Статья "Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в работе учителя начальных классов"


Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует большой двигательной активности, что связано с его возрастными физиологическими потребностями. И это необходимо учитывать в работе с детьми. Очень важно правильно сочетать умственную и физическую нагрузку. 

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного.      

Базарный Владимир Филиппович – учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». 

Изучив данную технологию и приняв участие в конференции, медиаре по здоровьесбергающим технологиям - решила ее применить на уроках. 
Теперь мне хочется поделиться находками в направлении работы по здоровьесбережению. На уроках и во внеурочной деятельности я использую элементы  методики Владимира  Филипповича Базарного.

Изучив методические рекомендации В.Ф. Базарного, я приняла во внимание, что наиболее эффективным методом является периодическая смена поз, в частности перевод из позы сидя в позу стоя.

В моем классе не установлены конторки для коррекции осанки. Я планирую уроки с таким расчетом, чтобы дети несколько раз переходили из положения сидя в положение стоя. Часть урока (3-5минут ) дети обучаются стоя. Это может быть слушание учителя, устный счет, работа со схемами. Выполнив задание учителя, ученик встаёт. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребёнок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей. Такая работа укрепляет весь опорно – двигательный аппарат, исключаются искривления позвоночника и боли в спине, но и повышается психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость.           

Для профилактики  плоскостопия мы с ребятами используем коврики – массажёры, сшитые родителями из натуральных материалов. На них нашили разного размера пуговицы. При выполнении физкультминуток обувь снимается. Все встают на массажные коврики и выполняют упражнения. Занятия на ковриках – массажёрах стимулируют работу внутренних органов, улучшается кровообращение, снимается усталость.

На переменах дети с удовольствием ходят по массажной дорожке, которая используется для профилактики плоскостопия. 

Для коррекции зрения на каждом уроке использую офтальмотренажёр, гимнастику для глаз. По рекомендации В.Ф. Базарного они должны размещаться на потолке. Однако я ограничилась изображением тренажера на ватмане, который находится на боковой стене класса. На нём нарисована диаграмма.

На тренажёре с помощью специальных стрелок показаны основные направления, по которым  должен двигаться  взгляд  ученика в процессе физминутки: вперёд - назад,  влево - вправо,  по   и  против часовой  стрелке. Каждая траектория имеет свой цвет.   Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание.

Стоя на массажных ковриках, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данную гимнастику чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. 

 Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты» и «конверты».

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (буквы, словарные слова и пр.). На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. В ходе урока я периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д.

Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз. 

«Конверты» нумеруются и также развешиваются в разных частях  классной комнаты. В конверты кладутся различные задания, которые учащиеся должны сначала найти, а затем и решить. Изменение структуры урока в пользу двигательной активности приводит к повышению эффективности и качества обучения. Поэтому дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.

В течение каждого урокам проводятся 3-4 физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз с помощью  массажных мячей, су-джок. 

Строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки в течение урока, для этого применяю  «мешочки», которые с удовольствием используют учащиеся.

Считаю, что работа на основе здоровьесберегающих технологий, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.


Полный текст материала Статья "Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в работе учителя начальных классов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Татьяна Александровна Янсыбаева  Публикатор
06.02.2024 0 86 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0