Тематика классных часов для 5 - 11 классов
Автор: Вышинская Елизавета Марковна. Учитель русского языка и литературы МОУ «Яншихово-Чёллинская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики.
Классный руководитель 11 класса.
Тематика классных часов в 5 – 11 классах
Классный час в любой современной школе остается по сей день одной из главных форм внеклассной воспитательной работы. По-другому, классный час – это есть час классного руководителя, это форма прямого общения классного руководителя и его воспитанников, это форма воспитательного взаимодействия.
Классный час может проводиться в самых различных формах: в форме классного собрания, беседы, экскурсии, тематической лекции, читательской конференции, утренника, встречи с разными людьми, диспута, обсуждения статей из периодической печати и т.п. Наиболее распространенным является организационный классный час как способ коллективного обсуждения классных или общешкольных дел, как подведение итогов четверти, полугодия, учебного года, как дополнительное занятие для расширения кругозора обучающихся по определенной программе, например, по правоведению, экономике. Особого внимания заслуживает использование классных часов общения для решения конкретных воспитательных задач, определенных классным руководителем в плане воспитательной работы. Но нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание, которое зависит от возраста школьников, нравственных представлений и интересов обучающихся, а также целей и задач, которые ставит классный руководитель.
Проведение классных часов должно стать потребностью у классного руководителя и у воспитанников, поэтому к его проведению следует тщательно готовиться как педагогу, так и обучающимся. Если он задуман интересно и удачно проведен, то классный час играет большую роль в жизни любого обучающегося. Весьма приятно будет школьникам, если они сами будут принимать непосредственное участие при подготовке и проведении классного часа, также привлечение к этому мероприятию родителей обучающихся внесет в работу классного руководителя неописуемый вклад.
На мой взгляд, в системе работы школ не совсем уместно ставить вопрос: зачем и нужно ли проводить классные часы? По-моему, ответ однозначен: нужно и даже обязательно. Конечно, если проводить их формально, для «галочки», то целесообразнее, наверное, не проводить, лучше пожалеть время – свое и обучающихся. Если подходить неформально, то начинать надо с выявления целей использования определенной формы воспитательной работы, причем попытаться представить их в виде системы.
Классному руководителю важно помнить, что любая общность людей сильна в первую очередь традициями, и педагогу нужно направить усилия на формирование традиций именно его класса, его детей, причем надо подходить к нему системно, то есть желательно иметь своего рода программу проведения классных часов с 5 по 11 класс, чтобы не проводить одно и то же в каждый год, а дополнить, расширить знания детей с возрастом, разнообразить при необходимости.
Если учесть, что классный час в классах должен проходить в две недели один раз, а другие две недели – общешкольные мероприятия, то примерно 18-20 занятий выпадает на класс, да и то часть из них идет на подведение итогов, как уже отметили, четверти, полугодия и др., на обсуждение знаменательных дат. Оставшиеся часы можно распределить на воспитание культуры поведения, стремления к знаниям, профессиональной подготовки и на самовоспитание обучающихся, тематика таких классных часов в 5-м – 11-м классах я и привела ниже.
Тематика классных часов в 5 – 11 классах.
5 класс
Воспитывай себя сам. |
Учеба, знание – цель основная. |
Твоё поведение – не самоцель. |
Готовь себя к жизни. |
Беседа «С чего начать работу над собой?» |
«Учись учиться». Умеешь ли ты учиться? Утренник. |
Изучение «Правил для обучающихся» |
«Польза или пустая трата времени?». Бе- седа о роли кружков |
Что значит воспитывать себя? Диагностирование. |
30 минут в библио- теке: «Книги научат всему, умейте с ними дружить». |
Умеешь ли ты вести себя в общественных местах? Тест. |
«Все работы хороши – выбирай на вкус». Читательская конфе- ренц. В.Маяковский. |
Можно ли изменить свой характер? Анкетирование. |
«Отдых и труд чере- дуй – времени зря не теряй». Собрание. |
Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты есть». |
Конкурс сочинений «Кем быть? Каким быть?» |
Чувствуешь ли ты изменения в себе самом? Диагностика в конце учебн. года. |
Лекция «Человек, вооруженный знанием, непобедим». |
В гостях и дома. Ты пришел в гости - ты принимаешь гостей. Круглый стол. |
Профессии наших родителей (встреча с родителями) |
6 класс
Беседа «Вечные ценности человечества». |
Ученье и труд все перетрут. Что значит быть настойчивым во всем? Круглый стол. |
Диалог «Быть послушным – этого мало». |
Мой жизненный идеал. Могу ли я на него равняться? Мысли вслух. |
Свою судьбу мы строим сами. Психологическая игра |
Культура умственного труда в школе и дома. |
Твое поведение в школе и дома. Анкетирование. |
Лекция «Все великие люди любили труд». |
Кто ты: мамкин сынок или рыцарь пустоты? Игра-шутка. |
Собрание с участием родителей «Знание – сила». |
Мальчик с девочкой дружил. Конкурс – игра. |
«Выбираем работу по душе». Встреча с людьми разных профессий. |
Читательская конфе- ренция. Л.Андреев. «Кусака». |
Откровенный разговор «Трудности в учебе». |
Театр и музей начи- наются с вешалки. Подготовка к экскурсии. |
«Формула успеха – труд по признанию» Обсуждение мечты. |
7 класс
Познай себя. Великие люди о самовоспита- нии и их дневники. Обсуждение статей. |
Культура умственн- ого труда в классе и дома. Беседа вместе с родителями. |
Уважительное отношение к людям – основа культуры поведения. Диспут. |
Твой характер и твоя профессия. Анкетирование. |
Посеешь привычку – пожнешь характер. Беседа. |
Развивай внимание, речь, мышление, па- мять. Круглый стол. |
Дискуссия «Так ли необходимы бранные слова?» |
Уроки труда и выбор профессии. Диалог с учителем. |
Как стать мужественным и добрым? Диспут. |
Читательская конф- еренция. М.Горький «Страсть к чтению». |
Диалог «Друг сове-ршил плохой посту-пок-нужно ли его защищать?» |
Как нужно готовить себя к поступлению в ВУЗ? Встреча со студентами. |
Твоя программа самовоспитания. Обсуждение. |
Всем лучшим во мне я обязан книгам Конкурс дневников внеклассног. чтения |
Как слушать музыку? Круглый стол. |
Врач и педагог. Гуманность и ответственность профессии. Беседа. |
8 класс
Умей сказать «Нет». Обсуждение статьи из газеты. |
Что такое ум и как его развивать? Анкетирование. |
Эстетика речи. Тематическая лекция. |
Для чего нужна химия? Профессии, связанные с ней. |
Беседа «Воспитание уверенности в себе. Уверенность и самонадеянность». |
Барьер за барьером. Трудно ли учиться? Откровенный разговор. |
О вкусах спорят. Вкус и мода. Игра-КВН. |
Личное и общественное в выборе профессии. Тест. |
Похвальное слово дневнику. Как его вести? Дневники великих людей |
Беседа. Когда нужно начать подготовку к ЕГЭ? |
Посещение театра. |
Профессии «романтические» и простые. Обсуждение. |
Что значит жить собой. Методы самовоспитания. Диагностирование. |
Дискуссия. Нужен ли режим дня взрослому человеку? |
Нет большей роско- ши, чем роскошь человечес. общения Круглый стол. |
Пути получения образования. Подг-товка к профильно-му обучению. |
9 класс
Можешь ли ты считать себя воспит-анным человеком? Анкетирование. |
Как развивать логическое мышление. Решение логических задач. |
Читательская конфе-ренция «В жизни всегда есть место подвигам». |
Участие в олимпиа-дах–шаг к получе-нию профессии. Беседа. |
Как победить слабости и недостатки своего характера? Тест. |
Ценишь физический труд – цени и умственный. Диагностика. |
Эстетическое и этическое в поведении человека. Изучение Памятки. |
Экскурсия в родной город. ВУЗы Чувашии. |
Сила воли и её развитие. Откровен- ный разговор. |
Что такое способности и как их развивать? |
Вечер «Культура взаимоотношений юношей и девушек». |
Сколько стоит учеба в ВУЗе? Встреча с преподавателями. |
В здоровом теле здо-ровый дух. Беседа. |
Ох уж эти экзамены! Обмен опытом. |
Красота и здоровье. Лекция. |
Что такое призвание, как его найти? Тест. |
10-класс
Читательская конфе-ренция. В.Распутин. «Живи и помни». |
«Ульяновец»-газета студентов. Обсужде-ние статей. |
Воспитанность и образованность. Тождественны ли они? Вечер отдыха. |
«Быть студентом интересно». Встречи со студентами. |
Быть можно дель-ным человеком и ду-мать о красе ногтей. Круглый стол. |
Что значит быть остроумным? Перо острее шпаги. Кон-курс статей. |
Быть гуманным. Как развивать гуманность чувств? Круглый стол. |
Что такое професси-ональная этика, профессиональная непригодность? |
Диспут. Береги честь смолоду. |
Творческая фантазия и творческое вдохновение. Обмен опытом. |
Есть ли рыцари в наши дни? Достоинства девушки. Конкурсы. |
Многогранность знаний – залог успеха в жизни. Диалог с учителями. |
Все победы начина-ются с победы над самим собой. Тест. |
Чем больше ты знаешь, тем ты счастливее. Беседа. |
Гордость своей «малой» Родиной. Экскурсия. |
Гражданином быть обязан (грани долга). Изучение прав. |
11 класс
В себя как в зеркало гляжусь. Сам себя характеризую. |
У нас цель одна: экза-мены и экзамены. Откровенный разговор. |
Читательская конф-еренция. В.Тендря-ков. «Ночь после выпуска». |
Встречи с преподава-телями ВУЗов. Слет выпускников. Курсы подготовительные. |
Поговорим о себе Обсуждение характеристик. |
Будь внимателен при выборе экзамена. Беседа с учителями. |
Парень и девушка – сила и нежность. Диспут. |
Ты выпускник, ты и абитуриент. Беседа о значении сертификата. |
Уровень нашей воспитанности. Диагностирование Анализ результатов. |
Учиться всегда пригодится. Учиться никогда не поздно. Беседа. |
Давайте говорить друг другу комплименты. Круглый стол. |
Ты завтрашний молодой специалист. О продолжении учебы и работы после школы. |
Каким человеком в семье я вижу себя? Откровенный разговор. |
Копилка наших знаний. Какова она? Практическое исполь-зование знаний в жизни. Диалог. |
Школа-второй мой дом. Анкеты. Пожелания, советы классному руководителю. |
ИКТ в нашей жизни. Портфолио моё. Конкурс папок. |
Список использованных источников:
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. «Организация воспитательного процесса в школе». М. 2001.
«Воспитательная работа в школе». Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. М. 2006 № 5
Научно-методический журнал «Классный руководитель». М. 2007 № 4.
Журнал «Воспитание школьников».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вышинская Елизавета Марковна
→ 0055 15.06.2011 3 18142 3847 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.