Разработка классного часа «Без друзей меня чуть - чуть....»


Учитель русского языка и литературы

Шашко Н. Л.

МОУСОШ № 73 им. А. Ф. Чернонога, г. Воронеж


Разработка классного часа.

«Без друзей меня чуть – чуть …»


«Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания».

Цицерон.

Цель:

  1. Формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности,

  2. Сплочение классного коллектива.

Оборудование: сочинения- рассуждения учащихся о дружбе, о друге, рисунки учащихся на тему дружбы, высказывание о дружбе, пословицы, Ромашка «Дружба - это здорово!» Эпиграфы, аудиозапись песен о дружбе.

Предварительная подготовка:

Написание: Сочинений – рассуждений

на тему: «Что такое дружба»;

«Хороший ли я друг?»;

«Если бы у меня был друг (подруга)».

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент (дети сидят по периметру класса);

  2. Звучит один куплет песни «Если с другом вышел в путь...».

Слово классного руководителя:

Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались здесь в этом узком семейном кругу поговорить о дружбе, о ее законах, попробовать понять, что дружба - это важнейшая нравственная ценность на земле, и почувствовать, как это здорово, когда вокруг тебя друзья.

Как вы думаете ребята, что такое дружба?

А вот какое толкование этого слова дает нам великий собиратель слов Владимир Иванович Даль:

«Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их, в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении...»

А вот определение дружбы из словаря СИ. Ожегова «Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

И мне очень приятно было читать в ваших сочинениях о дружбе, о том, что вы тоже думаете так же;.Дружба - это привязанность к друг другу. Дружить можно как с мальчиком, так и с девочкой. У вас есть общие интересы, вы делитесь друг с другом радостями и горестями. Друг всегда выслушает тебя и подскажет, как поступить в данной ситуации. И ты не должен забывать о друге, если он заболел или попал в беду.

У меня есть друг. У нас много общих интересов. Когда у меня соревнования, он болеет за меня и всегда поддерживает. Радуется в месте со мной, когда я выигрываю. Я тоже болею за него, и тоже радуюсь его победам. Я не подводил его ни в какой ситуации. Думаю, что я для него тоже - настоящий друг, «Он меня не подведет!» И мне хотелось бы, чтобы наша дружба была на всю жизнь. Эти слова Максима очень созвучны словам русского поэта Евгения Евтушенко:

Ученик: «Люди сильны друг другом!».

Учитель: А какие качества, ребята, требуются для дружбы? На каких принципах строятся дружеские отношения?

Ответы учащихся записываются на листе ватмана.

Уважение, взаимное доверие, общность интересов, доброты, взаимовыручки, порядочность, требовательность, открытой критики, принципиальность.

Учитель: А может ли быть у человека много друз

В подтверждение ваших ответов мне хочется, чтобы вы вспомнили пример дружбы А.с. Пушкина с лицейским другом И. Пущиным, которому он посвятил свое знаменитое стихотворение «Мой первый друг...».

Ученик: (чтение стихотворения «Мой первый друг! Мой друг бесценный!»).

Учитель: Какое событие из жизни Пушкина нашло отражение в этом стих-и?

(Учитель обращается к иллюстрации «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»).

Учитель: Одним из принципов, требований, условий, который требует дружба, является готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, найти в себе ответ на вопрос:

Готов ли он встретить друга? А если у кого - то нет друга? В чем вы видите эту проблему?

Давайте послушайте стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг». И подумайте: А вы встречались с такими «друзьями» в жизни?

Ученик: А Барто «Требуется друг».

Учитель: Почему у девчонки возникли проблемы с друзьями

Учитель: Иногда дружбу понимают как снисходительность. Но это не одно и то же. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если ты совершаешь ошибку.

Если он позволяет вам делать то, что заведомо может принести вред вам или другим людям, и не пытается остановить вас, когда вы делаете что -то плохое, то он не настоящий друг.

Давайте посмотрим одну сценку:

Учащиеся: Сергей и Денис встретились, чтобы вместе пойти в компьютерный салон. Сергей недавно начал курить и предлагает Денису: Денис - Привет, Сергей!

Сергей - здорово, Денис!

Денис - Пойдем в компьютерный салон!

Сергей - Пойдем!

Денис - Ты, что курить начал?

Сергей - Да, недавно, хочешь?

Денис - Мне нельзя!

Сергей - Почему?

Денис - родители увидят, ругать будут! Сергей - А мы за угол отойдем! Денис - Нет, я недавно болел!

Сергей - Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет!

Денис - сказал, не буду, значит, не буду! Мне тренер не разрешает!

Сергей - Да он - то откуда узнает!

Учитель: Ребята, как бы вы продолжили этот диалог? Кто добьется цели и почему, как вы думаете

Учитель: Да, ребята, мы не можем заставить наших друзей измениться, но мы должны стараться помогать друг другу жить по совести. Я предлагаю вам решить несколько жизненных ситуаций.

1) Друг (подруга) прогуливает занятия в школе и вам предлагает делать вместе с ним то же самое

Ваши действия .

2) Ваш друг - одноклассник, обижается на вас, если вы не даете ему
списать по математике.

Ваши действия .

Учитель: В подтверждение ваших слов я хочу зачитать слова древнего философа Цицерона; которые мы взяли эпиграфом к нашему классному часу: «Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания».

Учитель: А теперь давайте послушаем, Законы дружбы, которые выработали учащиеся Павлышеской школы, где работал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

1. Не оставляй друга в беде.

Быть верным в дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть шибки, трудности испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди ему на помощь.

Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.

Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

  1. Дружба - это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

  2. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека проявлять заботу о друге.

  3. Быть требовательным к дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Учитель: Мальчик тоже может быть хорошим другом девочке. Возможно, поведение мальчишек кажется иногда странным, но их нужно понять и убедиться, что с ними бывает очень интересно.

Скажите, может ли существовать настоящая между девочкой и мальчиком?

И еще из этого же сочинения Татарченко. Всегда обращайся с другом так, как бы хотелось, чтобы он обращался с тобой! Не жалей добрых слов для настоящего друга.

Игра: «Скажите мне ласковые слова».

Давайте говорить друг другу комплименты.

(Учащиеся садятся в круг, передают друг другу мяч и произносят при этом добрые, ласковые слова).

Учитель: А сейчас я вам предлагаю небольшой тест, в котором вы оцените свою готовность быть настоящим другом.

  1. Настоящий друг делится новостями о своих успехах?

  2. Настоящий друг добровольно помогает в случае нужды?

  3. Не завидует другу?

  4. Хранит доверенные ему тайны?

  5. Не критикует других публично? 6. Не поучает, как нужно жить?

  1. Не использует доверенную тайну в своих целях?

  2. Не стремится переделать друга по своему образцу? 9.Не предает в трудную минуту?

  1. Доверяет свои самые сокровенные мысли?

  2. Уверен в своем друге?

  3. Искренен в общении?

  4. Первым прощает ошибки друга?

  5. Радуется успехам и достижениям друга?

  6. Может сказать другу то, что думает?

Итоги теста:

0-10 - Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящего друга.

Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

10-20 - У вас уже есть определенный опыт настоящего друга, но были и серьезные ошибки, в результате которого вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по- прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

20-30 - Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же..

Учитель: Послушайте стихотворение Р. Гамзатова, который предостерегает нас от ошибок.

Ученик читает стихотворение Р. Гамзатова: «Опасайтесь потерять друзей».

Учитель: Ребята, а какие пословицы, поговорки вы знаете о дружбе, друзьях. Ведь это мудрость народа и значит это верное утверждение.

Учитель: Ребята, когда - то о своих друзьях А.С. Пушкин сказал:

Друзья мои!

Прекрасен наш союз!

Он как душа не разделим и вечен. Ребята, а вы хотели бы, что бы о нашем классе, говорили - дружный класс? Что для этого нужно?

Что может сделать наш класс еще дружнее?

Конечно, общие дела, взаимовыручка, поддержка, поэтому я предлагаю вспомнить песню «Погода в классе» И в заключение споем песню о дружбе.

Итог: Дружба- это величайшая нравственная ценность и нам еще много сделать необходимо для того, чтобы мы могли с гордостью сказать единодушно - мы - дружный класс!

Выводы учащихся:

  1. Дружба - величайшая нравственная ценность.

Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.


Полный текст материала Разработка классного часа «Без друзей меня чуть - чуть....» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шашко Нина Леонтьевна  Нина73
10.04.2011 5 7993 1488

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК