Подготовка к ЕГЭ. Часть В. Тексты из романа Е.Гришковца "Рубашка"
Тексты из романа
Евгения Гришковца «Рубашка»
(М.:Махаон,2008)
Подготовка к ЕГЭ
( 8 – 11 классы)
Выполнила
учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ№2
г. Унеча Брянской области
Захарчук Алла Ивановна
2011 год
Текст № 1
1)Я проснулся утром и сразу подумал, что заболел. 2)Не почувствовал, а именно подумал. 3)Мысль была точно такой же, как когда просыпаешься в первый день каникул, которых ты так ждал…4)Вот просыпаешься и думаешь: «А почему мне не весело, почему я не рад, где счастье, которого я так ждал?...Наверное, я заболел!..»
5)Я проснулся, как будто меня включили.6) Я не вздрогнул, не потянулся, не издал никакого звука, я просто открыл глаза. 7)Точнее один глаз, другой был прижат к подушке. 8)Ещё я стал слышать. 9)И я увидел и услышал…
10)Увидел край подушки, ткань наволочки, близко-близко к открытому глазу. 11)Подушка была едва освещена синеватым светом.12)Было рано, и была зима. 13)Вообще-то было совсем темно, но в окно падал обычный городской синеватый утренний свет – смесь света белых уличных фонарей и уже зажжённых жёлтых окон дома напротив и …моего дома. 14) Почему- то эта смесь всегда синеватая; вечером она приятная, а утром… невыносимая.
15) Я услышал много звуков. 16)Это звучал город. 17) Огромный город. 18)Я слышал, конечно, не весь город, и это были не звуки какого-то «городского пульса» или чего-то в этом роде. 19)И это были звуки даже не просыпающегося города, город давно уже проснулся…20)Я слышал, как люди, живущие в моём доме, покидают его…21)Они шли на работу или влекли куда-то своих детей: звуки шагов по лестницам, гудение лифта, поминутно повторяющийся стон и стук входной двери подъезда. 22)Я слышал, как с задержкой и безнадёжно махнув на всё, заводились во дворе автомобили. ..
23) Я проснулся… (Е.Гришковец.)
1.Определите тему данного текста, его стиль и тип речи.
2.В каком из предложений автор использует антонимы?
1)4 2)6 3)14 4)21
3.Из предложений 6-7 выпишите слово, образованное приставочным способом.
4.Из предложений 1-3 выпишите все частицы.
5.Из предложения 5 выпишите словосочетание с видом связи управление.
6. Среди предложений 4-го абзаца найдите предложение с вводным словом, укажите номер этого предложения.
7. Среди предложений 10-22 найдите предложение c обособленным обстоятельством. Укажите его номер.
8. Среди предложений 10-20 найдите сложные предложения, одна часть которых – односоставное безличное предложение. Напишите их номера.
9. Среди предложений 1-10 найдите бессоюзные сложные предложения, укажите их номера.
10. Среди предложений 5-14 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
11. Какое синтаксическое средство использует автор во 2-м абзаце?
1)риторическое обращение 2) парцелляция 3)синтаксический параллелизм
Текст № 2
1)Я ехал в аэропорт долго. 2)Снега было много. 3)Не свежего, а такого, раскисшего, грязного снега. 4) Машин тоже было много. 5)Я медленно двигался по окружной дороге. 6)Впереди то гасли, то зажигались красные огоньки: я тоже давил на тормоз. 7) Постоянно казалось, что в полосе слева движение гораздо быстрее. 8) Справа ползли грузовики, все грязные от слякотных брызг. 9)Я слушал радио.
10)По радио динамично менялись музыка и новости. 11)Сообщили о какой-то авиакатастрофе, я сделал громче. 12) Погибли все пассажиры и члены экипажа. 13) О причинах трагедии говорить было рано. 14)Не исключали версии террористического акта. (Е.Гришковец.)
1.Определите стиль текста и тип речи.
2.В каком из предложений автор использует антонимы?
1) 6 2)4,5 3) 7 4)10,11
3.Из предложения №6 выпишите все союзы.
4.Из предложений 8-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
5.Из предложений 12-13 выпишите словосочетание с видом связи согласование.
6.Среди предложений 10-14 найдите простое односоставное безличное предложение, укажите его номер.
7.Укажите номер предложения, в котором есть обособленное определение.
8.Найдите все бессоюзные сложные предложения, укажите их номера.
Текст № 2
1)Я ехал в аэропорт долго. 2)Снега было много. 3)Не свежего, а такого, раскисшего, грязного снега. 4) Машин тоже было много. 5)Я медленно двигался по окружной дороге. 6)Впереди то гасли, то зажигались красные огоньки: я тоже давил на тормоз. 7) Постоянно казалось, что в полосе слева движение гораздо быстрее. 8) Справа ползли грузовики, все грязные от слякотных брызг. 9)Я слушал радио.
10)По радио динамично менялись музыка и новости. 11)Сообщили о какой-то авиакатастрофе, я сделал громче. 12) Погибли все пассажиры и члены экипажа. 13) О причинах трагедии говорить было рано. 14)Не исключали версии террористического акта. (Е.Гришковец.)
1.Определите стиль текста и тип речи.
2.В каком из предложений автор использует антонимы?
1) 6 2)4,5 3) 7 4)10,11
3.Из предложения №6 выпишите все союзы.
4.Из предложений 8-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
5.Из предложений 12-13 выпишите словосочетание с видом связи согласование.
6.Среди предложений 10-14 найдите простое односоставное безличное предложение, укажите его номер.
7.Укажите номер предложения, в котором есть обособленное определение.
8.Найдите все бессоюзные сложные предложения, укажите их номера.
Текст № 3
1)Быстро стемнело, и мы зажгли костры. 2) Наш избитый батальон – стрелковый батальон измотанного и обескровленного экспедиционного корпуса – готовился покинуть лагерь. 3) Мы получили приказ срочно отступать. 4) Отступить нужно было ночью, тайно, не привлекая внимания неприятеля. 5) Мне приказано было остаться. 6) Осколки моего взвода и я должны были жечь костры, чтобы враг ничего не заподозрил и думал, что наш батальон на месте. 7)Утром мы встретим неприятеля и постараемся подарить уходящим как можно больше времени. 8)Быстро двигаться они не могли. 9)Было много раненых, да и те, кто остался невредимы, очень страдали от жажды и усталости.
10) Месяц назад нам удалось прорваться на узком участке, и какое-то время мы успешно наступали. 11)Но потом наше наступление завязло в песках и совсем остановилось. 12)Снабжение сильно отстало. 13) Только некоторым грузовикам удалось проползти через пески и доставить нам немного столь необходимых боеприпасов, еды и воды. 14) Воды сильно не хватало. 15)Последние несколько дней не удавалось думать ни о чём, кроме воды.
16) И вот нам приказали срочно отступить.
17) Я был возмущён. 18) Два дня назад наши разведчики ушли и до сих пор не вернулись. 19)Их нельзя было лишать шанса вернуться к своим, хотя надежды на их возвращение почти не осталось. 20) Я настаивал, чтобы кто-то остался хотя бы до утра. 21)Вот и оставили меня и мой взвод. 22)Я был рад.
(Е.Гришковец.)
1.Найдите все односоставные предложения ( даже в составе сложных), укажите их номера и тип односоставного предложения.
2.Среди предложений последнего абзаца укажите номера предложений, в которых есть составное именное сказуемое.
3.Укажите количество основ предложения№9.
4. Выпишите грамматическую основу предложения№1.
5. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от правила «На конце приставки пишется –с- перед глухим согласным».
6.Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер.
7. Среди предложений 10-22 найдите сложносочинённое предложение, укажите его номер.
8. Среди предложений 16-22 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Укажите его номер.
9. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным видом связи придаточных предложений, укажите его номер.
10. В предложениях 7-9 найдите слова, образованные неморфологическим способом (переход одной части речи в другую).
11. Какое средство выразительности использовано в предложении №6?
1) эпитет 2)метафора 3) гипербола 4) ирония
Текст № 4
1)Много лет я не любил Москву. 2) Она меня пугала и обижала, когда я приезжал сюда по каким-то делам или был тут проездом. 3) Я не понимал, в какой стороне здесь восходит солнце, не ощущал расстояний. 4) В Москве всё было далеко. 5) Я нырял в метро или напряжённо и недоверчиво позволял таксистам перемещать меня по Москве. 6) Самое страшное здесь было потерять бумажку с номером телефона каких-нибудь родственников или знакомых, у которых можно было переночевать или которые могли чем-то помочь. 7) Как легко и приятно было ругать и не любить Москву. 8) Одежда, в которой я сюда приезжал, всегда не совпадала с московской погодой. 9)Либо в ней было слишком жарко, либо наоборот. 10) А потом я приехал сюда жить.
11) Помню, как в первый раз выехал на своей машине на московские улицы. 12) Один. 13)И был страшно удивлён. 14)Ничего страшного! 15)Вообще! 16) Как это было удивительно – я еду по Москве! 17)Никто не тычет в меня пальцем, всё в порядке. 18) Ничего особенного. 19)Меня так поразило это чувство, что я проехал по Садовому кольцу два раза, а потом катался полночи. 20) То, что давило на меня и угнетало, вдруг исчезло…21)Я потихоньку стал слышать и чувствовать полутона и чистые звуки. 22)Я как будто снял скафандр и с изумлением обнаружил, что здесь тоже можно дышать. 23) И что здесь есть люди. 24) Много людей… (Е.Гришковец.)
Определите тему данного текста.
В каком предложении используется просторечное выражение?
1)3 2)6 3)17 4) 22
Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
Из предложений 1-4 выпишите неопределённое местоимение.
Из предложения№3 выпишите словосочетание со связью примыкание.
Среди предложений 1-го абзаца найдите простые односоставные безличные предложения, укажите их номера.
Среди предложений 11-24 найдите бессоюзные сложные предложения, укажите их номера.
Среди предложений 1-го абзаца найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных предложений, укажите его номер.
Какие два синтаксических средства использованы во 2-м абзаце текста?
1)синтаксический параллелизм 2) парцелляция 3) риторический вопрос
4) восклицательное предложение
10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения писателя. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Текст № 5
1)Я увидел весну…
2)Меня никто не провожал и не мог провожать. 3)Я стоял на перроне рядом со своим вагоном. 4)Был один из первых откровенных весенних дней. 5)Очень яркое солнце, очень высокое небо и ужасно отчётливые оттаявшие запахи. 6)Возле здания вокзала играл небольшой духовой оркестр.7)Народу было очень много. 8)Военные, офицеры и низшие чины, успели убрать грубую зимнюю форму. 9) Все были элегантные, наглаженные, при орденах и медалях. 10)Женщины тоже были нарядные, с причёсками, во всём светлом.
11)Возле моего вагона стояли пары. 12)Кроме меня. 13)Я был один. 14)В этом вагоне уезжали офицеры, выписанные из госпиталя после ранений. 15)Они стояли со своими барышнями и дамами. 16)Кто-то молчал, кто-то без остановки говорил, но все смотрели друг другу в глаза и держались за руки.
17) Наш эшелон уходил далеко. 18)Мелькали погоны и нашивки всех родов войск. 19) А также пилотки, фуражки, бескозырки. 20) В хвост состава отвели новобранцев. 21) Их уже загнали в вагоны, они высовывались во все окна и прощались со своими. 22) Там толпились в основном взрослые женщины, они жались к окнам, что-то быстро говорили, боясь не успеть сказать всё-всё. 23)Возле этих последних вагонов слёзы текли ручьями.
24) Возле нашего - слёзы капали. 25) Но эти слёзы были слезами настоящего расставания. 26)Те, кто прощались здесь, знали или догадывались, что больше никогда не увидятся. 27)В любом случае. (Е.Гришковец.)
1.О чём данный текст? Определите его тему.
2. Назовите стиль текста, укажите характерные признаки этого стиля.
3. Найдите предложения, в которых есть неоднородные определения. Укажите номера этих предложений.
4.Среди предложений 1-10 найдите односоставные и укажите их номера.
5. Укажите количество грамматических основ предложения №26.
6. Среди предложений 11-23 найдите предложение с обособленным определением. Укажите его номер.
7. Среди предложений первого абзаца найдите предложение с уточняющим членом предложения. Укажите номер этого предложения.
8. Среди предложений 11-21 найдите бессозное сложное предложение, укажите его номер.
9. Какие три средства выразительности использованы в тексте?
1)эпитет 2) антитеза 3) анафора 4) парцелляция 5)метафора 6)риторический вопрос 7) гипербола 8) ирония
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарчук Алла Ивановна
→ Aliva1011 11.08.2011 2 6963 1105 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.