Статья "Развитие инновационной деятельности"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский строительный техникум»
Заместитель директора
по учебной работе
Шаталова Л. Н.
Развитие инновационной деятельности является одним из ключевых направлений повышения качества образования в современном образовательном учреждении. Стратегическое планирование деятельности, построение учебно-воспитательного процесса, использование современных педагогических технологий становятся значимыми не только для директора и его управленческой команды, но и для всех участников процесса.
Как добиться результатов каждому преподавателю?
Как должна действовать управленческая команда, методист для формирования инновационной культуры преподавателя?
Ключевыми направлениями повышения качества образования является развитие инновационной деятельности. Управлять – значит приводить к успеху других участников, предоставить шанс на успех каждому участнику образовательного процесса через раскрытие его способностей, развитие потенциала, поддержку. Развитие образовательного учреждения обусловлено использованием следующих ресурсов:
• инновационная деятельность;
• организация взаимодействия с родителями обучающихся, социумом;
• образовательные технологии, соответствующие перспективным целям образования;
• повышение квалификации;
• социальное партнерство.
К этому можно добавить – управленческую команду – один из главных инновационных ресурсов развития образовательного учреждения.
Потенциал педагогической команды складывается из нескольких составляющих:
1. Согласованности целей и ценностей содержания обучения, особенности воспитания;
2. Степень развития профессиональных отношений: умение быстро решать задачи; генерация нестандартных решений (креативность); кодекс чести профессионала, который не позволит делать плохо.
3. Превращение педагогического коллектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией, ценностями.
В этом случае стратегическое планирование, современные педагогические технологии, построение учебно-воспитательного процесса становятся значимыми не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса.
Социально-экономические тенденции российского государства и общества характеризуются поворотом к новой экономике, что означает и обновление средств производств новейшими, сверхточными технологиями, и развитие субъекта труда, формирование его инновационной культуры. Инновационная культура связана со специальным созданием определенных форм ее существования и социально обусловленного содержания, поскольку именно ее уникальная форма и особое содержание носит человеко-творческий характер.
«Вхождение» в инновационную культуру сопровождается внутренними изменениями самого человека. Творить, создавать, а значит, и формировать человека – прямая и основная функция инновационной культуры. Психологические закономерности формирования инновационной культуры определяются взаимосвязью с ее развитием. Под ее формированием в ряде исследования подразумевается специально организованный процесс личностного становления или развития под воздействием внешних и внутренних факторов в процессе деятельности, причем внешнему воздействию уделяется значительная роль.
Центральным звеном в формировании инновационной культуры является развитие мотивации личности – потребностей, желаний, стремлений и намерений.
Формируемые потребности ведут за собой усвоение новых компонентов инновационной культуры, расширяют имеющиеся, а усвоенные способы деятельности затем и сами побуждают человека к совершенствованию и развитию инновационной культуры.
Помимо элементов появляется и высшие чувства относительно инновационной деятельности: эстетические, моральные, интеллектуальные.
Появляются знания ставшие мотивацией поведения и деятельности человека.
Стратегическими ориентирами формирования инновационной культуры становятся:
• повышение профессиональной компетентности учителя;
• умение работать в информационно - образовательной среде;
• толерантность, коммуникабельная способность к сотрудничеству;
• готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.
Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутри коллективных деловых и неформальных связей. А команда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Создавая команду, важно помнить о «плюсах» и «минусах» командной работы.
"Плюс" |
Показатель |
Содержание |
Профессиональный |
Время |
Команда профессионалов способна быстро и эффективно решать задачу, на которую обычно уходит значительное время |
Креативность |
Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая "копилку решений" |
|
Качество |
"Кодекс чести" профессионала не позволит делать работу некачественно |
|
Коммуникативный |
Стиль |
В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки |
Координация |
Каждый из членов команды гибко участвует в координации работ |
|
Социальный |
Имидж |
Наличие команды создает школе выгодный имидж, вызывая у партнеров доверие |
Перспектива |
При наличии команды школа имеет преимущества при реализации стратегического плана |
|
Духовный |
Ценности |
Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена |
Рост |
Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом |
Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам. При этом поощряется готовность к просчитанному риску, а ошибки воспринимаются, как благоприятная возможность на них учиться.
Важным фактором педагогической команды является личность ее руководителя. Кроме лидерских качеств руководитель должен обладать целым рядом умений, а именно: координировать команду; уметь создавать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами.
Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую деятельность, что создает условия для их профессионального роста.
Максимальное использование различных возможностей образовательного пространства города Красноярска и не только, инновационный потенциал управленческих технологий позволяют образовательному учреждению достигать определенных результатов, способствующих повышению в целом качества образовательного процесса:
• Межнациональный конкурс «Наш русский язык», Красноярское региональное общественное движение развития гражданских инициатив «Единый край»; Всероссийская олимпиада «Психолого-педагогические компетенции классного руководителя» Центра развития компетенций «Аттестатика»; Краевой этно-диктант «Созвучие Сибири»; фестиваль «Городское пространство взгляд будущих градостроителей»; международный конкурс по изобразительному искусству «Всероссийский ИЗОбразительный диктант»; чемпионат «Профессионалы»; межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Архитектура и строительство», всероссийский конкурс «Творчество рождает творца»; всероссийская научно-практическая конференция «Литература, живопись, кинематография как синтез искусств»; всероссийский конкурс «Идеи, преображающие города»; районный открытый молодежный конкурс профессионального мастерства и научно-технического творчества «Лучший по профессии»; дистанционная олимпиада по налоговой грамотности.
• Тематические
педсоветы: «Профессиональное выгорание»,
Инновационная культура педагога»;
«Современный урок: анализ, тенденции,
возможности», «Урок как среда
взаимодействия»; «Проектная
деятельность».
• Создание
информационно-образовательной среды:
приглашение представителей науки,
специалистов предметных кафедр ;
• Обобщение и распространения опыта учителей: традиционная декадники по предметным (цикловым) комиссиям педагогического мастерства, Школа педагогического мастерства, выступления на круглых столах.
• Различные формы повышения самообразования: психолого-педагогические семинары; научно-практическая конференция; индивидуальное наставничество; сайты учителей.
• Взаимопосещение уроков.
Аттестация учителей в новой форме способствует также развитию творчества учителей, повышению его инновационной культуры.
Стимулирование членов педагогического коллектива, поощрение на итоговом педсовете через различные номинации, премии.
Благодаря продуктивной и слаженной работе в нашем педагогическом коллективе появились «звёздочки»: победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» среди мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Российской Федерации Артемьева Анна Аркадьевна в номинации «Производство и инженерные технологии», Лауреаты Государственной премии Красноярского края в сфере профессионального образования Быков Александр Владимирович и Леонтьев Евгений Васильевич.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лариса Николаевна Шаталова
→ Публикатор 12.02.2024 0 250 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.