Презентация по истории "Подготовка к ЕГЭ. Часть 1"


Слайд 1
? Задание №1 Чупров Л.А. МОУ СШ №3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Слайд 2
Прочтите отрывок из исторического источника и подготовьте ответы на вопросы в форме презентации. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Слайд 3
Русский историк XIX в. С.М. Соловьев писал: «В то самое время … когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем, мы находились в тяжком положении: с одной стороны наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой – мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот».
Слайд 4
1. О какой войне идет речь в данном отрывке? Когда она произошла? 2. Приведите факты, положения, подтверждающие, что Россия «оказалась в тяжком положении». Приведите не менее трех аргументов для обоснования вашего мнения. 3. Какой «спасительный переворот» произошел в истории России после этой войны? Как именно осуществлялся «спасительный переворот»? Укажите не менее трех последствий этой войны для истории России.
Слайд 5
1. Назовите основные этапы процесса объединения русских земель вокруг Москвы (четыре этапа) и дайте краткую характеристику каждого из них. 2. По мнению ряда историков, главной причиной Смутного времени начала XVII в. был династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о причинах Смутного времени вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. 1 января 1813 г. российская армия перешла Неман и начала Заграничный поход. Какие цели ставил Александр I, принимая решение о выступлении в поход? Укажите не менее двух целей. Каковы были цели российских воинов, участников похода? Укажите не менее двух целей. Каковы были последствия Заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. для международного положения России? Укажите не менее двух последствий. 5. Сравните основные положения «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 6
? Задание №2
Слайд 7
«Соединившись со всеми князьями русскими и со всей силой, пошел он против Мамая, скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе… В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели… Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей…» И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные… Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вел его…»
Слайд 8
1. Напишите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны. 2. Как автор относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения. 3. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? Назовите две. 4. В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.
Слайд 9
1. Назовите не менее трех целей реформ Русской православной церкви в середине XVII в. и не менее трех последствий преобразований, проведенных патриархом Никоном. 2. Историк и общественный деятель К.Д. Кавелин полагал, что в царствование Александра III проводился последовательно реакционный курс: «даже то, что щадила железная рука Николая I, было раздавлено неосмысленною рукой его внука». 3. Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Александра III вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. В середине XIII в. великий князь владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений. 5. Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине XIII в. отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трех причин. 6. Сравните систему управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведенных Петром I. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 10
? Задание №3
Слайд 11
Анализируя последствия войн для победителей и побежденных, историк XIX в. Б.Н. Чичерин писал: «Изучая историю, я все более убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным, если только в них есть достаточно силы, чтобы воспользоваться своим поражением для внутреннего обновления… Такова была Полтавская битва. Как часто, напротив, упоение успехом становится источником нового зла! Победы Наполеона были благом для побежденных, но Францию они привели к деспотизму и разорению. У нас за великими войнами… следовал период аракчеевщины… Точно так же и Крымская война была, в сущности, полезна только для нас. Поражение открыло перед нами новую эру».
Слайд 12
1. О каких войнах, в которых Россия принимала участие, говорит автор в этом отрывке? Назовите годы этих войн. 2. На примере одной из названных вами войн, подтвердите не менее чем тремя фактами суждение историка, выделенное жирным шрифтом. 3. Что под «новой эрой» понимает автор данного высказывания? Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Слайд 13
1. Назовите не менее трех условий проведения выкупной операции по реформе 1861 г. Укажите не менее трех последствий выкупной операции для социально-экономического развития страны. 2. Славянофилы в середине XIX в. резко отрицательно оценили преобразования Петра I, возложив на них ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о значении преобразований Петра I вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. В XV в. российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х гг. XVII в. царь Федор Алексеевич отменил местничество. 5. Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трех причин. Какое значение имела отмена местничества? Назовите не менее двух значений. 6. Сравните представления, лежавшие в основе теории официальной народности, и представления, которых придерживались в середине XIX в. славянофилы. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 14
? Задание №4
Слайд 15
Русский писатель XIX в. И.С. Аксаков, характеризуя деятельность Петра I, писал: «С Петра начинается Санктпетербургский период русской истории, в котором застает нас тысячелетие Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся ложь, все насилие дела Петрова, – вот чем окрещен был городок Питербурх при своем основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы».
Слайд 16
1. К какому направлению общественной мысли середины XIX в. принадлежал Аксаков? Приведите не менее трех доказательств. 2. С какими событиями автор связывает начало тысячелетнего периода русской государственности? Укажите не менее двух событий. 3. Какие реформы Петра I направили развитие России в сторону западной цивилизации? Назовите не менее трех реформ
Слайд 17
1. Раскройте причины государственной раздробленности Древней Руси (XII–XIII вв.). Раскройте не менее трех причин. Назовите не менее трех крупнейших политических центра этого периода. 2. Командующий 2-й русской армией П.И. Багратион неоднократно резко критически высказывался о деятельности командующего 1-й русской армией М.Б. Барклая де Толли в первый период Отечественной войны 1812 г. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о деятельности М.Б. Барклая де Толли вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. В начале XIX в. с программой реформ выступил М.М. Сперанский. 5. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования. 6. Какие иные представления по вопросу о перспективах развития страны высказывались в царствование Александра I? Назовите не менее двух представлений. Была ли реализована программа Сперанского? Почему? Приведите не менее трех причин. 7. Сравните экономическое развитие России в XVIII в. и в первой половине XIX в. Укажите, что было общим (не
Слайд 18
? Задание №5
Слайд 19
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у собой них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская Земля».
Слайд 20
1. Как называется документ, из которого взят отрывок? Кто его автор? 2. О каком событии идет речь в этом отрывке? Когда оно произошло по современному летоисчислению? 3. В чем суть Норманнской теории? Когда возникла эта теория? Укажите век.
Слайд 21
1. Назовите не менее трех основных черт политики просвещенного абсолютизма в России. Назовите не менее трех разработанных в первой четверти XIX в. проектов реформ и проведенных в то время преобразований, которые могут рассматриваться как продолжение политики просвещенного абсолютизма. 2. В период правления Александра III высказывались критические оценки судебной реформы 1864 г.; пореформенные суды называли опасными говорильнями и утверждали, что они способствуют росту революционного движения. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о значении судебной реформы вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. После смерти в 1538 г. Елены Глинской начинается ожесточенная борьба боярских родов за власть, которая длилась до достижения Иваном IV совершеннолетия. 5. Почему в России установилось «боярское правление»? Укажите не менее двух причин. Какие последствия оно имело? Укажите не менее двух последствий. 6. Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 г. и после проведения этой реформы. Укажите, что в положении дворян было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Полный текст материала Презентация по истории "Подготовка к ЕГЭ. Часть 1" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чупров Леонид Александрович  Летадиан
30.08.2009 2 8939 5339

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК