Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Таганрога
Символы России
классный час,
5 - 9 классы
Автор: Лаврентьева Снежана Павловна,
учитель химии и биологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Таганрога Ростовской области
Классный
час
в 5 – 9 классах
«Символы
России»
подготовила
учитель химии и биологии
Лаврентьева Снежана Павловна
г. Таганрог
2009г.
Классный час «Символы России»
Цели:
Выявить и расширить знания о государственной символике;
Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощение социокультурного контекста России;
Сформировать чувство уважения к России;
Развивать чувство патриотизма.
Методические рекомендации: предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учитель использует мультимедийную презентацию, отражающей содержание темы.
Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление.
Так символом Парижа является Эйфелева башня;
Белый Дом, статуя Свободы – символы США,
Великая Китайская стена – символ Китая,
в Греции – это Акрополь,
в Англии – это Биг – Бен,
а в Италии – Колизей.
Какие символы России вы можете назвать?
(учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?
(учащиеся высказывают свои мнения)
Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.
Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Везде орел, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди – Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди …
М. Шереметьев
Герб России - знак государства, изображаемый на знаменах, печатях, монетах, ассигнациях. Цель герба – символически изобразить государство, народ, общественный строй.
Я хочу обратить ваше внимание на следующий слайд и познакомить вас с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах.
Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.
Педагог: Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.
(учащиеся высказывают свои предположения)
Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. С 30 ноября 1993г., согласно указу президента, у России герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
Педагог: Давайте обратим внимание на герб нашего города. Герб г. Таганрога представляет собой щит четверочастный с сердцевым щитком. В первой серебряной части – два лазоревых пояса. Во второй пурпурной – вензелевой имя Петра 1 в виде инициала П и под ним надпись – 1698; все фигуры серебряные. В третьей лазоревой части – серебряный осетр в пояс. В четвертом, серебряном поле – золотой кадуций поверх двух положенных накрест золотых якорей с двумя лапами того же металла. В золотом серцевого щитка – червленый вписанный уширенный крест.
Педагог: У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Флаг - основной символ государства, описание которого устанавливается законом. Через цвета и изображения осмысливается место народа в мире и исторические задачи. Основная функция состоит в том, чтобы сплотить патриотической символикой государственное и общественное единство и отразить высокие идеалы. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.
Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
1. Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
2. Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
3. Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
Педагог: Давайте попробуем расшифровать цвета нашего флага.
(выступления учащихся с предположениями)
Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
(звучит фонограмма стихотворения «Российский флаг»)
Педагог: Флаг г. Таганрога представляет собой полотнище с соотношением сторон 1 : 2, разделенное по горизонтали на пять равновеликих полос – поочередно три белых и две голубых; в центре, поверх полос, располагается желтая композиция в виде кадуция, наложенного на два соединенных накрест якоря.
Педагог: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Андреевский флаг является старым военно – морского флота России – еще со времен Петра 1. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.
Флаг СССР (1924 – 1991). Это было красное (или алое) знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.
Знамя Победы – наследник того знамени, которое было водружено над Рейхстагом в 1945 г. в знак победы над фашисткой Германией. Знамя символизирует не только победу в Великой Отечественной войне, но и великое мужество и подвиг всего нашего народа, проявленные в этой войне. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.
Педагог: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.
Кто из вас знает, что такое государственный гимн?
(учащиеся высказывают свое мнение)
Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.
до XVII в., Россия просуществовала без гимна
при Петре 1 «Преображенский марш»
При Николае I в 1883г. Официальный гимн Российской империи в 1833 – 1917 гг. «Боже царя храни»
После Октября гимном Советского Союза (до 1 января 1944 г.) стал «Интернационал»
С 1944 - 2000 гг. гимн «Союз нерушимый республик свободных…»
26 декабря 2000 года новый гимн
Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
(следуют ответы учащихся)
Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн на музыку Александрова был принят законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 (одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000). За принятие этого закона проголосовало 377 депутатов Госдумы (83,8%), против — 53 депутата (11,8%). При этом результаты поименного голосования показывают, что гимн пользовался поддержкой фракций КПРФ, «Единство», «Отечество — Вся Россия», ЛДПР, депутатских групп «Народный депутат», «Регионы России», Агропромышленной депутатской группы. Против него выступали демократические фракции — СПС и «Яблоко». Я прошу вас встать под гимн России. (звучит фонограмма гимна)
Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Приложение 1.
Гимн РФ.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Используемая литература:
1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2008.
2. http://www.rusflag.ru (текст и музыка российского гимна)
3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)
4. фонограмма стихотворения (автор и источник заимствования неизвестен)
Автор: Лаврентьева Снежана Павловна
→ snezhik 15.05.2011 4 6263 905 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.