Статья "Использование современных образовательных технологий, реализующих принцип активного обучения"


Использование современных образовательных технологий,

реализующих принцип активного обучения.

«Кто постигает новое,

лелея старое, тот может

быть учителем".
Конфуций

Современные школьники… Что в них изменилось? Чем они отличаются от учеников 90-х? Ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им нами взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали у нас самих скуку и раздражение? Я хочу привести один классический пример из литературы, ( Марк Твен «Приключения Тома Сойера») помните как Том Сойер, искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась активность и качество работы?! Значит, нужно, применить новые технологии для реализации поставленных целей.

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от нас абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Древняя мудрость гласит: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

В течение последних пяти лет мы работаем над выбором и применением технологий, позволяющих активизировать процесс обучения, повысить заинтересованность учащихся к получению новых знаний.

Слово – «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Вот несколько определений значения слова технология, взятых из толкового словаря и высказываний ученых.

Суммируя эти высказывания, можно определить, что педагогическая (образовательная) технология это система действия всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в

пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Сегодня, на наш взгляд, наиболее актуальны следующие педагогические технологии:

  • технология личностно-ориентированного обучения;

  • технология компетентностно-ориентированного обучения;

  • информационно-коммуникативная технология;

  • технология активного обучения;

  • технология использования ЭОР;

  • технология игрового обучения;

  • технологиякритического мышления;

  • здоровьесберегающие технологии ;

  • технология учебного взаимодействия;

  • технология продуктивного чтения;

  • технология проектно-исследовательской деятельности; и др.

Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.), но предпочтение следует отдавать продуктивным, творческим, активным технологиям.

Сегодня предлагаем рассмотреть некоторые современные технологии, которые позволяют активизировать учебный процесс.

*технология активного обучения;

* информационно -коммуникативная технология;

* технология проектной деятельности;

* технология продуктивного чтения.

Технология «Активные методы обучения»

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: в наш век информационного бума, знания необходимо постоянно обновлять путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Это очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Активные методы обучения целесообразны на всех этапах урока: организационный момент, при объяснении нового материала, закреплении и систематизации изученного, организации самостоятельной работы и т.д.

Давайте рассмотрим подробнее эти методы.

Для динамичного начала урока подходят такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Поздороваемся глазами», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными заданиями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Для выяснения образовательных целей учащихся, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад». Этот метод чаще используется на внеклассных занятиях, когда мы хотим повысить мотивацию к учению, выяснить ожидания и опасения уч-ся, учим детей говорить о своих желаниях и проблемах.

Заранее готовятся два больших плаката или слайд с нарисованными на нем деревьями. Одно дерево «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Детям раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.

Учитель предлагает детям попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от урока и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников, уверенность и неуверенность в своих знаниях и т. д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Прикрепляют фрукты к ветвям.

(Если этот метод применяется на уроке, то дети пишут, что им известно по данной теме и что не известно).

Учителю этот метод позволяет лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы учитель мог их знать и помочь в их преодолении, учитывать в образовательном процессе.

Следующий метод называется «Карусель», он используется при проверке домашнего задания.Допустим, учителю необходимо проверить знания табличного умножения с одновременным активным участием учащихся всего класса. Класс делится на группы. Рассчитываются на1-2, образуют пары. Становятся лицом друг другу. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке. И работа продолжается. За несколько минут мы проводим устный счет, в котором участвует весь класс.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Следующий метод «Составление кластера». Он может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме и дополнить их новыми, может быть самостоятельно полученными.

Работы над составлением кластера проходит поэтапно.

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3. этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, по данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например мы составляли «Кластер» по теме «Имя существительное» «Природные зоны. Зона степей».

На этапе обобщения знаний используем метод «Составления синквейна».

Синквейн – особая форма стихосложения .Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях обобщить учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна .

На первой строчке записывается одно слово - существительное.

Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово- вывод, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Тема синквейна должна быть близкой и понятной детям. Этот метод используется на уроках русского языка при изучении словарных слов:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе

Удобно использовать синквейн на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Илья Муромец

Могучий, храбрый

Ехал, сражался, победил

Всем людям радость дарил.

Герой

Синквейн о самом методе.

С помощью данного метода обогащается словарный запас, развиваются навыки стихосложения, творческие способности учащихся.

Завершить урок можно, применив такие методы, «Ромашка», «Мудрый совет». Дети отрывают лепестки ромашки, и отвечают на основные вопросы, относящиеся к теме урока. Или на чистом лепестке ромашки пишут свой вопрос или совет.

Эти методы помогают эффективно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке.

Разумное и целесообразное использование АМО значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций.

  • Информационно-коммуникативная технология

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

  • обеспечивает наглядность ( подвижную);

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объём выполняемой работы на уроке;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;

  • формирует навык исследовательской деятельности;

  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

  • способствует повышению качества образования

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока, на внеурочных и внеклассных занятиях. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание охране здоровья обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения, повышение уровня знаний.

  • Технология проектно-исследовательской деятельности;

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных задач.

В 30-е. годы метод проектов был отменен как чуждый советской школе.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде.

Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с проектом, развивать творческое мышление.

Эффективность применения проектной деятельности заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления

2) качественно меняется роль учителя: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

3) вводятся элементы исследовательской деятельности;

4) формируются личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в деятельности (развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5) происходит включение учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Главное для учителя, использующего метод проектов в своей работе – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность, исследовательские, оценочные, информационные умения. Готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Конечно же нет! Их этому нужно учить.

Подводя итоги, можно утверждать, что использование данных образовательных технологий позволяет перейти к обучению в рамках новой образовательной парадигмы, повысить мотивацию школьников к обучению, сделать более продуктивным процесс усвоения учебного материала, содействовать успешному формированию ключевых компетенций у обучающихся.



Полный текст материала Статья "Использование современных образовательных технологий, реализующих принцип активного обучения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грибанова Наталия Николаевна  Публикатор
25.07.2024 0 199 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК