Статья "Формирование финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности через игровую деятельность младших школьников"


Формирование финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности через игровую деятельность младших школьников

Автор: Прилепина Лариса Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горловская средняя общеобразовательная щкола»

Скопинского муниципального района Рязанской области



 

В развитии современной системы образования Российской Федерации актуальным является вопрос формирования функциональной грамотности у учащихся. Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий, а также возможности участия в экономической жизни.

Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Большое значение для формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Актуальность игры по финансовой грамотности состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Поэтому в своей практике я стараюсь использовать дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры-развлечения, игры-путешествия.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения сложных экономических знаний. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Семья», «Парикмахерская», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Особое место занимают интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра позволяет в игровой, соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал экономических представлений. В играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого – умельцем 

Игры - развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Экономический калейдоскоп» «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.

Рассмотрим практический пример - Игру по финансовой грамотности «Семейный бюджет».

Цель: дать понятие «семейный бюджет, доходы, расходы», способствовать подготовке детей к самостоятельной жизни, умению экономить средства и правильно ими распоряжаться.

Задачи:

1) выявить основные источники семейного бюджета;

2) развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета;

3) совершенствовать навык работы в группах по выявлению признаков экономических понятий «доходы» и «расходы»;

4) воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.

Оборудование: кошельки, игрушечные деньги, плакаты, музыкальное сопровождение, карточки с названием команд, проектор.

Ход мероприятия

1. Организационный момент:

Начинается  игра,

Она пойдет ребятам  впрок.

Постарайтесь  всё понять,

Будем правильно считать.

2.Сообщение темы  занятия.

Отгадайте, что здесь зашифровано: семья, бюджет, как можно связать два слова?

Правильно бюджет семьи или семейный бюджет. Тема нашего занятия «Семейный  бюджет».

3. Словарная работа: что такое  бюджет? (мнения детей)

Бюджет - это финансовый  план, который совмещает доходы и расходы за определенный  период времени. Если точнее сказать – доходы и расходы за определенный период времени.

Работа  с таблицей.

Что такое  доход? Из чего может состоять?  Что такое расходы? Из чего состоят?

Доход – это пришло к нам , прибыль, расход –это то, что мы тратим

Рассмотрим  таблицу доходов и расходов, из чего может состоять.

А теперь очень интересная информация: существуют весы бюджета, посмотрим из чего они складываются.

Эта информация нам поможет для проведения игры.

4. Игра: Сейчас мы проведем с вами игру «Семейный бюджет». В этой игре вы все будете экономистами. Кто такие экономисты? Экономист - это специалист, изучающий как люди  могут правильно принимать решения о распределении своих доходов.

Мы разделимся на 3 команды по принципу:  в коробке лежат купюры 3-х видов: 50 рублей, 100 рублей, 200 рублей. Дети с закрытыми глазами выбирают купюру, делятся на команды и садятся за столы.

Название команд даны на столах - это  пословицы и поговорки о деньгах:

1 команда: Копейка рубль бережет.

2 команда: Денег много, да разума  мало.

3 команда: Деньги любят счет.

Выбирается главный экономист команды, каждая команда объясняет смысл  своего названия.

Ваша задача: Рассчитать семейный бюджет одной и той же семьи на один месяц. Семья состоит из членов: мама, папа, дочь и сын.

Ребята давайте подумаем: Какой доход можно взять для этой семьи (мнения);

Давайте решим: семейный доход будет 40 000 рублей.

У каждой команды в кошельке находится эта сумма денег. Сейчас вы должны подумать: «Как вы будете расходовать деньги? 

1. Квартплата, средняя 5 000 р.

2. Питание - обратите внимание 4 человека, 30 дней.

3. Транспорт - ...

4. Лекарства - ...

5. Развлечения - ...

Каждая команда думает и рассчитывает расходы для этой семьи (дается 8-10 мин).

5. Музыкальная пауза из к/ф «Приключение Буратино» (Не прячьте ваши денежки) с физминуткой.

6. Фонограмма слова из мультфильма «Золушка» «Ваше время истекло».

7. Проверка задания: Проверим как справились с заданием (дети подходят к коробке «Касса», кладут туда деньги)

Итак, платим за квартплату - 5000р

Кто сколько потратил на питание - (кладет свою сумму)

На лекарства - (кладет свою сумму)

Транспорт - (кладет сумму)

Развлечение - (кладет сумму)

И тут непредвиденная ситуация: У сына порвалась куртка, нужно срочно купить куртку. Покупаем куртку -  сдаем деньги на куртку.

8. Возвращаемся к схеме. Посмотрим, как вы справились с этим заданием, какая команда победила

У кого не осталось денег? (кто-то поднимают руку)

У кого остались деньги? (поднимают руку)

А кто остался должен, влез в долги, такое часто бывает в жизни (поднимают руку)

А теперь подведем итоги: Чья команда победила? Чей расчет понравится семье? (когда доходы выше расходов)

Значит, победила команда … (название)

А как вы думаете, почему у семьи в конце месяца могут остаться деньги?

(высказывание детей)

Итак,  на чем же может сэкономить семья? ( высказывание детей)

Это касается всех членов семьи - в первую очередь вас.

9. Закрепление. Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:

  • Мама, папа, я – наша дружная … Семья

  • Дети получают детское … Пособие

  • Родители получают на работе … Зарплата

  • То, что тратит семья … Расходы

  • Её получают бабушки и дедушки … Пенсия

  • Бывает государственный, семейный … Бюджет

  • Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие … Доходы

Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу.

10. Подведение итогов занятия.

Что интересного вы узнали на сегодняшнем занятии?

Для чего нужны деньги?

Что такое семейный бюджет?

Из чего он складывается?

Какую схему мы должны выбрать при расчете расходов?

Почему важно знать цену вещам или товару?

Какой вывод вы сделали для себя из нашего занятия?

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности младших школьников. Осуществляя финансовое воспитание детей младшего школьного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности. 

 

Список литературы:

1. Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы / Е.Л. Рутковская. – М., 2020 г.; 

2. Методические рекомендации для учителей начальной школы «Введение в финансовую грамотность» / О.Н. Исупова. - М., 2019 г.

 






Полный текст материала Статья "Формирование финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности через игровую деятельность младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прилепина Лариса Викторовна  Публикатор
01.02.2024 0 332 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК