивное впечатление.
В этом
плане кроме технических приёмов учителям
не стоило бы недооценивать и положительное
влияние на эффективность преподавания
некоторой доли юмора и смеха в классе.
Находить время для весёлого настроения
в классе — одна из граней возникновения
у детей желания учиться. В той же мере
каждый ребёнок должен чувствовать
вовлечённость в учебный процесс. И в
этом тоже проявляется осознанность и
профессионализм учителя. Полезно
распределять небольшие задачи между
учениками, подчёркивая важность их
своевременного выполнения. Дети должны
в какой-то мере участвовать конкретными
делами в учебном процессе: кто-то может
раздавать материалы для урока, кто-то
— возглавлять группу из нескольких
учеников, кто-то — готовить и проводить
доклады для класса по изучаемым темам.
И так далее. Младший школьный возраст
— это период вхождения ребёнка в учебную
деятельность, овладения основными
видами учебных действий. Поэтому это
наиболее важный этап в становлении
мотивации, в формировании нацеленности
не только на достижение конкретных
результатов или отличных оценок в учёбе,
но и на прохождение всего процесса
обучения с искренним интересом и
удовольствием. Однако мотив, с которым
ребёнок приходит в школу, обычно не
связан с содержанием той деятельности,
которую он должен выполнять в школе,
поэтому учебный процесс должен
предполагать переориентацию детей,
чтобы его мотив был связан с внутренним
содержанием предмета усвоения. Постепенно
у младшего школьника возникают новые
мотивы, происходят перестановки в
мотивационной системе ребёнка. То, что
имеет отношение к учебной деятельности,
оказывается более значимым и ценным, а
то что, имеет отношение к игре, становится
менее важным. По мере того, как ребенок
открывает в себе новые грани себя,
расширяет представления о себе и мире
вокруг, меняется и его система мотивации.
Стоит отметить и некие особенности
мотивации для детей младших классов. В
младшем возрасте сильна именно социальная
мотивация: поступить в школу, хорошо
учиться, быть школьником. И дети младших
классов обычно воспринимают учителя,
как бесспорного лидера — ему доверяют,
его слова и правила — закон. Беспрекословное
выполнение требований учителя основано
на его авторитете. Дети любят и уважают
учителя за то, что он учитель, что он
учит; кроме того, они даже хотят, чтобы
он был требователен и строг, так как это
подчеркивает серьёзность и значительность
их деятельности. Учителя, «который
учит», как правило, любят больше, чем
учителя физкультуры или пения, так как
эти занятия напоминают им занятия
дошкольного типа. И поскольку требования
учителя для младших школьников — своего
рода закон, это является возможностью
вложить все правила школьной жизни в
голову маленькому ученику. В свою очередь
понимание этого вопроса становится
необходимым условием обучения учителей
начальных классов. В период младшего
школьного возраста появляются новые
мотивы (потребности, интересы, желания),
происходят перестановки в иерархической
мотивационной системе ребенка. Старые
интересы, мотивы теряют свою побудительную
силу, на смену им приходят новые.
Основными в этой теме являются три термина: «мотив», «мотивация» и «мотивирование». Самое распространенное из определений мотивации звучит так: мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Движущими силами мотивации являются потребности. Под этим термином, с точки зрения теории мотивации, понимают ощущение неудовлетворенности. Потребность — это необходимое условие любой деятельности, возникшие потребности становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Если сказать кратко, то мотив - это то, что побуждает деятельность, а мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Мотивационная система личности - общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выступает в форме интереса.
Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь окружающие ребенка взрослые должны помочь ему, опираясь на основные характеристики разных возрастных периодов и присущих им мотивов, а также на личностные особенности самого ребенка, сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к учению, основанную на природной потребности человека к познанию мира.
Для того чтобы выбор приёмов и методов формирования мотивации был разумным, целенаправленным и успешным, необходимо возрастные и психологические особенности детей.
На помощь к нам может прийти, совершенно новая и современная, соответствующая всем требованиям нынешнего времени – новая профессия Игропедагог. Она как воздух необходима и нужна особо остро для нынешних «детей-гаджетов». Ведь давно уже и не секрет ни для кого, даже особо не нужно страдать соцопросами и аналитикой, дабы воочию наблюдать Мировую проблему детей нашего поколения. Каждый ребенок в РФ, той или иной мере имеет острый дефицит:
1)физической нагрузки движения активности и синдром атрофии и аномалии мышц;
2) здоровой полноценной, качественной коммуникации со сверстниками;
3) интеллектуальную, критическую, логическую и аналитическую систему мышления;
4) эмоциональную полноценную систему психологического портрета целостной личности;
5) навыка ораторского искусства, формирования личного мировоззрения и умения его презентовать и отстоять, выслушав внимательно оппонента, качественно и оперативно с выгодой для всех, окончить спор;
6)навыка генерировать и проецировать в жизнь свои мечты, идеи, проекты как самому, так и в паре, коллективе.
Это основные пункты, далеко не все, которые влекут за собой проецирование совершенно иных от детей-подростков, которых мы привыкли видеть и обучать, начиная с 1950-2000 годов. Сейчас все дети Интернета сильно отличатся и очень далеки от прошлых малышей и подростков граждан нашей великой страны. Потому возникает давно назревавший вопрос, а как же учить и мотивировать учеников в сложившейся ситуации, педагогам РФ, с устоявшимися устоями, навыками и богатым многолетним опытом.
Особенно ярко это выражено с начальной школе:
1)иная скорость мысли и действия,
2)непрерывное желание быть первым, замеченным, успешным,
3)каллиграфическое отставание и правописание,
4)пробелы с долгосрочной и краткосрочной памятью,
5)нулевая коллекция ассоциативных слов и базовых оборотов,
6)отсутствие аналитического, критического, логического мышления;
7)неумение продуктивно и самостоятельно провести высказывание и аргументацию своей личной мысли и действия;
8)отсутствие самостоятельности,
9)чуждо понятие отзывчивости, терпения и уважения старшего и ближнего,
в мире есть не ведь только один Я, как массово воспитывается новое поколение граждан.
Вот далеко не весь список, с которым приходится, сталкивается педагогу, в начальной школе, помимо массы профессиональных, финансовых, организационных, обучаемых факторов на сегодня. Как же нам быть, все оставить, как и есть? Как изменить ситуацию? Чем можно помочь? …
Обязанности преподавателя.
В обязанности преподавателя входит не только контролировать учебный процесс, сообщая учащимся новую информацию и проверяя усвоение старой. Педагог должен организовать свои занятия таким образом, чтобы детям было интересно изучать предмет. Всем нам известны случаи, когда профессию определил некогда любимый школьный предмет, а любовь к этому предмету пробудил именно учитель. Так как же построить урок, чтобы ребёнку хотелось учиться в школе? Учебная мотивация - это совокупность конкретных причин и стимулов, интересов и наклонностей, эмоций и идеалов, которые заставляют учащихся действовать, учиться, выполнять то или иное действие. Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. Эффективность учебной деятельности младших школьников напрямую зависит от учебной мотивации, которая побуждает ребенка к школьной активности и определяет его направленность. Особенно согласно новым требованиям ФГОС 3поколения. Так как же быть тем учителям, которые хотят быть не только профессионалами, но и действительными экспертами в этой области образования.
И тут, несомненно, на помощь к опытному и профессиональному педагогу необходим эксперт Игропедагог. Рассмотрим эту совершенно новую, но действительно необходимую, для нового технологического скоростного общества учеников, современную нашему новому времени профессию.
Огромное количество профессий будущего, контактируют с информационными технологиями, инженерией, медициной, технодизайном. Однако игропедагогика – это новое слово в вопросе получения образования. Она сочетает в себе классические учебные процессы и современные игровые практики, поэтому увлекает ребенка, развивает в нем скрытые таланты, раскрывает потенциал. Игропедагог использует в работе карточки и настольные игры, коммуникативные занятия, 3D-модели, а также компьютеры, другие гаджеты. Его деятельность направлена на изучение окружающей среды, духовное и творческое развитие.
Особенности профессии.
Игровой процесс – это не только увлекательное занятие, но и мощный инструмент, благодаря которому ребенок сможет:
быстро освоить самую сложную школьную программу;
подготовиться к экзаменам без стрессов, нервных срывов;
развить фантазию и коммуникабельность;
укрепить навыки нестандартного мышления;
полюбить обучение, которое проводится в доступной и интересной форме.
Это лишь малая часть вопросов, которые помогает решить игропедагогика. Специалисты, выбравшие это направление, будут нести ответственность за выполнение следующих практических задач:
правильное планирование времени, составление графиков;
разработка игровых методик с учетом возраста, поведенческих особенностей, других характеристик детской группы;
реализация игрового процесса: управление, контроль над ситуацией, достижение целей;
взаимодействие с родителями;
внедрение игровых методик в коррекционное образование.
Игропедагоги рассматривают образовательный процесс с более прогрессивной точки зрения, отходя от общепринятых консервативных занятий. Они помогают ребенку морально расслабиться, объединяют коллектив с помощью занятий, представленных в форме игры, жаркой дискуссии, импровизаций. Могут смоделировать определенную ситуацию, которая позволит ребенку получить новые навыки, избавиться от страхов или переживаний.
Я искренне надеюсь, что скоро, как когда-то в 90тые года был новый девиз для школ «в каждой школе нужен психолог», будет внедрен еще один соответствующий нывшему времени девиз «каждой школе необходим Игропедагог»! И Игропедагогика, в факультативной форме вскоре будет внедрена в систему дошкольного и начального образования, возможно, она сможет частично заменить классические уроки, но она действительно СЕЙЧАС уже необходима как воздух.
Список литературы
Безруких М. Какой он – современный первоклассник?// Школьный психолог. - 2013. - №2
Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания. Актуальные проблемы педагогики, 2012
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62-68.
Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А. С. Герасимова // Институт психологии РАН, 2006
Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе // Школьный психолог. 2007. № 6.
Ильин, Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения) [Текст] / Е. П. Ильин. — Киев: Вища школа, 1998. — 263 с.
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144с. – (Педагогическая психология).
Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый – М.: Просвещение, 1992. — 260 с.
Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9.
Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК Минобрнауки России. 2010. № 4. С. 20-32.
Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике : научное издание / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 352 с.: ил., табл.
Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. — 360 с. - (Серия "Сам себе психолог").
Корчагина, Е. Н. Проблемы мотивации у младших школьников / Е. Н. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67700/ (дата обращения: 21.01.2024)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Непарко Елена Ивановна
→ Публикатор 25.01.2024 0 387 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.