Орфоэпические минутки на уроках русского языка


Орфоэпические минутки на уроках русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )

Как научить школьника правильно ставить ударение?
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек .Самые ритмичные , запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.

Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах , делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва" Просвещение"2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.

Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:

Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
( Б. Успенский).
Для уроков по теме "Окончания существительных" можно предложить и такие рифмовки:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.

Автор: Подойницына Ирина Николаевна  овчинникова
23.12.2009 17 40241 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 17
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 ninak7372 • 15:09, 25.09.2014
Спасибо за замечательный материал!
[Материал]
avatar
16 [Материал] Бигун Татьяна Павловна • 17:03, 04.08.2011
Материал очень понравился, спасибо.
[Материал]
avatar
15 lanbren • 03:15, 04.05.2011
Молодец! Большое спасибо за идею.
[Материал]
avatar
14 Човашхере • 23:36, 03.05.2011
материал интересный, очень понравилось. Весело и легко запомнить. Хотелось бы еще. Спасибо Вам
[Материал]
avatar
13 Перси • 17:05, 01.05.2011
Замечательные и полезные рифмовки. Обязательно возьму себе на заметку!
[Материал]
avatar
12 nezka5 • 19:26, 27.02.2011
Скопировала, завтра покажу своим ученикам. Спасибо!
[Материал]
avatar
11 ЛП6938 • 19:21, 11.01.2011
Очень интересный материал! Я тоже провожу на каждом уроке орфоэпические разминки, поэтому обязательно воспользуюсь Вашим ресурсом. Оромное спасибо!
[Материал]
avatar
10 фиалкаольга • 14:31, 12.12.2010
Спасибо за новые рифмовки, многие я использую в своей работе, так как долгие годы собирала их по крупицам, ведь не было возможностей общаться со многими учителями.
[Материал]
avatar
9 Селена7502 • 13:58, 28.10.2010
Очень мало материала по данной теме для 5-9 классов, поэтому ... Спасибо.
[Материал]
avatar
8 haliullinaelena • 10:54, 12.10.2010
Спасибо за материал. Очень интересная находка. Хотелось бы, чтоб автор продолжил свои публикации.
[Материал]
avatar
7 ЕленаД • 20:06, 01.10.2010
Можно использовать данный материал не только в начальных классах.
[Материал]
avatar
6 xthyzdcrfz • 11:35, 30.09.2010
Заметила, что файл не загружен, к сожалению. надо копировать. Но материал очень интересен. Буду использовать на уроке, с позволения автора.
[Материал]
avatar
4 директор4912 • 15:57, 26.09.2010
я не могу скачать материал к данному уроку, как это сделать?
[Материал]
avatar
5 K@tti • 16:13, 26.09.2010
К сожалению, автор не загрузил файл на наш сайт - вы можете только скопировать текст и вставить в текстовый документ на своем компьютере.
[Материал]
avatar
3 Наталья-105 • 19:39, 25.09.2010
Спасибо, хорошая идея, но встречала болле продуктивный способ, когда в одной рифмовке много "трудноударяемых" слов
[Материал]
avatar
2 [Материал] Анна • 20:29, 15.09.2010
Очень интересно и полезно!!!
[Материал]
avatar
1 [Материал] l@l@ • 00:10, 25.12.2009
Материал интересный и занимательный. Спасибо за идею.
[Материал]