Статья "Формирование финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности через игровую деятельность младших школьников"


Большое значение для формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Актуальность игры по финансовой грамотности состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Поэтому в своей практике я стараюсь использовать дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры-развлечения, игры-путешествия.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения сложных экономических знаний. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Семья», «Парикмахерская», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Особое место занимают интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра позволяет в игровой, соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал экономических представлений. В играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого – умельцем 

Игры - развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Экономический калейдоскоп» «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.

Рассмотрим практический пример - Игру по финансовой грамотности «Семейный бюджет».

Цель: дать понятие «семейный бюджет, доходы, расходы», способствовать подготовке детей к самостоятельной жизни, умению экономить средства и правильно ими распоряжаться.

Ход мероприятия
1. Организационный момент:
Начинается  игра,
Она пойдет ребятам  впрок.
Постарайтесь  всё понять,
Будем правильно считать.

2.Сообщение темы  занятия.
Отгадайте, что здесь зашифровано: семья, бюджет, как можно связать два слова?
Правильно бюджет семьи или семейный бюджет. Тема нашего занятия «Семейный  бюджет».

3. Словарная работа: что такое  бюджет? (мнения детей)
Бюджет - это финансовый  план, который совмещает доходы и расходы за определенный  период времени. Если точнее сказать – доходы и расходы за определенный период времени.

Работа  с таблицей.
Что такое  доход? Из чего может состоять?  Что такое расходы? Из чего состоят?
Доход – это пришло к нам , прибыль, расход –это то, что мы тратим

Рассмотрим  таблицу доходов и расходов, из чего может состоять.
А теперь очень интересная информация: существуют весы бюджета, посмотрим из чего они складываются.
Эта информация нам поможет для проведения игры.

4. Игра: Сейчас мы проведем с вами игру «Семейный бюджет». В этой игре вы все будете экономистами. Кто такие экономисты? Экономист - это специалист, изучающий как люди  могут правильно принимать решения о распределении своих доходов.

Мы разделимся на 3 команды по принципу:  в коробке лежат купюры 3-х видов: 50 рублей, 100 рублей, 200 рублей. Дети с закрытыми глазами выбирают купюру, делятся на команды и садятся за столы.

Название команд даны на столах - это  пословицы и поговорки о деньгах:
1 команда: Копейка рубль бережет.
2 команда: Денег много, да разума  мало.
3 команда: Деньги любят счет.

Выбирается главный экономист команды, каждая команда объясняет смысл  своего названия.
Ваша задача: Рассчитать семейный бюджет одной и той же семьи на один месяц. Семья состоит из членов: мама, папа, дочь и сын.

Ребята давайте подумаем: Какой доход можно взять для этой семьи (мнения);
Давайте решим: семейный доход будет 40 000 рублей.

У каждой команды в кошельке находится эта сумма денег. Сейчас вы должны подумать: «Как вы будете расходовать деньги? 

Каждая команда думает и рассчитывает расходы для этой семьи (дается 8-10 мин).

Музыкальная пауза из к/ф «Приключение Буратино» (Не прячьте ваши денежки) с физминуткой.

Фонограмма слова из мультфильма «Золушка» «Ваше время истекло».

Проверка задания: Проверим как справились с заданием (дети подходят к коробке «Касса», кладут туда деньги)
Итак, платим за квартплату - 5000р
Кто сколько потратил на питание - (кладет свою сумму)
На лекарства - (кладет свою сумму)
Транспорт - (кладет сумму)

Развлечение - (кладет сумму)
И тут непредвиденная ситуация: У сына порвалась куртка, нужно срочно купить куртку. Покупаем куртку -  сдаем деньги на куртку.

Возвращаемся к схеме. Посмотрим, как вы справились с этим заданием, какая команда победила
У кого не осталось денег? (кто-то поднимают руку)
У кого остались деньги? (поднимают руку)
А кто остался должен, влез в долги, такое часто бывает в жизни (поднимают руку)
А теперь подведем итоги: Чья команда победила? Чей расчет понравится семье? (когда доходы выше расходов)
Значит, победила команда … (название)
А как вы думаете, почему у семьи в конце месяца могут остаться деньги?
(высказывание детей)
Итак,  на чем же может сэкономить семья? ( высказывание детей)
Это касается всех членов семьи - в первую очередь вас.

Закрепление. Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд.


Полный текст материала Статья "Формирование финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности через игровую деятельность младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прилепина Лариса Викторовна  Публикатор
01.02.2024 0 93 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0