Статья "Особенности подготовка к ЕГЭ в вечерней школе"
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ
Подготовила Н.Д.Черкасова
Содержание единого экзамена определяется спецификой предмета, конечными целями обучения – языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенциями.
Все способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же как и основа умения:
Анализировать, классифицировать языковые факты;
Оценивать их с точки зрения нормативности;
Анализировать языковые единицы (правильность, уместность их употребления);
Все эти умения вырабатываются на уроках русского языка, но хотя подготовка к экзамену, не исключает необходимости обобщать и систематизировать знания.
Иное дело в очно-заочной, вечерней школах. Трудно выстроить занятия русским языком, имея минимум учебных часов. Наши ученики, как правило, страдают довольно большими пробелами в знаниях, причем у каждого эти пробелы свои. Что может противопоставить педагог такой безрадостной картине? Только одно – систему. Однако системного представления нет у значительной части ребят, но именно ощущением языка как системы, а не как набора необходимых случайностей можно «заразить» учеников и подтолкнуть их к системной же ответной работе.
Первым принципом системного повторения считаю полноту в рассмотрении темы. От активных учащихся приходилось слышать пожелание объяснить какой-либо раздел грамматики с самого начала, можно, конечно, подобную искренность расценить как незнание азов, но, скорее всего, такое пожелание свидетельствует о взрослении учеников.
Осуществление принципа полноты включает, на мой взгляд, такие непременные условия:
Обязательное напоминание первой логической ступени, на которой выстраивается целая конструкция логических закономерностей;
Доказательность, т.е. подкрепление аксиоматических положений внятными и употребительными примерами;
Постоянное обращение к методу точной аналогии.
Проведение точной аналогии можно выделить как самый фундаментальный метод преподавания, позволяющий переходить к обобщениям, т.е. опять-таки к постижению языка как системы. Учитель не может употребить на уроках все слова из лексического запаса русского языка, но может научить принципиальному подходу к разрешению той или иной затруднительной ситуации.
Значительная группа наших учеников находится на заочном обучении, многие в силу разных причин не смогли посещать занятия в период сессии. В таких случаях еще большее значение имеет самоподготовка учащихся. Но ею надо руководить.
Мы предложили своим заочникам следующую систему подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку. Проанализировав опубликованные Минобразованием ЕГЭ, составили так называемые ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТЫ. С одной стороны они представляют собой план проведения занятий для преподавателей русского языка, а с другой – их можно использовать заочникам для самостоятельной подготовки, особенно тем, кто по каким-либо причинам пропустил занятия. В силу малого количества времени очень важно дать учащимся импульс для самостоятельной работы. Обычно мы обозначаем тему занятия, даем направление (какие знания и умения нужно приобрести), адресуем к учебным пособиям, в которых можно подчерпнуть необходимую для этого информацию, обращаем внимание, на чем конкретно следует сосредоточиться при подготовке к самоаттестации.
По окончании таких занятий должен быть проведен КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ по русскому языку. Информационные карты выдаются на руки, а необходимые учебные пособия заочники приобретают сами или пользуются нашей библиотекой.
Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).
Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагает им клише, которые помогут это сделать:
…-вот тема, к которой обращается автор текста.
Эта статья о ….
Автор обращается к актуальной теме – теме….
Это текст о….
Определив тему, формируем проблему текста (проблема текста – вопрос, над которым задумывается автор).
Клише, которые помогут сформулировать проблему:
…? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Автора интересует вопрос: …
…? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду «вечных» (Что есть добро, а что – зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным и т.д.). Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней.
Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности. Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
Цель автора текста – убедить читателя в том…
Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией «именительной темы». Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к «вечным» темам.
Как заканчивать сочинение? Сочинение – рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать «автор неправ», лучше употребить выражение «с автором трудно согласиться».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черкасова Наталья Дмитриевна
→ Natalia1806 27.02.2014 0 4572 466 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.