Презентация "Анализ поэтического текста на уроке русского языка в 10 классе"


Слайд 1
Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке русского языка Учитель русского языка и литературы Соковых Надежда Николаевна ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга
Слайд 2
План анализа ► ► ► ► ► ► ► ► 1. История создания стихотворения. 2. Ритм, метр, рисунок текста. 3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы , ключевые слова, время, пространство, композиционные приёмы). 4. Художественные образы. 5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень). 6.Тропы, фигуры. 7. Тема, идея. 8. Вывод.
Слайд 3
► ► ► ► ► ► ► ► ► ► ► ► « Давно - отвергнутый тобою…» Н.А.Некрасов Давно – отвергнутый тобою, Я шёл по этим берегам И, полон думой роковою, Мгновенно кинулся к волнам. Они приветливо яснели. На край обрыва я ступилВдруг волны грозно потемнели, И страх меня остановил! Поздней – любви и счастья полны, Ходили часто мы сюда, И ты благословляла волны, Меня отвергшие тогда.
Слайд 4
Дата написания: 1855 год, 2425 апреля. ► ► ► ► ► ► ► ► Теперь – один, забыт тобою, Чрез много роковых годов, Брожу с убитою душою Опять у этих берегов. И та же мысль приходит снова – И на обрыве я стою, Но волны не грозят сурово, А манят в глубину свою…
Слайд 5
Из истории создания стихотворения ► ► ► ► Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и т.д. Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти «… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле. Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.
Слайд 6
Адресат стихотворения « Давно отвергнутый тобою…» ► Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с которой его связывало 15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…
Слайд 7
Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге. / / / ► ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО – ► / ► БОЮ ► ► Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.
Слайд 8
Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ ► Давно – отвергнутый тобою, ► Я шёл по этим берегам ► И, полон думой роковою, ► Мгновенно кинулся к волнам. ►В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог).
Слайд 9
Микротемы ► ► ► ► ► ► ► ► Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк. В нём можно выделить три микротемы: Давно… Поздней… Теперь… Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет. Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою. Аллитерация звука[ Р] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [о], [у], [ю]-передаёт боль.
Слайд 10
Композиционное построение ►В стихотворении использован приём антитезы: ► ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх остановил его. Так бывает , когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное ► - это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.
Слайд 11
АНТИТЕЗА ► Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».
Слайд 12
Тема и идея стихотворения ► Это стихотворение о ЛЮБВИ. ► Идея – невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.
Слайд 13
Тропы и фигуры ► Природа в стихотворении как бы принимает участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя. ► Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.
Слайд 14
ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ ► ► ► ► ► ► ► В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ: « на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я стою». Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя, акцентировать внимание читателя. Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ: «роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ. Используется общеупотребительная книжная лексика.
Слайд 15
Синтаксический и морфологический уровни ► ► ► В стихотворении использованы сложные предложения и простые, осложнённые причастными оборотами. В тексте присутствуют такие части речи, как личные местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы ; существительные, обозначающие место( берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки( давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)
Слайд 16
ЭЛЕГИЯ ► Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя. ► ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с печальным настроением, жалобное, скорбное.
Слайд 17
« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова ► ► Мы познакомились с одним из стихотворений Некрасова, посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой. Стихи характеризует жгучая исповедальность, в них запечатлены многие эпизоды из жизни Панаевой и Некрасова. Дороги поэта и его будущей МУЗЫ пересеклись в один из дней 1845 года. Этот день Некрасов называл самым счастливым в своей жизни.
Слайд 18
Используемая литература ► 1.Н.А.Некрасов «Избранные произведения». Москва. ► « Художественная литература» 1985 г. ► 2. Учебник « Русский язык» для 1011классов.Москва. «Просвещение» 2005 г. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. ► « Поурочные разработки по литературе» ► 10 класс. Москва. «Вако» 2004 г. Авторы: ► И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. ►

Полный текст материала Презентация "Анализ поэтического текста на уроке русского языка в 10 классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соковых Надежда Николаевна  Рысик
12.12.2012 0 5134 890

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК