Презентация "Животные в годы Великой отечественной войны"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г.Казани

Методическое объединение учителей начальных классов

Внеклассная работа











Конспект классного часа
«Животные в годы Великой отечественной войны» (для 2-4 классов)











Выполнил:

Галиуллина Г.И.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.



Проверил:

Новикова О.Е.,

заместитель директора по УВР





г. Казань

2013 год

Цель мероприятия: показать особую значимость отношений животных и человека в военное время способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, соотечественников, на примере наших прадедов, храбрости и мужества всего народа.

Задачи: 

  • Познакомиться с «профессиями» животных на войне;

  • Почувствовать сострадание и ответственность по отношению к «братьям нашим меньшим»;

  • Активизировать работу по поиску материалов о «службе» животных на войне и в тылу.

Ход мероприятия

- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какую памятную годовщину будет отмечать вся наша страна в этом году?

Д: …

- Да, в этом году мы будем отмечать 68-ю годовщину победы в Великой отечественной войне!

Играет тихо песня «День Победы».

Учитель читает стихотворение:

На миг представь себя ты среди них,
Средь тех, кто вырывал окопы.
Кто слышал, что свист пуль ещё не стих,
А руки в кровь… И шли солдатов роты.
А в тех строях шли милые такие,
Отцы, родные, братья, сыновья…
И прикрывали грудью всю Россию.
Отечество обороняя для тебя!
И шли они тогда навстречу смерти,
Оставив страх – пусть замирает кровь.
А дома ждут, ну, хоть какой-то вести.
И нет оружия сильнее, чем любовь.
Любовь жены, что ждёт и, может быть, дождётся;
Любовь детей, уж плохо помнящих отца;
И материнская любовь слезой прольётся.
Родные верят в своего защитника-борца!
Уж много лет минуло после той войны кровавой,
Но, призываю, связь не утеряй!
И положи на памятник цветок ты алый,
И о цене Победы никогда не забывай!

Действительно, цена Победы оказалась очень велика – 27 миллионов человек… Миллионы семей лишились близких, любимых людей.. Разбитые судьбы… Но как бы то ни было, это свершилось, наша страна смогла победить в этой войне. Как ни странно, в ногу с людьми завоевывать победу шли и братья наши меньшие. А вот какие именно, вы узнаете, отгадав загадки (загадываю, ответы записываю на доску):

1. Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает.
(Собака)

2. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

  1. Да, умею я летать,
    Да, умею ворковать,
    Но, поскольку, не задира,
    Я еще и символ мира! (голубь)

3. Отлично плавают, ныряют, теплоходы обгоняют. Если появляются, все ими восхищаются. (Дельфины).

- Молодцы, ребята! А кто может сказать, почему именно эти животные шли в ногу с человеком в борьбе за победу?

Д:…

- Ответить на этот вопрос вы сможете, если определите главные умения и особенности этих животных.

Работа в группах.

- По одному человеку от группы подойдите ко мне и вытяните картинку того животного, которого вы будите описывать. Как будите работать?

Д: тихо, быстро, дружно.

- На работу даю 3 минуты. После того как закончится время, 1 человек от группы выходит и представляет мнение своей группы. Задание понятно? Время пошло!

Представление результатов.

- Молодцы! Теперь можно немного отдохнуть! Учитель проводит физкультминутку.

- Перед физкультминуткой каждая группа представила свою работу, выбрав те качества животного, которые могли бы помочь людям в борьбе с фашизмом. А теперь в течение одной минуты придумайте «профессии» этим животным, которые могли быть полезными на войне.

Представление результатов.

- Отличная работа! Действительно, вы правы, но истории известны еще несколько профессий этих животных. Лошади с древних времен использовались как средство передвижения людей и тяжелых предметов, и ВОВ не исключение. Во время войны лошади были незаменимы.

Голуби, благодаря высокой скорости полета и способности возвращаться домой служили почтальонами, тайно передававшими различные секретные послания.

Дельфины, обладая прекрасным ультразвуковым слухом, помогали находить мины под водой, обезвреживали вражеских шпионов – аквалангистов.

А вот с собаками отдельная история. Эти четвероногие друзья проявили себя со всех сторон:

  • Сторожевые собаки использовались в боевом и сторожевом охранении, в засадах для своевременного обнаружении врага ночью и в ненастную погоду. Собака без лая, а лишь натяжением поводка и поворотом туловища указывала направление грозящей опасности

  • находили мины

  • обезвреживали танки (к собаке привязывали мины, и она забегала под вражеский танк, взрывая его). За время войны, таким образом, были подорваны более 300 вражеских танков!

  • Славно потрудились на дорогах войны и ездовые собаки. Зимой на нартах, а летом на специальных тележках с поля боя вывезено 700 тысяч тяжело раненных. Подвезено к боевым частям 5 900 тонн боеприпасов.

  • Собаки-связисты в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах для установления связи проложили 8 тыс. км телефонного провода. На их боевом счету более 200.000 доставленных донесений. Нередки были случаи, когда даже тяжело раненная собака доползала до места назначения и выполняла поручение.

  • Санитарные собаки находили тяжело раненных воинов в сложнейших условиях - в лесах, болотах, оврагах и приводили за ними санитаров, неся на своих спинах тюки с перевязочным материалом.

- Таким образом, наши четвероногие друзья внесли свою лепту в общую Победу! Они совершали героические поступки, смело шли вперед! Людям – героям в память об их подвиге ставят памятники. А как же братья наши меньшие? Как вы думаете, они достойны того, чтобы и их героизму был воздвигнут памятник?

Д: Да!

- А в нашем городе есть такие памятники?

Д: нет

- Вы бы хотели, чтобы у нас появился хотя бы 1 памятник животным – героям?

Д: да!

- Тогда предлагаю всем, кого заинтересовала эта тема нарисовать эскиз такого памятника любому животному, о котором мы говорили сегодня.

- Итак, сегодня мы с вами говорили о животных, помогавших людям победить в войне. Какие это животные?

Д: …….

- Чем они занимались?

Д: ………..

- Молодцы! Вы были внимательны на занятие! А сегодняшний классный час подошел к концу. Всем спасибо за участие!





















Список использованной литературы

Использованные дополнительные материалы

  1. Шачинова С.Н. «На миг представь себя ты среди них…»

  2. Садовников Д. Н. - Загадки русского народа.

  3. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.

Интернет – источники

  1. http://www.therunet.com



Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г.Казани Животные в годы Великой отечественной войны классный час для учащихся 2-4 классов Автор: Галиуллина Гузель Ильдаровна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №9» г.Казани
Слайд 2
Четыре года… 1418 дней… Более 27 млн. человеческих жизней… Тяжелейшим испытанием легла Великая Отечественная война на наш народ. Но не только оружием завоевывали победу. Через всю войну рядом с людьми в боевом строю шли животные. Собаки, лошади, птицы…. Они были невольными участниками боевых действий. Они помогали побеждать…
Слайд 3
Слайд 4
В войнах люди всегда находили место и для животных «Гуси спасли Рим» - все знают эти слова. Княгиня Ольга, мстя древлянам за убитого мужа, обложила их легкой данью – два голубя со двора. Селения древлян сгорели – каждый отпущенный голубь, возвращаясь домой, принес подожженную паклю.
Слайд 5
В сравнении с современными самолетами, бомбами, ракетами, системами раннего обнаружения противника подобные средства вызывают улыбку. Но и в наши дни, как столетия назад, животные уверенно занимают свое место в боевом строю рядом с человеком. Какими «специальностями» овладевают на войне наши меньшие братья? Как помогают человеку в тылу? Помнят ли люди заслуги
Слайд 6
Главной силой всех правителей древности была конница. Только опираясь на нее они могли удерживать власть, отстаивать независимость своего государства, завоевывать другие страны и народы. Без лошадей не было армий.
Слайд 7
Лошади на войне возили орудия, служили в обозах, носились по степям с легкой, как птица, тачанкой…
Слайд 8
В средние века лошадь старались защищать латами; позже она стала носить противогаз. Лошадь делила с человеком все опасности боя…
Слайд 9
Конь слабее мотоцикла. Он бежит со скоростью 10-20 км. в час, одолевая за сутки максимум 100км. Но зато лошадь проскачет там, где машину придется нести на руках. Конница всегда идет по кратчайшему пути через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов.
Слайд 10
Слайд 11
Еще в глубокой древности люди начали использовать собак на военной службе. Этому способствовало то, что собаки обладают хорошим зрением, прекрасным слухом и обонянием, выносливостью… Огромные боевые псы защищали колесницы древних полководцев, караулили военнопленных. Одетые в ратные доспехи псы защищали пограничные посты римлян, участвовали в сражениях. Во время I мировой войны собаки служили как связисты, почтальоны, санитары, ищейки, подносчики патронов, сторожа, помогавшие охранять прифронтовую полосу.
Слайд 12
В августе 1924 года в России была создана Центральная школа военного собаководства. Во время Великой Отечественной войны она стала основной базой по подготовке спецподразделений для боевых действий с применением служебных собак.
Слайд 13
Во время Великой отечественной войны в прифронтовой полосе особой любовью пользовались собаки-санитары, отыскивающие раненых, приносившие им воду, перевязочные материалы.
Слайд 14
Ездовые собаки сыграли неоценимую роль в освоении Крайнего Севера. Запряженные в легкие сани – нарты, они перевозят грузы, людей, почту. Во время войны на собачьих упряжках вывозили с поля боя раненых, под огнем врага доставляли на передний край боеприпасы и продукты, привозили даже легкие орудия.
Слайд 15
К концу войны насчитывалось немало упряжек, которые перевезли по 800-900 раненых, доставили на передовую по 20-30 тонн груза – боеприпасов, продуктов питания, медикаментов. Всего же ездовые собаки вывезли с поля боя 680 000 раненых солдат и офицеров, доставили на линию фронта 5862 тонны боеприпасов.
Слайд 16
Участок фронта, подвергнутый артиллерийскому и пулеметному обстрелу превращается в ад. Под ливнем огня рвутся провода, посланный с донесением боец будет убит, в лучшем случае ранен, не достигнув цели…
Слайд 17
В 1944 г. при ликвидации Никопольского плацдарма пес по кличке Джек доставил 2982 боевых донесения. Причем, он поддерживал связь между частями переплывая через Днепр! Более 200 000 важных боевых донесений доставили собаки за неполных 4 военных года. Они протянули около 8000 км кабеля.
Слайд 18
Во время Великой Отечественной войны родилась новая специальность собаки: борьба с вражескими танками. Вожатый выпускал собак из окопа прямо на танк. С привязанным к телу смертоносным зарядом, они бросались на движущуюся крепость. Сотни вражеских машин подорвали бесстрашные животные. Были случаи, когда, увидев выпущенных четвероногих подрывников, гитлеровцы поспешно отступали. Собаки-подрывники уничтожили более 300 вражеских танков – примерно две дивизии!
Слайд 19
Еще одна военная специальность собаки – служба миноискания. Для этого использовались собаки с острым чутьем служебных и охотничьих пород. Четвероногие саперы по запаху находили зарытый «сюрприз» и садились рядом, а человек осторожно извлекал и обезвреживал смертоносную находку. Более 4 000 000 мин было обнаружено собаками.
Слайд 20
70 000 собак в годы Великой отечественной войны прошли славный боевой путь с нашими бойцами от Москвы до Берлина… Впервые собаки идут рядом с человеком и на Параде Победы…
Слайд 21
Немало четвероногих ветеранов после войны вернулось домой. а на погибших псов, так же, как и на всех солдат, бывшим хозяевам приходили похоронки… Несли лихих всадников и тянули обозы безотказные лошади. Никто не знает, сколько их простужалось, уставало, голодало, вместе с людьми терпело страх и боль…и выполнило свой долг.
Слайд 22
Но не только благодаря собакам и лошадям победил наш народ
Слайд 23
Не только на фронте помогали человеку «меньшие братья». И в тылу, и на оккупированных территориях животные и человек вместе переносили тяготы и лишения суровой поры…
Слайд 24
…У капитана Сибирина был обычай: вручать жене подарок, возвращаясь из рейса. Однажды таким подарком стал щенок сенбернара Руслан. Вскоре капитан ушел в рейс и больше не вернулся. Из щенка вырос прекрасный умный пес. В войну, как и все, голодали вдова капитана и ее верный друг. В один из дней Руслан с утра исчез…
Слайд 25
У одного из причалов в порту моряки грузили баржу. Несколько человек сортировали тюки, а остальные таскали их в трюм. Руслан напряженно наблюдал за работой. Но вот один сортировщик отбросил связку дальше, чем следовало. Руслан схватил ее и понес. Сбросив ношу в трюм он отправился за следующей.
Слайд 26
Вечером на причал въехала кухня, запахло борщом. Моряки выстроились в очередь. В конце ее стал Руслан. Повар налил суп в свой котелок и протянул собаке. Но вместо того, чтобы наброситься на еду, пес осторожно взял котелок за дужку и понес. За ним отправились два матроса.
Слайд 27
Вернувшись домой, Руслан поставил котелок к ногам хозяйки. Следом вошли моряки. Неизвестно о чем говорила с ними вдова, о чем говорили они с командиром корабля. Но на следующий день Руслан раньше команды явился на причал, так же трудился, вызывая изумление и восхищение окружающих. А вечером, после рабочего дня, один из матросов нес за псом два котелка: один с большой костью, а другой - прикрытый бумагой. Так Руслан Сибирин, как значилось в ведомости, был принят на довольствие одного из военных кораблей.
Слайд 28
В Ростове-на-Дону есть памятник, на котором увековечен в бронзе голубь.
Слайд 29
21 ноября 1941 г. гитлеровцы захватили город и один из приказов оккупантов был об уничтожении голубей. Они хотели не допустить передачи сведений нашим войскам за Дон. Только голуби Вити Черевичкина, не подчинившегося приказу, носили разведывательные данные через Дон в Батайск. Выслеженный фашистами Витя был убит с голубем на руках. Ему было 14 лет.
Слайд 30
После войны в Ростове-на-Дону открыли парк имени Вити Черевичкина, где установлен памятник, на котором мальчик прижимает к плечу голубя. Стелла у входа в парк
Слайд 31
К сожалению, нет ни одного памятника животным, верно служившим человеку в суровые военные годы… Но образ птицы стал символом вечной памяти погибшим
Слайд 32
Мне кажется порою, что солд С кровавых не пришедшие по Не в землю нашу полегли ког А превратились в белых жура Памятник погибшим войнам в г. Чирке
Слайд 33
Они помогли нашему народу одержать победу в Великой Отечественной войне.
Слайд 34
Эта небольшая страничка войны заставляет нас с еще большим уважением взглянуть на наших верных четвероногих и крылатых помощников. Главное, не обратить наших друзей в убийц. Горшок со змеями, брошенный в лагерь неприятеля в древней войне мог поразить десяток людей. Пробирка с бациллами в руках преступников против мира страшна не меньше ядерной бомбы…
Слайд 35
Список используемых источников Источники иллюстраций: http://www.socialvet.ru http://nsportal.ru Фото из личного архива Интернет-источники: http://ianimal.ru http://parapsicholog.livejournal.com

Полный текст материала Презентация "Животные в годы Великой отечественной войны" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галиуллина Гузель Ильдаровна  xoroshka
13.11.2013 0 17410 2924

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК