Статья "Обобщение опыта исследовательской деятельности в работе школьного историко-краеведческого музея МБОУ СОШ с.Кировское"
Обобщение опыта исследовательской деятельности в работе школьного историко-краеведческого музея МБОУ СОШ с.Кировское
Педагога-организатора МБОУ СОШ с.КИРОВСКОЕ
«Музей истории села»
Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость. Если не будет корней
в родной местности, в родной стороне, то будет много людей,
похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Д.С.Лихачев
Исследовательская деятельность в рамках работы школьного историко-краеведческого музея школы.
На сегодня перед обществом стоит ошибка потери исторической памяти, поэтому главное в деле воспитания имеет изучение истории нашей Родины и краеведения: истории своей малой Родины. С помощью изучения истории и краеведения, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее на сегодняшний день.
При обучении и воспитании учеников имеет место деятельностный подход, который предполагает приобретение знаний и опыта, формирование универсальных учебных действий в ходе решения проблемных задач, исследовательской и проектной деятельности.
Школьный историко-краеведческий музей как средство для реализаци программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации »
Занимаясь работой в школе с историко-краеведческий музеем в 2013 году я решила построить работу таким образом, чтобы музей не был храмом , местом сбора старинных вещей. Музей должен был стать переходом между сегодняшним поколением и поколениями предыдущими. Это не столько место для экскурсий, это место для серьезной исследовательской работы, творческая мастерская, которая должна установить связи между днём сегодняшним и уже прошедшими.
Большая возможность краеведческой работы школьного историко-краеведческого музея состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и обучающиеся, и семьи учеников могут принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению прошлого своей МАЛОЙ РОДИНЫ.
Занимаясь над поисково-исследовательскими задачами, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом народа. Постоянный поиск, радость собственного открытия, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности. Помощниками в этих делах для детей я становятся прабабушки, дедушки, мамы и папы братья и сестры-семья .
В условиях небольшого села, наличие школьного историко-краеведческого музея актуально не только для школьников. Старшее поколение интересуется и участвует в работе музея. Они чувствуют себя носителями истории, понимают ,что они нужны, что их жизненный опыт и знания пригодились. Делятся не только воспоминаниями, но и предметами старины, которые пополняют музейные фонды.
Всё это доказывает, что школьный музей нужен всем, человеку которому предстоит войти в историю школы и своей Родины до старожилов, судьба их - уже история.
Школьный историко-краеведческого музей «ИСТОРИЯ СЕЛА» и его особенности работы
Музей нашей школы – это целый организм. «Школьный музей» определяет не место расположения, а специфику музея. Он нужен школе для раскрытия творческой активности детей.
Главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине.
Для организации работы в музее ставлю перед собой следующие задачи:
- создавать возможности для развития личностных качеств у обучающихся;
- применять современные технологии обучения и воспитания;
-формировать коллектив ,использующих уроки истории, стремящихся к правде, добру и справедливости, милосердию и памяти прошлого,
- развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно - исторических ценностей страны, Сахалинской области.
Поисково-исследовательская работа ученика– главная форма краеведческой работы на базе школьного историко-краеведческого музея .
Создавая экспозиции музея мы обращались к жителям села, родным и близким с просьбой поделиться тем, что им досталось в наследство от их родителей: предметами быта, информацией.
После получения первых экспонатов и информации, дети заинтересовались и решили узнать, кого ещё можно отнести к числу старожилов села и о чём с ними надо побеседовать. Экспонаты, которые хранились у нас в музее стали приобретать для участников другое значение.
Наши гости.
После того как в музей пришли посетители, проявили интерес к нашим экспозициям, подтвердили правильность некоторых экспонатов (например: кандалы -1880г, предметы быта каторжан, переселенцев, подлинные каски солдат времен Великой Отечественной войны, гильзы, послевоенные, военные документы) и все это показывает значимость работы музея, определяют её основное направление – укрепление связи поколений, жизни судьбы человека .
Данный метод работы в музее позволяет поддерживать участие и содействует развитию личностных качеств учеников.
Работа в школьном музее.
Когда музей еще только создавался и шел процесс накопления экспонатов, работа нашего музея проходила несколько беспорядочно. Все члены краеведческого кружка работали над одной проблемой, над решением одной задачи. По мере расширения музея, а, самое главное, по мере появления новых желающих работать в данном направлении, появилась необходимость распределить обязанности. Совет музея вынес решение создать такие отделы:
Ученики распределяются по отделам добровольно, согласно своим интересам и способностям. Вместе с этим распределением обязанностей все члены совета проводят экскурсии, обработку экспонатов, участвуют в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность
Исследовательская работа на основе деятельностного подхода главный момент в работе музея.
И действует, когда мы принимаем экспонаты в музей. Эта работа проводилась не организовано. Но когда экспонатов стало уже достаточное количество, возникла необходимость их учета и систематизации.
Были определены названия экспозиций по тем направлениям, которые мы посчитали нужными для нашего музея: «Период каторги на Сахалине» «Пребывание японцев в селе», «Огненные годы», «Наши истоки», «Страницы памяти листаем»…».
В рамках экспозиций появились дополнительные стенды, посвященные памяти Алексея Петровича Маресьева, который в 1937 году проходил срочную службу в селе. На сегодняшний день у нас с городом Камышин(где родился герой) теплые связи и наша делегация побывала в тех местах Волгоградской области. Встретились с Виктором Алексеевичем-сыном Маресьева. Ведем переписку с библиографом летчика-Шамаевым В.М.
В соответствии с Приложением к Письму Министерства образования России № 28-51-18/16 от 12.03.2003 г. все экспонаты школьного музея подлежат регистрации. В этой связи была изготовлена специальная Учетная карточка, которая также заполняется. Данный вид работы также носит исследовательский характер, так как при описании того или иного экспоната приходится обращаться к специальной литературе.
В работе по оформлению экспозиций, проведению экскурсий, учету экспонатов мы тесно сотрудничаем с районным историко-краеведческим музеем и получаем большую поддержку.
Исследовательская работа в нашем школьном музее ведется индивидуально. Для меня, как для руководителя, выбор темы школьником не является главным вопросом. Главное – личная инициатива ребенка.
Нужно чтобы для него это стало потребностью. Необходимо поддержать интерес к теме, показать её значимость. И если работа требует конкретных, специальных знаний, навыков, помогаю в организации консультаций с учителями-предметниками, с подбором литературы, материала, обеспечением доступа обучающихся ко всем формам и способам получения информации.
В работе достигаются такие результаты:
-реализация творческих способностей ученика;
-создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
-в процессе работы над темой школьник или группа школьников формируют как предметные, так и метапредметные учебные действия.
Эта работа позволяет проводить совместную работу учителей, родителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории села, района, края, обобщать изученный материал в рефератах, видеофондах, творческих работах, готовить ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.
Метод проектирования в работе школьного музея удобный, так как в основе этого лежит не информационный подход, ориентированный на развитие у ребят памяти, а деятельностный, нацеленный на Формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.д.).
Работа над проектом способствует воспитанию значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины.
Это дает к развитие творческих способностей, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
У наших ребят, многие из которых работают в музее, много серьезных работ и они были представлена на областном этапе конкурса «Моя малая Родина». Работа «ИКОНЫ» Она заняла первое место на очном этапе.
Есть и работы ,которые получили призовые места на районных этапах конкурсов «Отечество», «Новые имена» в2020г.,,2022,2023г.».(Железная дорога Тымовск-Арково, Человек и небо, Труженики тыла, Судьба первого священника церкви и др)
Просветительская деятельность.
Главная задача этого направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, родителей, населения.
Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций и проведение экскурсий для учащихся;
Уровень села, района. включает в себя творческие встречи с жителями , экскурсии для них, мероприятия с их участием;
На районном уровне мы участвуем в конкурсах исследовательских работ, а также осуществляем публикацию наших работ в районной газете «Тымовский вестник»».
Областной уровень – представление ученических исследовательских проектов на областном очном и заочном проектном конкурсе с «Листаем страницы истории…».
Но деятельность ребят, не ограничивается только сбором и исследованием материала.
Работа школьного музея ведется и с населением. Она не ограничивается сбором материалов, экспонатов, воспоминаний. Мы несем ответственность за те сведения и вещественные источники, которые нам передали на хранение и активно участвуем в музейных делах.
ЛИТЕРАТУРА:
Дюкато Ф., Петен Ш. День в музее/ Перевод: И.Михайловой М.: Пешком в историю, 2014. - 32 с. - (Идём в музей)
Ванслова Е.Г. Культура и дети. Взгляд музейного педагога. – Москва: Агентство «Мегаполис», 2012 г. – ( Музей и подрастающее поколение).
Ванслова Е.Г. Дети и система ценностей или Как стать счастливее. – Москва: Агентство «Мегаполис», 2012 г. – 168 с. - ( Музей и подрастающее поколение).
Школьный музей в образовательной среде: инновации, формы и методы работы: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. / под науч. ред. Д. В. Смирнова; отв. ред. А. В. Наумов. Н. Новгород: Изд-во ГБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области, 2015.
Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Александрова Лариса Викторовна
→ Публикатор 14.10.2024 0 62 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.