Статья "Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Семья выступает как ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая потребности и создавая условия для первичной социализации, являясь фактором его социально интеграции определяя его психофизический и социальный статус в будущем, а также индивидуальный уровень реабилитационного и интеграционного потенциала.
Основными проблемами семей с ребенком с ОВЗ, как отмечают многие авторы, являются:
− недостаточная компетентность родителей, недостаточный уровень знаний;
− непринятие или недооценка проблем ребенка;
− замкнутость семьи от общества;
− внутрисемейные проблемы (несовпадение взглядов на воспитание ребенка, материальное состояние, ухудшение состояние здоровья).
Родители нуждаются в информации об особенностях развития, воспитания, обучения детей с ОВЗ, в том числе при помощи проведения консультаций разнообразных специалистов, а также оказания таким семьям психологической помощи. Также часто родители нуждаются в консультационной помощи по вопросам устройства ребенка в группу коррекционной направленности, а также по иным вопросам, связанным с воспитанием ребенка с ОВЗ
Важной задачей является донести до родителей, что необходимо сравнивать развитие ребенка не с общепринятыми нормами, а с прогрессом относительно самого себя, при этом обращать внимание на уровень речевого развития и на особенности физического развития.
Не менее важен вопрос о расширении кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, привитии навыков социально приемлемого поведения, в том числе в детском коллективе, развитии коммуникативных способностей ребенка.
Существуют группы семей по уровню педагогической компетенции:
Первая группа – семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей. Это педагогически развитые семьи с позитивным и стабильным укладом и высоким уровнем психолого-педагогической культуры.
Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей из-за недостаточного уровня педагогической компетенции. Уклад семьи часто противоречивый. Атмосфера в семье в целом позитивная, но часто возникают конфликты. У родителей есть некоторые педагогические знания, но они отрывочные, не систематизированы, и зачастую носят теоретический характер и не применяются на практике.
В третью группу входят педагогически некомпетентные семьи с низким уровнем воспитательных возможностей. Уклад семь неустойчивый, неблагоприятный. Уровень педагогической культуры низкий. Цели и задачи воспитательного процесса часто могут меняться, при этом родители не представляют способы их достижения.
Специалистам при работе с семьей с ребенком с ОВЗ необходимо учитывать родительские установки, характерные для родителей детей с ОВЗ. Понятие «родительские установки» включает в себя такие понятия, как личностные ценности, восприятие ребенка родителями, представления и ожидания, связанные с ребенком, то есть это оценка возможностей ребенка, его знаний и представлений, социализации, о роли родителей в жизни ребенка, о способах регуляции его поведения.
Ресурсы семьи или семейные ресурсы – это материальные, производственные, ценностные и иные ресурсы, связанные с удовлетворением потребностей семьи достижение ею поставленных целей, разрешению возникающих проблем, которые понимаются как условие жизнеспособности семьи.
Ресурсы семьи и возможность их увеличения зависят от модели семьи, морально-психологического климата, ценностных ориентаций, характера эмоциональных связей между ее членами, образа жизни, ее уклада.
Таким образом, очень важно специалистам школьного образовательного учреждения использовать весь имеющийся потенциал семьи. Для этого необходимо прежде всего определить ресурсы семьи, родительские установки и уже исходя из этого определить меры поддержки, помощи и методы работы с семьей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трофименко Елена Леонидовна
→ Публикатор 04.06.2024 0 274 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.