Обобщение знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение» на курсах при подготовке к ЕГЭ, для 11 класса


Автор работы: Тихомирова Елена Анатольевна

Место работы: МОУ СОШ №4, г.Оленегорск

Должность: учитель русского языка и литературы


Тема: Обобщение знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение» на курсах при подготовке к ЕГЭ.


Цель: обобщить знания, полученные на уроках при изучении темы «Бессоюзное сложное предложение» в 11 классе, и применить их при работе с заданиями ЕГЭ.


Задачи: уметь объяснить выбор нужного знака препинания в бессоюзных предложениях;

находить данный тип предложения в тексте;

использовать полученные знания при работе над заданиями ЕГЭ.


Тип материала: карта – информатор.


Форма работы: слово учителя, работа с дидактическим материалом.


Методические материалы для учителя.


На столах перед обучающимися находятся индивидуальные карты – информаторы. Ученик работает с картой в течение всего часа занятия. После повторения теории по теме «Бессоюзное предложение» переходим на практику: сначала разбираем бессоюзные предложения, где нужно уметь объяснить выбор нужного знака препинания, затем работаем с текстом, в котором находим данный тип предложения. После проверки индивидуальных карт, объяснения причин ошибок при выборе знака препинания (если такие имеются) начинаем выполнять задания из ЕГЭ (книги «Русский язык.ЕГЭ.2011г.»,которые лежат перед каждым обучающимся)А23 и В6. В течение всего времени работы с практическим материалом обучающиеся отвечают по цепочке, тем самым обеспечивается участие всех в рабочем процессе.

Источники информации.


Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Русский язык. Орфография и пунктуация. Домашний репетитор. - М.1999.

Бисеров А.Ю., Соколова Н.В., Русский язык – 2010.- М. 2009.

Ковалев В.П., Практикум по современному русскому языку. Учебное пособие для студентов филол.фак.пед.ин. – М.1994.

Греков В.Ф., Чешко Л.А., Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.2008.

Гольцова Н.Г., Русский язык. 10-11классы. – М.2009.

Бабайцева В.В., Русский язык. Сборник заданий. 10 -11классы. – М.2001.

Влодавская Е.А., ЕГЭ. Поурочное планирование по русскому языку к Единому Государственному Экзамену. – М.2006.


Карта - информатор


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении( теория)


«Запятая»

Если в БСП перечисл.какие-то факты, можно поставить союз И:

Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга.

«Точка с запятой»

Если БСП более распространены:

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит стриж и стережет их.

«Двоеточие»

  1. Причина (потому что)

Мы повиновались: в эту минуту он приобрел над нами неимоверную власть.

  1. Конкретизация (а именно)

На этих вечерах хозяйка и гости развлекали себя разными художествами: актер из театра играл, певец пел, художник рисовал в альбоме.

Доп: [ ] например/а именно : [ ].

Когда мы поднялись на холм, то увидели неожиданную картину, а именно: на опушке стояли два лося.

  1. После глаголов со значением восприятия

Он чувствует: кто-то скребется в дверь.

  1. 2 часть – прямой вопрос

Она часто думала: что бы это значило?

«Тире»

  1. Быстрая смена д-й

Раздался гудок – поезд тронулся.

  1. Противопоставление (а, но, да)

Я говорил правду – мне никто не верил.

3) Указание на время (когда…) / условие (если…)

Встретимся – расскажу обо всем.

Будешь заниматься – сдашь ЕГЭ.

4) 2 часть – следствие 1(= поэтому)

Выстрел раздался – дым наполнил комнату.

  1. 2 часть – сравнение (= как, словно)

Посмотрит – рублем одарит.


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении( практика)


Задание: доказать, что в каждом предложении данного текста нужно поставить двоеточие.


1.Однако пора спать уже без четверти шесть.2.Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды.3.Я внимательно поглядел кругом все лица отражали напряженное ожидание.4.Я поднял голову ни насмешки ни гнева на ее лице а была лишь ее светлая веселая улыбка.5.На улице было тихо никто не ехал и не шел мимо.6.Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений без последних не может быть ни понятий ни определений а стало быть и поводов к обогащению языка.7.Еще раз посоветую обратите внимание на язык добивайтесь от него точности что даст ему силу и красоту.8.Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче чем перевоспитать.9.День выдался на редкость хороший было тихо, светло и в меру холодно.10.Погода стояла совсем неблагоприятная по временам шел мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер.


Задание: доказать, что в каждом предложении данного текста нужно поставить тире.


1.Несусь ли я на коне степь отвечает мне. Брожу ли поздней порой небо светит мне луной.2.Крикнуть хотел не может.3.Встанешь утром часа в четыре выйдешь в сад роса блестит на цветах шумят птицы и насекомые на небе ни облачка.4.Не хочешь есть оставайся.5.Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось.6.Солнце выглянуло она повеселела.7.Стали искать никто не откликался.8.Кончишь школу поедешь в Академию искусств.9.Упустишь огонь не потушишь.10.Было бы здоровье остальное будет.11.Зима без снега лето без хлеба.12.Упустишь минуту потеряешь часы.


Задание: расставить знаки предложения в бессоюзном предложении.


1.Все внимательно слушали шла вечерняя передача последних известий.2.Лето припасает зима поедает.3.Могу обещать одно работа будет выполнена.4.Песня кончилась раздались громкие аплодисменты.5.Надо возвращаться домой уже поздно.6.Я должен признаться вы были правы.7.Прошу тебя принести мне завтра эту книгу.8.Всем ясно нужно продолжать начатую работу.9.Через реку здесь опасно переправиться течение очень сильное.10.Поспешишь людей насмешишь.11.Придет весна пароходы двинутся по реке.12.Ему трудно скрыться все здесь его знают.13.Ясно как дважды два четыре автор проекта допустил ошибку.14.Люди оделись потеплее наступила зима.15.Будешь заниматься спортом укрепишь свое здоровье.16.Сам не справишься товарищи не помогут.17.Мы прислушались откуда-то доносились чьи-то голоса.18.Встретимся расскажу тебе все подробно.19.Семь раз отмерь один раз отрежь.20.Я поднял глаза на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье с распущенными волосами.21.Несчастья бояться счастья не видать.22. Хотел рисовать кисти выпадали из рук пробовал читать взоры его скользили над строками.23.Я оглянулся белая мертвая прорезанная выступами каменных обрывов простиралась передо мной исчезая в дали безжизненная пустыня.24. Как ни старался я укрыться поплотнее ничего не помогало холодный воздух найдя лазейку сквозил то в плечи то в ноги.25.Выйдя на берег я не узнал реки могучий поток мутный и ревущий мчится как хищный зверь по дну ущелья.26 Сквозь шум ветра чудились мне невдалеке слабые едва различимые звуки скрипели колеса фыркали лошади топор осторожно стучал по сучьям.


Задание: расставить знаки предложения в предложениях, определить тип сложного предложения.

Кусака долго металась по следам уехавших людей добежала до станции и промокшая грязная вернулась обратно. Здесь она проделала то чего никто однако не видел взошла на тер…асу и приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклян…ую дверь поскребла когтями. В комнатах было пусто и никто не ответил Кусаке.

Начался частый дождь и ото всюду стал надвигаться мрак осен.ей ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу безшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с (не)приветливого неба. На тер…асе с которой была снята парусина от чего она казалась стран…о пустой свет долго ещё печально озарят следы грязных ног но скоро уступит и он.

И когда уже (не)было сомнений что наступила ночь собака жалобно завыла.Звенящей острой как отчаянье нотой ворвался вой в монатонный шум дождя прорезая тьму и замирая понесся над обнажён…ыми полями.

И тому кто слышал его казалось что стонет и рвётся к свету сама бе…просветно тёмная ночь и хотелось в тепло яркому огню к любящему сердцу.


Задание: в книгах «ЕГЭ» выполнить задания А23 и В6 с 1теста.


Полный текст материала Обобщение знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение» на курсах при подготовке к ЕГЭ, для 11 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихомирова Елена Анатольевна  aliona-tih
18.08.2011 4 8627 1630

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК