Статья "Формирование духовно-нравственных ориентиров и речевого развития младших школьников"




ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ

И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ «ДОРОГОЮ ОТКРЫТИЙ И ДОБРА»

Лаврова Т.Г., учитель начальных классов,

МАОУ «Школа №118», г. Нижний Новгород

Аннотация. Статья посвящена формированию духовно-нравственных ориентиров у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра». В ней показана значимость этого курса для речевого развития детей.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие и воспитание, речевое развитие, внеурочная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста – одно из приоритетных направлений современного образования. Еще К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания» [4; c.7]. Значимость духовно-нравственного развития личности ребенка в младшем школьном возрасте, направления этого процесса обозначены в Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2].

Большую помощь для педагога в данном вопросе оказывают занятия по программе внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (авторы Н.Н. Деменева, Т.Я. Тивикова, Н.Ю. Яшина) [3]. Одной из задач данной программы является духовно-нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения. Каждое занятие курса направленно на формирование правильных представлений о базовых национальных российских ценностях, активизацию и обогащение словарного запаса, формирование нравственно-этического словаря и связной речи [3].

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать продвигаться от нравственных представлений к принятию нравственных ценностей и овладению навыками поведения, где требуется ответственный нравственный выбор и самостоятельность принятия решения [5].

Формирование духовно-нравственных убеждений, на наш взгляд, тесно связано с речевым развитием. В последнее время увеличилось число детей с теми или иными нарушениями речи, с бедным словарным запасом. Проблемы в речевом развитии мешают ребёнку общаться со сверстниками, участвовать в мероприятиях школы и класса.

Работая над проблемами нравственного воспитания младших школьников, мы учитываем их возрастные и психологические особенности:

  1. Склонность к игре. В условиях игры ребёнок осваивает нормативное поведение, учится соблюдать правила.

  2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Необходима их частая смена во время занятия.

3. Недостаточная чёткость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребёнка.

Большую роль в духовно-нравственном становлении личности ребенка играет чтение. Поэтому на занятиях в рамках этой программы мы широко используем чтение художественной литературы. Читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Часто на занятиях мы работаем с пословицами. Большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде, жалости и состраданию.

Выбор методов и приёмов определяется задачами и содержанием каждого занятия, этапом работы, возрастом детей. В каждое занятие включаются интерактивные приёмы и упражнения, направленные на речевое и межличностное взаимодействие. Во многих упражнениях детям предоставляется возможность для нравственного выбора, фантазии и речевой деятельности.

Хорошим инструментом для реализации задач данного курса является использование отечественных мультфильмов. Правильно выбранные мультфильмы способны донести до детей нужные нравственные ценности. Обсуждение просмотренных мультфильмов активизирует словарь ребёнка, разговорную речь, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности. Каждый мультфильм – это маленькая история, в которой затрагивается какая-то нравственная или этическая проблема, решение которой пропагандирует такие человеческие ценности, как отзывчивость, дружелюбие, добро, заботу и любовь ко всему окружающему миру, формируя тем самым мировоззрение ребёнка [1]. Практически к каждой теме курса можно подобрать хороший мультипликационный фильм:

Школа - «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Наш друг Пишичитай».

Правила поведения - «Бобик в гостях у Барбоса», «Мойдодыр».

Новый год - «Когда зажигаются ёлки».

Дружба - «Самый большой друг», «По дороге с облаками».

Учёба - «История с единицей», «В стране невыученных уроков».

Семья – «Северная сказка», «Отцовская наука», «Встречайте бабушку».

Домашние животные – «Зимовье зверей», «Котёнок по имени Гав».

Развитие связной речи происходит через обсуждения, пересказ, составление рассказов и участие в интерактивных играх с конструированием диалогов. Например, к занятию по теме «Мир семьи» во 2 классе очень хорошо подходит мультфильм «Встречайте бабушку». Дети на занятии работают над лексическим значением слова «семья», подбирают однокоренные слова - семейство, семейка, семейный, семьянин. После просмотра мультфильма дети обсуждают личностные качества каждого члена семьи, особое внимание уделяется нравственной оценке действий мамы, папы и сына. Важно обратить внимание детей на речь бабушки («Кузнечик мой любимый!», «Ты пекись, пекись пирог…»). Дети отмечают, что говорит она это ласковым, тихим, добрым голосом. Далее идёт словарная работа над словосочетанием «золотые руки», обращается внимание на такие слова как «замесила», «испекла», «нашинковала».

При работе с мультфильмом используем следующие приёмы:

«Стоп-кадр» - остановка мультфильма в кульминационный момент и собственное прогнозирование дальнейшего хода событий.

«Режиссёры» - изменение некоторых деталей мультипликационной истории, придумывание продолжения.

«Актёры» - озвучивание мультфильма

«Назови мультфильм» - придумывание своего названия.

Сочетание этих приёмов позволяет решить познавательные и коммуникативные задачи: пополнение словарного запаса по теме занятия, развитие умения подбирать однокоренные слова, развитие связной речи, обогащение словарного запаса пословицами и фразеалогизмами, а также способствует воспитанию уважительного отношения к родителям и другим членам семьи, заботливого отношения к людям старшего поколения.

В ходе занятия часто используются игры «Что такое? Кто такой?» - отгадывание загадок о членах семьи, «Продолжи ряд», «Закончи предложение». Эти игры так же способствуют речевому развитию детей.

Основной формой работы с детьми являются групповые занятия. Так же активно используется индивидуальная, парная работа. Проводятся викторины, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, выпуск газет.

Особое место в программе «Дорогою открытий и добра» отводится работе с родителями. Проводятся родительские собрания на темы речевого развития детей и духовно-нравственные темы, лектории, круглые столы, анкетирование родителей, праздники, организованные совместно с родителями.

В результате реализации данной программы повышается уровень духовно- нравственной культуры ребёнка, восполняются пробелы в развитии лексического запаса, грамматического строя и связной речи, формируются этические и нравственные нормы поведения, правильное отношение к себе и окружающим. Занятия по программе обеспечивают формирование личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» помогает в речевом развитии младших школьников и формирует их духовно-нравственные ориентиры.

Список литературы

1. Гришина Е.И. Доброта с экрана. Воспитание мультфильмом. Нижний Новгород, 2018. С. 5-11.

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2011. 23 c.

  2. Деменева Н.Н. Комплексная программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» 1-4 класс / Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина //Организация внеурочной деятельности младших школьников: сборник программ. М.: Русское слово, 2013. С.6-40.

  3. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности. М.: Издательство АСТ, 2018. 567 с.

  4. Яшина, Н.Ю. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Нижний Новгород, 2002.




Полный текст материала Статья "Формирование духовно-нравственных ориентиров и речевого развития младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лаврова Татьяна Геннадьевна  Публикатор
04.12.2024 0 87 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК