Статья "Роль наставничества в моей педагогической практике"
Михайленко Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Шахтёрская средняя школа №19»
Роль наставничества в моей педагогической практике
«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя.
Но лишь чтя наставника, можешь перенять его правду.
И лишь перенимая правду, народ способен почитать
науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный
к государю учитель не совершает ему поклона – так
высоко древние чтили учителя».
Конфуций
АННОТАЦИЯ. Важность создания и внедрения практик наставничества в любой отрасли народного хозяйства, в том числе образовании, осознается и поддерживается на государственном уровне. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяет возможность для самореализации и развития талантов, а также достойный, эффективный труд каждого. Наставничество помогает повысить профессиональную компетентность молодого специалиста, быстро адаптироваться к работе в образовательной организации, избежать неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений. В статье рассматривается базовая деятельность наставника – деятельность наставника по сопровождению. Наличие сопровождаемого, обладающего определенным образовательным дефицитом, является центральным фактором, требующим необходимости наставника, и одновременно центральным условием, обеспечивающим возможность наставничества.
Быть наставником – очень ответственная часть работы, которая требует, как глубоких профессиональных знаний, так и знаний в области психологии. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика. Когда-то об этой ответственности человека перед обществом, в котором он живет, хорошо сказал римский философ Сенека: «Общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Продолжая мысль Сенеки, можно сказать: эту прочность обеспечивает каждый из нас, выполняя своё, иногда небольшое и, как может показаться со стороны, не такое уж значимое дело, и всё равно обеспечивая прочность этого громадного свода. Существует пять форм наставничества для разных задач и ролей:
Рис.1. Пять форм наставничества
Каждая форма направлена на решение конкретной проблемы. Каждая форма включает:
цели и задачи программы;
ожидаемые результаты;
оцениваемые результаты;
портрет участников;
вариации ролевых моделей;
описание этапов наставнического взаимодействия (раскрытие целевой программы);
область применения в рамках образовательной программы.
Чтобы стать наставником, не нужно показывать свои грамоты и регалии. Начните с того, чем вы можете поделиться, чем богат ваш опыт и потенциал. Вспомните, какие навыки вы можете легко передать коллегам, и определите свою мотивацию.
Мне по жизни с наставниками повезло. Их у меня было немного, но всех их помню поименно. Первым в моей педагогической деятельности были наставники Сидорова Нина Ефимовна, заместитель директора по УВР и учитель начальных классов Лямцева Лидия Владлеловна . Чем обязана им по жизни, так это тем, что мудрость и опыт этих педагогов и людей остались в моем сердце навсегда. И вот почему. Они начинали со мной работать с азов. А начинать работать в своей родной школе, где проучился 10 лет очень нелегко. Но с их помощью у меня все получилось. Мои уважаемые наставники учили меня всему: Как правильно зайти в класс, как выигрышно стать перед учениками, каким должен, быть внешний вид, как на себя акцентировать внимание у ребят, учили писать поурочные планы, т.к. начало моей деятельности началось в конце 1970 г. И все писали от руки. За что им огромная моя благодарность.
Отработав пять лет заместителем директора по воспитательной работе в своей родной школе. Мне предложили работу методиста в городском методическом кабинете Шахтерского городского отдела образования. И здесь мне повезло с наставником Березиной Любовь Александровной, очень знающим, тактичным, внимательным человеком.
Постигать пришлось не только работу методиста, но и премудрости работы с директорами и заместителями директоров.
Я старалась много читать учебно-педагогической литературы, участвовала в семинарах, круглых столах, одним словом осваивала свою новую профессию методиста. И нужно сказать, она мне очень нравилась!
Не все получалось сразу, так как все было с нуля. Но благодаря моим наставникам. Все получилось. Далее была работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора школы, при которой даже помимо своей воли ты наставник.
И на сегодняшний день я-наставник. Иногда бывает трудно, не хватает времени, хочется чего-то нового, креативного. Но когда видишь, что у твоего подопечного есть положительные результаты, ты счастлив.
О, наставники наши, и менторы!
Потрудившись, побившись не раз,
Вы упорной своею любовию
Прочный дуб превратили в алмаз.
И, конечно же, вашими стараниями
Наши свойства и эти, и те
Засверкали различными гранями
Извините, во всей наготе.
Отрывок из стихотворения Юлия Кима «О, наставники наши, и менторы!» как нельзя лучше отображает труд и плоды наставников. Прошло много лет с моего первого дня педагогической деятельности, и теперь уже я учу своих молодых коллег. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.
В нашей школе функционирует «Школа молодого педагога». За эти годы сложились определенные традиции. Основными моими задачами работы в Школе было:
- развитие имеющихся у молодых специалистов знаний и умений в области предметной специализации, методики преподавания, оказание им помощи в преодолении профессиональных затруднений, развитие способностей самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него на занимаемой должности;
- ускорение роста начинающего педагогического работника в педагогическом коллективе;
- содействие профессиональному становлению начинающего педагогического работника, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- формирование мотивации начинающего педагогического работника к стабильному профессиональному саморазвитию и самообразованию;
- знакомство с особенностью образовательного процесса и методической работы;
- консультации по составлению учебно-плановой документации (тематического плана, учебной программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, контрольно-оценочных средств и т. д.), помощь в подборе тематики и методическое обеспечение организации самостоятельной работы обучающихся и практических работ;
- оказание методической помощи в подборе дидактических материалов, наблюдении за работой, контрольных работах и т.д. п.;
- посещение занятий с последующим тщательным анализом (не менее 1 занятия в месяц).
В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют педагогической деятельности молодого специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута. С учетом профессиональных потребностей молодого преподавателя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.
1.Проводник. Обеспечит подопечному знакомство с системой данной образовательной организации «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений, рассказать об управлении образовательным учреждением. Наставник поможет молодому преподавателю осознать свое место в системе организации, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет более 80 %.
2.Защитник интересов. Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого преподавателя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет педагога от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных внутри и вне образовательных мероприятиях. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 60–80 %.
3.Кумир. Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого преподавателя. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 40–60 %.
4.Консультант. За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 30– 40 %.
5.Контролер. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой педагог самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 10– 30 %.
Организация индивидуальной системы по адаптации и формированию профессиональных компетенций у молодых педагогов носил поэтапный характер.
1 этап – адаптационный. На этом этапе осуществлялось знакомство молодого педагога с коллективом и особенностями образовательного процесса в школе. В начале сотрудничества проводится диагностика с использованием методики оценки профессиональной направленности личности молодого педагога. Диагностика проводится путем устных бесед, анкетирования, наблюдения и анализа уроков.
2 этап – основной. Следующий шаг в совместной работе – составление ежегодного индивидуального плана повышения теоретического уровня и деловой квалификации, в котором отражены следующие направления:
– учебно-методическая работа;
– методическая работа;
– повышение квалификации и педагогического мастерства;
– исследовательская работа.
По направлению «Учебно-методическая работа» изучался Государственный образовательный стандарт основного общего и основного среднего образования, совместно с наставником разрабатываются рабочие программы; комплекты оценки основных показателей результатов студентов; календарно-тематические планы; методические рекомендации по выполнению практических заданий, анализируется основная и дополнительная литература.
По направлению «Методическая работа» исследовался системно-деятельностный подход к процессу обучения и алгоритм проектирования современного практико-ориентированного урока. Результатом совместной деятельности по этому направлению является создание методических продуктов:
– технологическая карта урока;
– методическая разработка урока
– определение структуры учебно-методического комплекса и составление УМК.
По направлению «Повышение квалификации и педагогического мастерства» составляется перспективный план-программа самообразования педагога. В рамках выполнения программы молодые педагоги принимают активное участие с выступлениями на заседаниях Школы молодого педагога, педагогических советах, участвуют в Неделе педагогического мастерства.
По направлению «Исследовательская работа» анализировалась исследовательская деятельность обучающихся. Результатом является участие молодых педагогов и обучающихся в научно-практических конференциях.
3 этап – заключительный. На заключительном этапе проводился анализ результативности профессионального развития молодых педагогов. На данном этапе усилия педагога-наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение им эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе педагогической деятельности. Итоговым показателем профессионального становления молодого педагога является проведение открытого урока.
За это время мои подопечные принимали участие в республиканских мероприятиях, уверенно, успешно проводят открытые уроки и внеурочные мероприятия. Положительные результаты целенаправленной системной работы можно увидеть и по результатам аттестации. Глядя на наших вчерашних выпускников и преподавателей, на их успехи и достижения, я с уверенностью могу сказать: «Они выбрали профессию педагога не зря!»
Современные процессы в образовании определяют необходимость более широкого применения наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Наставничество может служить эффективным механизмом повышения профессионального мастерства преподавателей, формирования системы передачи педагогического опыта, знаний, общечеловеческих ценностей наставляемым.
Трудно представить себя в качестве наставника, примерить образ, вообразить всё в красках, ощутить, увидеть перспективы, предстать перед миром в новой социальной роли. На сегодняшний день это - основная задача педагога.
Список литературы:
Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.
Дворядкина Д. А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михайленко Людмила Николаевна
→ Публикатор 06.03.2024 0 336 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.