Задания части "С" некоторых вариантов ЕГЭ


Слайд 1
? Задание №1 Чупров Л.А. МОУ СШ №3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Слайд 2
Прочтите отрывок из исторического источника и подготовьте ответы на вопросы в форме презентации. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Слайд 3
Русский историк XIX в. С.М. Соловьев писал: «В то самое время … когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем, мы находились в тяжком положении: с одной стороны наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой – мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот».
Слайд 4
1. О какой войне идет речь в данном отрывке? Когда она произошла? 2. Приведите факты, положения, подтверждающие, что Россия «оказалась в тяжком положении». Приведите не менее трех аргументов для обоснования вашего мнения. 3. Какой «спасительный переворот» произошел в истории России после этой войны? Как именно осуществлялся «спасительный переворот»? Укажите не менее трех последствий этой войны для истории России.
Слайд 5
1. Назовите основные этапы процесса объединения русских земель вокруг Москвы (четыре этапа) и дайте краткую характеристику каждого из них. 2. По мнению ряда историков, главной причиной Смутного времени начала XVII в. был династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о причинах Смутного времени вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. 1 января 1813 г. российская армия перешла Неман и начала Заграничный поход. Какие цели ставил Александр I, принимая решение о выступлении в поход? Укажите не менее двух целей. Каковы были цели российских воинов, участников похода? Укажите не менее двух целей. Каковы были последствия Заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. для международного положения России? Укажите не менее двух последствий. 5. Сравните основные положения «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 6
? Задание №2
Слайд 7
«Соединившись со всеми князьями русскими и со всей силой, пошел он против Мамая, скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе… В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели… Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей…» И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные… Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вел его…»
Слайд 8
1. Напишите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны. 2. Как автор относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения. 3. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? Назовите две. 4. В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.
Слайд 9
1. Назовите не менее трех целей реформ Русской православной церкви в середине XVII в. и не менее трех последствий преобразований, проведенных патриархом Никоном. 2. Историк и общественный деятель К.Д. Кавелин полагал, что в царствование Александра III проводился последовательно реакционный курс: «даже то, что щадила железная рука Николая I, было раздавлено неосмысленною рукой его внука». 3. Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Александра III вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. В середине XIII в. великий князь владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений. 5. Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине XIII в. отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трех причин. 6. Сравните систему управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведенных Петром I. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 10
? Задание №3
Слайд 11
Анализируя последствия войн для победителей и побежденных, историк XIX в. Б.Н. Чичерин писал: «Изучая историю, я все более убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным, если только в них есть достаточно силы, чтобы воспользоваться своим поражением для внутреннего обновления… Такова была Полтавская битва. Как часто, напротив, упоение успехом становится источником нового зла! Победы Наполеона были благом для побежденных, но Францию они привели к деспотизму и разорению. У нас за великими войнами… следовал период аракчеевщины… Точно так же и Крымская война была, в сущности, полезна только для нас. Поражение открыло перед нами новую эру».
Слайд 12
1. О каких войнах, в которых Россия принимала участие, говорит автор в этом отрывке? Назовите годы этих войн. 2. На примере одной из названных вами войн, подтвердите не менее чем тремя фактами суждение историка, выделенное жирным шрифтом. 3. Что под «новой эрой» понимает автор данного высказывания? Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Слайд 13
1. Назовите не менее трех условий проведения выкупной операции по реформе 1861 г. Укажите не менее трех последствий выкупной операции для социально-экономического развития страны. 2. Славянофилы в середине XIX в. резко отрицательно оценили преобразования Петра I, возложив на них ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о значении преобразований Петра I вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. В XV в. российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х гг. XVII в. царь Федор Алексеевич отменил местничество. 5. Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трех причин. Какое значение имела отмена местничества? Назовите не менее двух значений. 6. Сравните представления, лежавшие в основе теории официальной народности, и представления, которых придерживались в середине XIX в. славянофилы. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 14
? Задание №4
Слайд 15
Русский писатель XIX в. И.С. Аксаков, характеризуя деятельность Петра I, писал: «С Петра начинается Санктпетербургский период русской истории, в котором застает нас тысячелетие Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся ложь, все насилие дела Петрова, – вот чем окрещен был городок Питербурх при своем основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы».
Слайд 16
1. К какому направлению общественной мысли середины XIX в. принадлежал Аксаков? Приведите не менее трех доказательств. 2. С какими событиями автор связывает начало тысячелетнего периода русской государственности? Укажите не менее двух событий. 3. Какие реформы Петра I направили развитие России в сторону западной цивилизации? Назовите не менее трех реформ
Слайд 17
1. Раскройте причины государственной раздробленности Древней Руси (XII–XIII вв.). Раскройте не менее трех причин. Назовите не менее трех крупнейших политических центра этого периода. 2. Командующий 2-й русской армией П.И. Багратион неоднократно резко критически высказывался о деятельности командующего 1-й русской армией М.Б. Барклая де Толли в первый период Отечественной войны 1812 г. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о деятельности М.Б. Барклая де Толли вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. В начале XIX в. с программой реформ выступил М.М. Сперанский. 5. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования. 6. Какие иные представления по вопросу о перспективах развития страны высказывались в царствование Александра I? Назовите не менее двух представлений. Была ли реализована программа Сперанского? Почему? Приведите не менее трех причин. 7. Сравните экономическое развитие России в XVIII в. и в первой половине XIX в. Укажите, что было общим (не
Слайд 18
? Задание №5
Слайд 19
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у собой них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская Земля».
Слайд 20
1. Как называется документ, из которого взят отрывок? Кто его автор? 2. О каком событии идет речь в этом отрывке? Когда оно произошло по современному летоисчислению? 3. В чем суть Норманнской теории? Когда возникла эта теория? Укажите век.
Слайд 21
1. Назовите не менее трех основных черт политики просвещенного абсолютизма в России. Назовите не менее трех разработанных в первой четверти XIX в. проектов реформ и проведенных в то время преобразований, которые могут рассматриваться как продолжение политики просвещенного абсолютизма. 2. В период правления Александра III высказывались критические оценки судебной реформы 1864 г.; пореформенные суды называли опасными говорильнями и утверждали, что они способствуют росту революционного движения. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о значении судебной реформы вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. После смерти в 1538 г. Елены Глинской начинается ожесточенная борьба боярских родов за власть, которая длилась до достижения Иваном IV совершеннолетия. 5. Почему в России установилось «боярское правление»? Укажите не менее двух причин. Какие последствия оно имело? Укажите не менее двух последствий. 6. Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 г. и после проведения этой реформы. Укажите, что в положении дворян было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 22
? Задание №6 Чупров Л.А. МОУ СШ №3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Слайд 23
Прочтите отрывок из исторического источника и подготовьте ответы на вопросы в форме презентации. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Слайд 24
Из работы известного историка XX в. Б.А. Рыбакова: «Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти, … то следует признать, что проводимая политика концентрации земель, ослабление уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя».
Слайд 25
1. Назовите период, о котором идет речь в отрывке и укажите временные рамки этого периода. 2. Какую политику и почему автор отрывка считает прогрессивной? Назовите не менее двух доказательств. 3. Какие слои населения и почему поддерживали прогрессивную политику князей? Назовите не менее трех слоев населения и не менее двух причин поддержки политики князей.
Слайд 26
1. Назовите не менее трех основных направлений государственной деятельности царя Алексея Михайловича. Приведите не менее трех конкретных примеров его деятельности. 2. В отечественной исторической науке существует следующее суждение о причинах выбора на русский престол Михаила Романова: бояре, которые играли главную роль на Земском соборе 1613 г., считали, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен». Какую другую точку зрения по вопросу о причинах избрания на русский престол Михаила Романова вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 3. Большинство наименований славянских племенных союзов образовывалось от названий занимаемой ими территории. Приведите не менее двух примеров. Для какого этапа в жизни общества это характерно? Объясните свой ответ. 4. Сравните положение русской буржуазии до Крестьянской реформы 1861 г. и после её проведения – до конца XIX в. (политическое и экономическое положение, сферы деятельности, политическая зрелость). Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 27
? Задание №7
Слайд 28
Отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича о настроениях в обществе. «Писатели, студенты, доктора, адвокаты, банкиры, купцы и даже крупные государственные деятели играли в либерализм и мечтали об установлении республиканского строя в России, стране, в которой только девятнадцать 85% русского народа лет пред тем было уничтожено крепостное право. было еще не грамотно, а наша нетерпеливая интеллигенция требовала немедленного всеобщего избирательного права для созыва Учредительного Собрания. Готовность Монарха пойти на уступки еще более разыгрывала аппетиты будущих «премьер-министров», а пассивность полиции поощряла развитие самых смелых революционных планов».
Слайд 29
1. О периоде правления какого императора говорится в отрывке? Укажите временные рамки (годы) этого правления. 2. Что автор воспоминаний подразумевает под «игрой в либерализм»? Приведите не менее двух доказательств. 3. К каким последствиям привело описываемое автором настроение общества? Назовите не менее трех последствий.
Слайд 30
1. Укажите не менее четырех основных итогов деятельности Ивана IV Грозного в области внешней политики. 2. Историк В.О. Ключевский считал, что все начинания Александра I были безуспешны. Какую другую точку зрения по вопросу о значении реформ, проведенных в период правления Александра I, вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 3. В конце XV в. появилось «Сказание о князьях владимирских». В этом произведении родословная московских князей вела свое начало от римского императора Августа. Какие еще действия, направленные на возвеличивание великокняжеской власти, вам известны (приведите не менее двух примеров)? Почему идеология возвеличивания княжеской власти становится явно выраженной на рубеже XV–XVI вв.? Укажите не менее двух причин. 4. Сравните положение крепостных крестьян и наемных рабочих в первой половине XIX века. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 31
? Задание №8
Слайд 32
Из работы современного историка В.И. Буганова: «Двенадцать лет спустя вспыхнуло мощное, хотя и скоротечное восстание в Москве – знаменитый «медный бунт»… Его участники – столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона – предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования. В известной мере повторилось то, что произошло во время «соляного бунта». Но обстановка к тому времени изменилась довольно заметно, поэтому и ход восстания и его финал существенно отличаются от того, что было в начале правления Алексея».
Слайд 33
1. В каком году и в связи с чем вспыхнуло описываемое в отрывке восстание? 2. Чем закончилось восстание? Назовите не менее двух итогов. 3. Почему финал «медного бунта» отличается от результатов «соляного бунта»? Приведите не менее двух причин.
Слайд 34
1. Назовите не менее четырех основных преобразований в социальной сфере, проведенных в царствование Александра III. 2. В.О. Ключевский считал движение декабристов «исторической случайностью, обросшей литературой». Какую другую точку зрения по вопросу о предпосылках возникновения движения декабристов вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 3. В X в. киевляне обратились к князю Святославу со словами: «Ты, князь, чужой земли ищешь и о ней заботишься, а свою покинул». С чем связан этот упрек в адрес Святослава? Приведите не менее двух примеров, подтверждающих эти слова. Какие еще внутренние и внешние задачи стояли перед киевской княжеской властью? Назовите не менее двух внутренних и двух внешних задач. 4. Сравните положение русского крестьянства накануне Крестьянской реформы 1861 г. и после её проведения – до конца XIX в. (сословные права, экономическое положение, сфера деятельности). Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 35
? Задание №9
Слайд 36
Отрывок из указа от 28 декабря 1881 г. о выкупе крестьянских наделов и прекращения состояния крестьян как временнообязанных. «…обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам, имея в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестьянами своих наделов в собственность, с содействием или без содействия правительства…по наибольшей части помещичьих имений крестьяне уже перешли в разряд крестьян собственников, и временнообязанных крестьян числится ныне сравнительно немного… Повелеваю: 1. Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян… перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года». Император Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян зависимости и устанавливая от крепостной
Слайд 37
1. Объясните, когда и в связи с чем возникли выкупные платежи? 2. Каких крестьян называли временнообязанными? Укажите не менее двух условий. 3. Почему правительством было принято решение, о котором говорится в указе? Приведите не менее двух причин.
Слайд 38
1. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в первой половине XVIII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры воин и походов XVIII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трех примеров). 2. В исторической науке существуют разные оценки монголо-татарского ига. Какие оценки ига, вы знаете? Укажите не менее двух. Какую оценку значения ига вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 3. Согласно «Повести временных лет» начало русской государственности связано с призванием на княжение варягов Рюрика, Синеуса и Трувора. Какие условия необходимы для возникновения государственной власти? Назовите не менее двух условий. Какие предпосылки для создания государства у славян имелись в IX в. (назовите не менее трех предпосылок). 4. Сравните реформы Алексея Михайловича и Петра I. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 39
? Задание №10
Слайд 40
Из «Манифеста», написанного С.П. Трубецким. «В Манифесте Сената объявляется:  Уничтожение бывшего Правления.  Учреждение временного правления до установления постоянного, выбранного представителями сословий…  Равенство всех сословий перед Законом…  Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин – все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу…  Приобретать всякого рода собственность, как то земля, дома в деревнях и городах…  Отмена подушных податей и недоимок по оным…  Уничтожение рекрутства и военных поселений.  Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».
Слайд 41
1. Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест», дату (число, месяц, год), место этого события и не менее двух фамилий соратников С.П. Трубецкого. 2. Используя текст источника, укажите, какие проблемы (не менее трех) и каким образом пытались решить соратники С.П. Трубецкого. 3. Чем закончилось событие, в связи с которым С.П. Трубецкой написал «Манифест»? Назовите не менее трех последствий этого события для дальнейшего хода истории России.
Слайд 42
1. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа. 2. Ряд историков считают, что внутренняя политика Екатерины II была последовательно крепостнической. Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Екатерины II вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 3. В середине XVII в. под руководством патриарха Никона были проведены реформы в Русской православной церкви. 4. Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий. 5. Сравните цели и содержание внутренней политики Александра I в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 43
? Задание №11
Слайд 44
Прочтите отрывок из исторического источника и подготовьте ответы на вопросы в форме презентации. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Слайд 45
Анализируя последствия войн для победителей и побежденных, историк XIX в. Б.Н. Чичерин писал: «Изучая историю, я все более убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным, если только в них есть достаточно силы, чтобы воспользоваться своим поражением для внутреннего обновления… Такова была Полтавская битва. Как часто, напротив, упоение успехом становится источником нового зла! Победы Наполеона были благом для побежденных, но Францию они привели к деспотизму и разорению. нас за великими войнами… следовал период аракчеевщины… Точно так же и Крымская война была, в сущности, полезна только для нас. Поражение открыло перед нами новую эру». У
Слайд 46
1. О каких войнах, в которых Россия принимала участие, говорит автор в этом отрывке? Назовите годы этих войн. 2. На примере одной из названных вами войн, подтвердите не менее чем тремя фактами суждение историка, выделенное жирным шрифтом. 3. Что под «новой эрой» понимает автор данного высказывания? Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Слайд 47
1. Назовите не менее трех условий проведения выкупной операции по реформе 1861 г. Укажите не менее трех последствий выкупной операции для социально-экономического развития страны. 2. Славянофилы в середине XIX в. резко отрицательно оценили преобразования Петра I, возложив на них ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о значении преобразований Петра I вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. В XV в. российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х гг. XVII в. царь Федор Алексеевич отменил местничество. 5. Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трех причин. Какое значение имела отмена местничества? Назовите не менее двух значений. 6. Сравните представления, лежавшие в основе теории официальной народности, и представления, которых придерживались в середине XIX в. славянофилы. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 48
? Задание №12
Слайд 49
Русский писатель XIX в. И.С. Аксаков, характеризуя деятельность Петра I, писал: «С Петра начинается Санктпетербургский период русской истории, в котором застает нас тысячелетие Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся ложь, все насилие дела Петрова, – вот чем окрещен был городок Питербурх при своем основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы».
Слайд 50
1. К какому направлению общественной мысли середины XIX в. принадлежал Аксаков? Приведите не менее трех доказательств. 2. С какими событиями автор связывает начало тысячелетнего периода русской государственности? Укажите не менее двух событий. 3. Какие реформы Петра I направили развитие России в сторону западной цивилизации? Назовите не менее трех реформ
Слайд 51
1. Раскройте причины государственной раздробленности Древней Руси (XII–XIII вв.). Раскройте не менее трех причин. Назовите не менее трех крупнейших политических центра этого периода. 2. Командующий 2-й русской армией П.И. Багратион неоднократно резко критически высказывался о деятельности командующего 1-й русской армией М.Б. Барклая де Толли в первый период Отечественной войны 1812 г. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о деятельности М.Б. Барклая де Толли вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. В начале XIX в. с программой реформ выступил М.М. Сперанский. 5. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования. 6. Какие иные представления по вопросу о перспективах развития страны высказывались в царствование Александра I? Назовите не менее двух представлений. Была ли реализована программа Сперанского? Почему? Приведите не менее трех причин. 7. Сравните экономическое развитие России в XVIII в. и в первой половине XIX в. Укажите, что было общим (не
Слайд 52
? Задание №13
Слайд 53
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у собой них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская Земля».
Слайд 54
1. Как называется документ, из которого взят отрывок? Кто его автор? 2. О каком событии идет речь в этом отрывке? Когда оно произошло по современному летоисчислению? 3. В чем суть Норманнской теории? Когда возникла эта теория? Укажите век.
Слайд 55
1. Назовите не менее трех основных черт политики просвещенного абсолютизма в России. Назовите не менее трех разработанных в первой четверти XIX в. проектов реформ и проведенных в то время преобразований, которые могут рассматриваться как продолжение политики просвещенного абсолютизма. 2. В период правления Александра III высказывались критические оценки судебной реформы 1864 г.; пореформенные суды называли опасными говорильнями и утверждали, что они способствуют росту революционного движения. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о значении судебной реформы вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. После смерти в 1538 г. Елены Глинской начинается ожесточенная борьба боярских родов за власть, которая длилась до достижения Иваном IV совершеннолетия. 5. Почему в России установилось «боярское правление»? Укажите не менее двух причин. Какие последствия оно имело? Укажите не менее двух последствий. 6. Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 г. и после проведения этой реформы. Укажите, что в положении дворян было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 56
? Задание №14
Слайд 57
Из работы известного историка XX в. Б.А. Рыбакова: «Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза феодальной раздробленности (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать,…а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры XII – начала XIII века во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».
Слайд 58
1. Укажите название и временные рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. 2. Почему автор считает этот период прогрессивным? Укажите не менее двух причин. 3. Приведите собственные аргументы, которые могут опровергнуть точку зрения автора, высказанную в последнем предложении. Назовите не менее трех аргументов.
Слайд 59
1. Назовите не менее четырех основных итога Куликовской битвы. 2. Некоторые историки считают, что реформаторская деятельность Александра I в начале XIX в. имела «микроскопические результаты» (В.О. Ключевский) 3. Какую другую точку зрения по вопросу о реформаторской деятельности Александра I в начале XIX в. вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. Во второй половине XVIII века в Россию стали проникать идеи политики «просвещенного абсолютизма». В чем выразилась противоречивость этой политики? Назовите не менее четырех противоречий. 5. Сравните взгляды славянофилов и западников XIX века на прошлое России. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 60
? Задание №15
Слайд 61
Из книги А.А. Зимина и А.Л. Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного». «Ливонская война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины – как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден… Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.».
Слайд 62
1. Укажите, когда происходила Ливонская война, и что было главной ее целью. 2. Используя Ваши знания из курса истории, ответьте, какие результаты Ливонской войны позволяют авторам утверждать, что война была проиграна? Назовите не менее двух результатов. 3. Укажите, какие две причины внутри и две причины вне страны помешали России выиграть войну.
Слайд 63
1. Укажите не менее трех основных проблем, составлявшие понятие «крестьянский вопрос» в России в первой половине XIX в. Назовите не менее двух мероприятий первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос. 2. Некоторые историки считают, что распространение марксизма в России в конце XIX в. можно объяснить влиянием со стороны западноевропейского революционного движения. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о причинах распространения марксизма в конце XIX в. вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. Назовите не менее двух реформ в области управления крестьянами и финансов, проведенные в период правления Николая I. Каковы их последствия? Назовите не менее трех последствий. 5. Сравните положение крестьянства согласно Судебнику 1550 г. с положением крестьянства согласно Соборному Уложению 1649 г. Укажите, что в этом положении было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Слайд 64
? Задание №16
Слайд 65
Из официального документа XIX в.: «1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности. 2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются… 10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение… 17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы жребию и 9 лет в запасе… 20. Указанные в … статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность».
Слайд 66
1. Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа. 2. Применяя знания по курсу истории, а также информацию из источника, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой. Назовите не менее трех новшеств. 3. Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите даты этой войны.
Слайд 67
1. В чем состояло историческое значение побед, одержанных под руководством Александра Невского? Укажите не менее трех значений. Назовите не менее двух побед Александра Невского. 2. Многие историки дают негативные оценки личности и политики Ивана IV Грозного, подчеркивая деспотизм, жесткость царя, бессмысленность опричной политики, плачевные итоги его правления. 3. Какую другую точку зрения по вопросу о личности и общих итогов царствования Ивана IV Грозного вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. «Дней Александровых прекрасное начало» в сознание современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни. 5. Назовите не менее трех основных вопросов русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов. 6. Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политического устройства ВладимироСуздальского княжества и Новгородской земли в XIII – XIV вв. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Полный текст материала Задания части "С" некоторых вариантов ЕГЭ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чупров Леонид Александрович  Летадиан
06.09.2009 0 12318 10083

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК